"Человек - Природа - Техника" - под этим девизом в течение пяти месяцев работала грандиозная выставка в Ганновере.Антон УТКИН Всемирные выставки (ныне их называют ЭКСПО), проводимые раз в несколько лет, всегда становились явлением исторического масштаба. Вспомним хотя бы парижскую, собравшую в 1889 году 50 миллионов посетителей, - в честь нее была построена Эйфелева башня. На рубеже XXI века 175 государств планеты принял у себя немецкий Ганновер - юбилейная EXPO 2000 впервые в истории всемирных выставок представила не только национальные достижения участников в науке, технике и культуре, но и международные проекты будущего. Оглядываясь назад, на прошедшее столетие, с его войнами и техногенными катастрофами, цивилизованная часть человечества уже осознала, что обустраивать закрытые для посторонних "райские уголки" посреди глобальной свалки, на которой борются за выживание миллиарды менее удачливых соседей по планете, бесперспективно - только вместе, всем миром, можно сохранить Землю пригодной и удобной для нормального существования. Тема экологии так или иначе присутствует в павильонах развитых государств сегодня уже не принято гордиться промышленной мощью, да и технические новинки (которые неизбежно устареют через десяток-другой лет) отошли на второй план.8 12/2СОО ЗРГлавное - показать свои идеи, дух нации, квинтэссенцию того, чем страна будет жить в течение всего грядущего века. Для этого в ход идут все мыслимые художественные приемы, видео- и кинофильмы, насыщенные спецэффектами шоу. Красоту и чистоту своей природы демонстрируют не только хозяева диких и безлюдных просторов, какие остались, скажем, в Канаде и Австралии, но и маленькие густонаселенные Дания, Монако, Андорра, не говоря уже о таких признанных обладателях белоснежных вершин и кристально чистых вод, как Австрия и Норвегия. И каждая заманивает к себе, раздавая красочные проспекты и каталоги отелей. Обойдя за пару дней полсотни национальных павильонов и стендов, ощущаешь себя туристом, объехавшим в быстром темпе полмира, и действительно хочется вновь побывать в далеком Непале, на знойной Ямайке, ледниках Гренландии... Автомобили как вехи технического развития за прошедшее столетие (не считая завсегдатая всевозможных шоу, немецкого "Жука") представили, пожалуй, только итальянцы: для них "феррари" и "мазерати" - нечто большее, чем для нас "жигули" и "волги", - не похвалиться могучими красавцами было бы совсем не в духе их создателей. Зато электромобилей,VПовальная мода на самокаты захлестнула Германию. - на них разъезжает и стар и ' млад. Самокаты продаются по 150 марок в обычных супермаркетах среди сумок и швабр и позволяют перемещаться по ровной поверхности вдвое-втрое быстрее пешехода. А в сложенном виде эту замечательную штуку можно носить под мышкой, как зонтик.\\__!_^^\\ ИЖ6Г11 %S*ZJ4как нельзя более соответствующих духу и тематике нынешней выставки, оказалось в избытке. Если, скажем, немецкий "Оскар" с солнечной батареей на крыше или итальянская двухмоторная "Эта Бета" еще только ждут своего тиражирования на конвейере, то норвежский "Тинк" (вот откуда не ждали!) уже вовсю выпускают. Трехметровый автомобиль с запасом хода 85 км разгоняется до 90 км/ч, конструкция рамная с навесными панелями из литого полиэтилена, двигатель мощностью 27 кВт, никелькадмиевая батарея весом 250 кг расположена под сиденьями. Завод в Бьоркеландене (50 км от Осло), принадлежащий, кстати, "Форду", способен делать до 5000 "тинков" в год, но планируется развернуть их сборку еще ив Италии, Голландии и Швейцарии. Помимо Европы, интерес к норвежскому симпатяге проявили в Калифорнии, где, как известно, самые жесткие в мире требования к чистоте выхлопа. Но пока "Тинк" продается только в Скандинавии по цене $15 300. Примерно столько же там стоят обычные машины А-класса с вдесятеро большим запасом хода, но бесшумность, легкость управления, безотказность, отсутствие выхлопа и, главное, налогов с владельцев делают свое дело - автомобиль, заправляющийся от розетки, начинает теснить бензиновых конкурентов. Да и сама территория выставки (из конца в конец - около пяти километров) буквально кишит бесшумным и безвредным транспортом - тысячи посетителей берут напрокат одноместные электроскутеры, двух- или четырехместные электромобили - а на чем же еще ездить в XXI веке? Видимо, идея вырабатывать энергию, сжигая топливо прямо на транспортном средстве, себя изживает, и проектирование все более хитроумных систем, вроде непосредственного впрыска и регулирования фаз, сегодня сродни расчету на компьютере шага волн стиральной доски... Но всех переплюнули, конечно, японцы, предложив делать автомобили из бумаги - именно такой станет символом будущей ЭКСПО 2005. Да, со стальным листом пора "завязывать" - выплавка металла требует огромных затрат энергии, да и его запасы небезграничны. За прошедшие 3000 лет хозяйственная деятельность человека, по сути, рассеивала железо по планете в виде ржавчины - если так пойдет и даль12/2000ше, добывать руду придется не в компактных месторождениях гематита и лимонита, а просеивая почву дачных участков... Пластмасса, которую Европа и Америка считают универсальным материалом будущего, рисуя радужные проекты полиэтилентерефталатовых автомобилей (см. ЗР, 2000, № 10), для японцев - тупиковое направление. Уже сейчас мир стонет от загрязнения среды и обилия заводов, хотя их продукцию потребляет лишь четверть населения планеты - большинство землян ведет экологически праведную жизнь, обходясь соломенной циновкой, пайкой риса и парой деревянных палочек. К концу XXI века нас будет 50 миллиардов. И если каждый захочет пить газировку из пластиковых бутылок, вставить ПВХ-окна и, тем паче, ездить на пластмассовой машине, придется застроить химзаводами всю Землю, включая Канарские острова, швейцарские Альпы и даже Рублевское шоссе. А если еще и сжигать триллионы использованных бутылок, как делают сейчас, пока их "немного", агония человечества будет недолгой... Япония серьезно намерена перейти на возобновляемые природные материалы. Свой павильон она выстроила из переработанной макулатуры: и наполнитель, и связующий клей - растительного происхождения. Второй ее грандиозный проект - глобальная система рециркуляции углекислого газа, призванная спасти Землю от парникового эффекта и климатической катастрофы. Опытные установки, улавливающие из воздуха С0 2и превращающие его в спиртовое топливо, в Японии уже работают; теперь дело за малым - понастро-нственныи военный экспонат ра - скульптурная композиция из сваренных воедино самых настоящих пистолетов, револьверов и автоматов. Так канадские художникиавангардисты предлагают использовать оружие в XXI веке.ить таких в Сибири, где по восемь месяцев в году топят углем и мазутом... Но самое интересное на ЭКСПО - тематические парки, созданные совместно международными командами ученых, инженеров и художников. "Энергия", "Транспорт", "Здравоохранение", "Среда обитания" - эти и другие экспозиции развернуты здесь с размахом, которому позавидуют многие специализированные музеи вроде Политехнического в Москве - все в движении, управляемо компьютерами, наглядность стопроцентная... Внимательно обследовав все одиннадцать парков (на что потребуется не9 АКТУАЛЬНО Выставки, салонымеркам) выглядит бутафорская свалка слегка запыленные книжки, банки, бутылки, игрушки... Произведение, над которым долго корпел немецкий художник, сжимает сердца цивилизованных европейцев. Видели бы они реальную, "живую" помойку на задворках принаряженных московских улиц! С битыми ртутными лампами, аккумуляторами, отработанным маслом в разрезанных пополам банках, объедками, крысами... И все-таки ЭКСПО - это в своем роде праздник - зачем портить людям настроение? Пусть сходят на российский стенд в павильоне 17, полюбуются на матрешек, попробуют морс из клюквы, не ведая, что ее собрали в стране, где леса и озера усыпаны свинцовой дробью, которую у нас до сих пор тысячами тонн продают охотникам... Где отгружают на стройки асбестовые плиты и шифер, где жгут пластиковый мусор под окнами горожан - дышите, мол, канцерогенными волокнами и диоксинами... менее недели), даже тот, кто никогда не учился в школе, получил бы почти полную картину современного состояния мира. Увидеть устройство галактик и планет, проследить эволюцию животных и человека, побывать на заводах, электростанциях, угольных шахтах - фантастически интересно! И все это не по книжкам, а при непосредственном вашем участии в настоящих спектаклях, мастерски разыгранных организаторами парков - эффект присутствия гарантирован. Объединенный павильон "Планета грез" и "XXI век" - самый посещаемый: давно забывшие, что такое очередь, европейцы покорно топчутся два часа, чтобы, попав внутрь, прочувствовать мудрость ушедших поколений и заглянуть в будущее. Общая черта всех тематических парков - атмосфера легкой тревоги и, одновременно, оптимизма: да, проблемы сгущаются, как тучи над головой, но не зря ведь человек называет себя "сапиенс", то есть "разумный"... Что примечательно - все это пятимесячное и пятикилометровое зрелище рассчитано в основном на жителей благополучного Запада: именно им, моющим тротуары шампунем и сортирующим мусор по разным бачкам, хотят рассказать авторы экспозиций о том, что далеко не все в порядке в этом мире. Как наивно и трогательно (по нашим, российским Нет, наверное, не им, а нам полезнее уроки Ганновера - стыдно оставаться дикарями в третьем тысячелетии. Надо ли ждать, пока чиновник поумнеет и даст команду прекратить, запретить, закрыть и демонтировать? Может, попробовать вначале "каждый за себя"? Не покупать тормозные колодки с асбестом и этилированный бензин (пусть их производители разоряются), менять масло только на крупных СТО, где организован его сбор, ездить на машине только по серьезной необходимости, а не просто на работу. Тем более, что есть у кого поучиться...•