ставляла 1,23 г/см3, а напряжение на клеммах - 12,5 В. (Батареи ставились на подзаряд после заливки электролита плотностью 1,27 г/см3 и часовой пропитки.) Подобная работа на профессиональном оборудовании при зарядке постоянным током 5,5 А занимает примерно 4 часа. С первых же минут стало ясно, что уход в профессионалы нашим участникам не грозит - ожидаемый средний ток они выдать не смогли. "Минчанин" начал работу с рубежа 4,5 А, но уже через час опустился на отметку 3,3 А. "Петербуржец" стартовал еще скромнее - с 2,3 А, а через час "снизился" до 1,8 А. "Супер" оказался вовсе рахитом - начальный ток 1,85 А через час упал до *, ,5 А. Что ж, если даже стартовые токирое время прибор неожиданно потерял к батарее всякий интерес и отключился... После подобных неудач перспективу получить зачет по итогам стажировки сохранил только "минчанин" - его солидные габариты и неплохой начальный ток внушали некоторый оптимизм. Однако для этого предстояло сделать "невозможное" - зарядить глубоко разряженную батарею А41670 "Америкен" (плотность - ниже 1,1 г/см3, напряжение - 10,7 В). О времени речь уже не шла - ждали только результата. Через 12 часов, достигнув плотности 1,225 г/см3, "белорус" посчитал задачу выполненной и прекратил зарядку. Заряженность батареи составила 70-75%. Ладно, сойдет - заработал Центробежный насос, работающий "удовлетворител ь но". от бортовой сети, придется по душедачнику, пригодится в гараже, не помешает ив дальней дороге.Чтобы вымыть машину, полить садовый участок, наполнить бочку на крыше душа, откачать воду из затопленного погреба или смотровой ямы в гараже, нужно немало потрудиться. Сколько ведер придется перетаскать?.. Ни одного! Помещаем в воду насос, пускаем двигатель, "кусаем" "крокодилами" клеммы аккумулятора и зажурчал ручеек. Сердце "мойдодыра" - электродвигатель, заимствованный из авиации, - защищено от воздействия воды прочным корпусом и смолой-изолятором. Такой скафандр позволяет насосу совершать глубоководные (до семи метров!) погружения, не опасаясь течи и короткого замыкания. Производительность насоса НЦ-300 0.5 м3/ч. Если же требуется напор побольше, к примеру, для мытья колесных арок или днища автомобиля перед антикоррозионной обработкой, напряжение увеличивают до предельно допустимых 36 В. Для этого насос подключают к прилагаемому в комплекте блоку питания БППТ1218, работающему от бытовой электросети 220 В. Правда, такой "довесок" почти вдвое увеличивает стоимость и без того недешевого (около $20) насоса. И последнее: не ждите от "мойдодыра" чудес - это не мойка высокого давления, а посему не поленитесь предварительно как следует разворошить толстый слой грязи щеткой. Техническая характеристика центробежного насоса НЦ-300 Напряжение питания - 12 (36) В; потребляемый ток - не более 9,5 А; производительность при напоре 7м вод. ст. 0,5 м*/ч; габарит - 100x120x220 мм; мае са-5 кг.такие низкие, то откуда взяться солидному среднему току? Недаром инструкция к "Сонару" рекомендует при зарядке мощных батарей подключать несколько зарядных устройств параллельно... Понятно, что при таких темпах зарядка растянется на несколько суток. Особенно огорчил красавец "Компус", •но, может быть, ему просто не понравилась российская батарея? Повторяем эксперимент с "подсевшими" батареями "Баннер" и "Чемпион" - нет, больше 2А не выжать. Недалеко убежал и питерский "Сонар" - даже в полностью разряженную батарею "Варта" он подал ток всего 3,5 А, причем уже через полчаса уменьшил его втрое. Еще через некото-Различные способы заряда аккумуляторных батарей: а - при постоянном токе; б - при постоянном напряжении; в - ступенчатым током; г комбинированный заряд.Подводим неутешительные итоги. Слабенькие "автоматы" типа "Сонар" и "Компус Супер" больше напоминают игрушки, нежели серьезные приборы. Сильно разряженные аккумуляторы им не по зубам - нужна посильная помощь "белоруса". А проще всего не мучиться и отнести севшую батарею в мастерскую - быстро и недорого. Редакция благодарит аккумуляторную лабораторию при НИИАЭ за помощь в подготовке статьи.Наш советВЗАКЛЮЧЕНИЕ - рекомендация профессиональных "аккумуляторщиков". Приобретая новый, заправленный электролитом аккумулятор, не стесняйтесь проверять его по всем статьям. Первым делом сдерите с него защитную упаковочную пленку, какой бы красивой она ни была, и убедитесь, что корпус не поврежден - такое случается довольно часто. Затем попросите продавца измерить плотность электролита - она не должна быть ниже номинальной более чем на 0,02 г/см3, что соответствует примерно 80-процентной заряженности батареи. Последнюю проверку следует провести с нагрузочной вилкой - ее вольтметр должен показать 12,5-12,9 В при отключенной нагрузке, а при включенной - не опускаться в течение 10 секунд ниже 11В. Такую батарею можно смело ставить под капот, позабыв на длительное время про зарядные устройства... Счастливого пути!ЗР 7/9965