70
71
72
в * р ицеп - выбор дачников и туристов. I I оптовиков и ремонтных бригад. Учиты9% вая потребности рынка, прицепами занялись многие предприятия России и ближнего зарубежья. Порой местная продукция расходится только в своем регионе, в других краях о ней не знают. В наш обзор попали наиболее известные и популярные модели. Их характеристики - в таблице. Приглядимся к некоторым прицепам повнимательней.Спрос на прицепы к легковым автомобилям растет с каждым годом. Предложение - тоже.Сергей КАНУННИКОВ, Максим САЧКОВ. Фото Сергея ИвановаСереднякиНа прицепы, способные перевозить 300-500 кг, самый бопьшой спрос, потому и моделей на рынке множество. Кузова вместительные, цельнометаллические, реже с фанерным полом; обязательно есть тент (ныне - непременная принадлежность вообще всех типов прицепов). Колеса - вазовские, как правило, вынесены заЧерты коллективного портрета - грузоподъемность до 300 кг, компактность (удобно хранить в любом гараже), небольшие собственная и полная массы (с ролью тягача справляется даже "Ока", а чтобы поставить тележку "на попа', не надо быть тяжелоатлетом), невысокая цена. Собственно, этим достоинства малышей исчерпываются. Недостатки - прямое их следствие: малые грузоподъемность и объем, слабоватые пружинные подвески, хилые 10-дюймовые колеса и ступицы. Конструкции не приспособлены к перегрузкам, плохим дорогам и высоким скоростям. "Уралтрансмашевская" модель 8236 типична для своей группы. "Железо" смотрится неплохо, а вот проводка сделана неаккуратно - оболочки жгута на всю длину не хватило. Уазовскую светотехнику при необходимости найти не сложно. Наличие штатной запаски добавит путешественнику уверенности. Для хранения дышло можно отвернуть. Открывающиеся передний и задний борта позволяют возить относительно длинные грузы. Если прицеп нужен позарез, а денег на него немного, то изделие с Урала - приемлемый выбор. Обеспечит транспортные потребности дачника, но, например, на строительстве спасует.борта грузовой платформы. Запаска в комплект не входит, поэтому владельцам тягачей - "волг", "нив" и "москвичей" советуем приобрести к прицепу третье колесо. Ступицы обычно "жигулевские", с двумя коническими подшипниками. Модели грузоподъемностью около 500 кг оснащают тормозами. памятуя требование изготовителей автомобилей. Если дышло не склады-ЭтаШННВПомните мотороллер "Вятка"? А его грузовую модификацию? Вятич - ее пото мок. Миниатюрные пружины, узкие и маленькие колеса, мотоциклетная светотехника. Открывается только задний борт: брус и доски уже не погрузишь. В остальном ВМЗ - почти двойник уральца.70ЗР 7/99 вается (подобных конструкций большинство). хранение средних прицепов в средних городских гаражах - проблема. Зачастую решают ее с помощью крепкой цепи, амбарного замка и... ближайшего дерева. В подвесках применяют три типа упругих элементов. Знакомые пружинные и рессорные соседствуют с современной, пришедшей от ведущих европейских производителей резиножгутовой схемой. Ее достоинства - полностью независимая подвеска колес, компактность (кузов можно поставить ниже, одновременно опустив центр тяжести, что очень важно для управляемости автопоезда), уменьшение неподрессоренных масс, возможность отказаться от амортизаторов. Если качество материалов высокое, а конструкция прос читана верно, резиножгутовая подвеска надежна и долговечна. Это доказано отечественными производителями, применяющими импортные узлы. Правда, прицепы с деталями именитых фирм дороговаты. Некоторые сетуют на жесткость резиножгутовых подвесок. На практике у груженого прицепа "прыгучесть" не больше, чем у моделей с пружинами или рессорами. Особенно если на последних ради удешевления конструкции пожертвовали амортизаторами. Сегодня почти каждый производитель предлагает несколько модификаций, различающихся подвесками, высотой тента и бортов, другими элементами.ровки. Дышло складывается у модификаций с резиножгутовой подвеской. "Топ-версии" оборудуют немецкими инерционными тормозами "Кнотт". Светотехника, прицепное устройство, опорная стойка - этой же фирмы. На рынке запчасти встречаются, хотя и не часто. Добротные, крепкие и долговечные "трейлеры" стоят недешево. Вряд ли их купят те, кому прицеп нужен два-три раза в год.Продуманная конструкция и невысокая цена - привпекательное сочетание. СзрЛМШ'8232 . Модель Орского завода тракторных прицепов - типичный представитель своей группы. Простой крашеный металлический кузов, открываются задний и передний борта, остальные довольно легко снимаются. С заменой светотехники проблем не будет - фонари от УАЗа давно не дефицит. Простой, с умеренной грузоподъемностью, зато цена приемлемая.Приличные грузоподъемность и вместитепьность. Невысокая цена. Недостатки: громоздкое нескладывающееся дышло и маленькие 10-дюймовые колеса. Оригинальные фонари на рынках, к счастью, встречаются. "Тонар-8188" - самая дешевая возможность перевозить 450 кг. Однако помните - маленькие ступицы требуют аккуратного обращения.У детища электромеханического завода "Авангард" непопулярная ныне конструкция: неудобные колесные ниши вылезли в кузов, уменьшив его полезный объем. Подвеска рессорная с гидравлическими амортизаторами. Дышло не складывается. Фонари троллейбусно-автобусные. их легко найти на рынках ив магазинах. Не слишком емкий, средней грузоподъемности. несколько архаичный прицеп купить можно очень дешево.Под общим индексом скрывается целое семейство крепких середняков грузоподъемностью 320-500 кг. Их оцинкованные кузова по сравнению с обычными крашеными меньше ржавеют, зато стоят дороже. Покупатель может выбрать низкий или высокий тент; остановиться на базовом варианте с единственным откидным бортом - задним - или доплатить 100 рублей за открывающийся передний; предпочесть крашеную или оцинкованную раму Прицеп с последней обойдется дороже на 3-5%. Помимо версий с резиножгутовой подвеской, предлагают более знакомые нашим автомобилистам - с амортизаторами и рессорами от "Москвича-2140". Пол - водостойкая 12-миллиметровая фанера. Обслуживание ступицы сведено к # н улю : двухрядный передний подшипник от ВАЗ-2108 не требует ни смазки, ни регули-Эта модель выделяется немаловажной деталью - проушинами под штатный "жигулевский" или "нивовский" домкрат. Попробуйте сменить колесо набитого мешками с картошкой прицепа! Впрочем, чтобы поднять БОМЗ, придется подкладывать доски или кирпичи: уж больно высоко расположена проушина. Все равно удобней, чем возить с собой особый домкрат для прицепа, а-ля "самарский" или уазовский. Передний и задний борта открываются, дышло складывается. Фонари (кстати. такие же, как у "тонаров') с боков закрыты скобками, которые защитят светотехнику при неаккуратном маневрировании.высоко сидит над дорогой. Помимо модели с пружинной подвеской, "Курганмашзавод" выпускает вариант с рессорами. Ступица у обеих модификаций универсальная: подойдет колесо от "жигулей", "самар" и заднеприводных "москвичей . В комплекте - металлические панели для наращивания бор-ЗР 7/9971 тов. Длинномеры курганцу тоже по плечу: передняя и задняя стенки откидываются, да и дышпо удлиняется. Кузов может выполнять самосвальные функции, без "отстежки" от тягача. В гараже КМЗ приживется: в вертикальном положении со сложенным дышлом он занимает не более 1м2 . Курганец - лидер по универсальности. А просят за него относительно недорого.Внушительные размеры и грузоподъемность помогут профессионапам окупить дорогое приобретение.ЗкяжелобесыПоявление на рынке множества моделей прицепов, способных перевозить более полутонны, обусловлено не дачно-садовыми, а коммерческоторговыми потребностями. К такому "хвосту" тягач нужен серьезный, да и управление солидным автопоездом требует навыков. Почти все тяжеловесы оборудованы инерционными тормозами. Много моделей с двумя осями. '/Прсй/1Ср-8298". Двухосные прицепы этого семейства грузоподъемностью 955-1010 кг по конструкции кузова, подвески и разнообразию модификаций аналогичны "трейлерам" средней группы (8294).Старший брат и конструктивный аналог модели 8188. Прицеп двухосный, но колеса 10дюймовые. Все борта откидываются. Некоторые пользователи, поездившие с этим "Тонаром", жаловались на петли бортов: тяжелый груз их постепенно разгибает. Для большинства дачников 8310 великоват, да ив хранении неудобен (дышло не складывается). А для серьезных перевозок скорее подойдут старшие братья на вазовских колесах - 83101 и 83102 (см. таблицу).Эта модель, хотя и одноосная, выглядит солидно. Колеса - вазовские, вынесенные за габарит кузова: для управляемости, да и погрузки-выгрузки плюс. Открывается только один борт, зато кузов меньше "дышит". Версия 86101 М - без тормозов. Подойдет и частникам, если гараж просторный. * Выбирая прицеп, помните: езда с "хвостом" имеет свою специфику (подробнее см. ЗР, 1999, № 5). Не пытайтесь обойти законы физики: все равно не получится. В вопросе соотношения масс прицепа и тягача следуйте рекомендациям заводов-изготовителей. Не секрет - мы часто требуем от своих прицепов слишком много. Перегружаем их, халатно относимся к состоянию деталей подвески и шин. Не забывайте - правильная эксплуатация автопоезда - залог не только его долговечности, но и безопасности.МодельПроизводительПолная масса, кг J00Грузоподъемность, КГ8263 ВМЗ-8291 82940Т 829400 82940Т 829400 82940Т 829400 8188 8279 "Сармат-8232" "Тарпан-500" KM3-8136 8298 8298 8298 8298 83101ГП Уралтрансмаш". Челябинск АООТ 'Молот", Кировская обл.. Вятские Поляны ООО "Трейлер", Московская обл., Ступино300 500 700 500 700 500 700 600 600 500 840 5401300 1300 1300 1300 1600200 190 3?5 500 320 500 32С 480 450 420 300 500 3901010 1000-"-"-"-"-•АО ПКФ "Тонар. Московская обл.. л. Губино АО БОМЗ'. Новгородская обл. Боровичи АО* Сармат, Орск ЭМЗ "Авангард", Нижегородская обл., Арзамас-16 ПО Курганмашзавод" Курган ООО "Трейлер", Московская обл., СтупиноГабарит, мм: длинах х ширина хх высота 2200x1580x1000 2225x1580x1000 2950x1660x1050 2950x1660x1500 2950x1660x1050 2950x1660x1500 3060x1660x1050 3060x1660x1500 3060x1660x1050 3060x1660x1500 3460x1660x1050 3460x1660x1500 3460x1660x1050 3460x1660x1500 2400x;SC0x750 2800x1720x1100 3000x1620x1135 2900x1600x940 3070x1770x1250 3460x1660x1050 3460x1660x1500 3460x1660x1050 3460x1660x1500 4500x1660x1050 4500x1660x1500 4500x1660x1050 4500x1660x1500 4640x1940x1735Внутренние размеры грузовой платформы,мм 1410x1000x340 1410x1000x340 1680x1140x300 1680x1140x300 1930x1140x300 1930x1140x300 2930x1140x300 2930x1140x300 1480x940x460 1750x1280x400 н.д. 1900x1200x250 1850x1200x250 2370x1140x300 2370x1140x300 3430x1140x300 3430x1140x300 2980x1440x1690 IКоличество осей 11Наличие тормозаТип подвескиПосадочный размер шины, дюймыСредняя цена, руб. 4200 3500 8600 8800 15100 15300 8500 8700 14200 14500 8300 9600 15600 16000 4800 6900 5650 5500 6300 20800 21200 25000 25300 22200 22600 26300 26700 14200 13900 10000 7000(6300) 6200+П ПРЖ или Р РЖ или Р РЖ или Р РЖ или Р РЖ или Р РЖ или Р10 10 13 13 13'+1313 13 10 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13 10 13 13+1 1111222222211+ + + ++РЖ ППРП или Р РЖ или Р РЖ или Р РЖ или Р РЖ или Р-• -'-*АО ПКФ "Тонар" Московская обл.. п. Губино965 9551150РЖ РЖ РЖ РЖ р2480x1860x740 1150 4120x2035x2210 83102 1600 3350x1560x940 8310 2220x1470x630 700 1000 750 3060x1590x1060 86101 (М) 1860x1040x520 1000 ПО "БелАЗ", Белоруссия, Жодино 1870x1270x400 510 2800:; 750x410 БелАЗ* 20 720 Условные обозначения:"+" - есть."-" - нет: РЖ - резиножгуговая; Р - рессорная; П - пружинная: н.д.- нет данных.-"-"-"-+ ++(-)72ЗР 7/99