128
шшшшшшJJh\0^{^j\~\0\{ С СЮРПРИЗОМУвеличился зазор между выжимным подшипником и пятой, стал больше свободный ход наружного конца вилки выключения сцепления и, стало быть, самой педали. Как поступает в таких случаях нелюбознательный водитель? Просто: старается вдавить педаль поглубже, посильнее. Так поступал и наш клиент. К чести его, правда, следует сказать, что сцепление он все же периодически регулировал, приводя свободный ход к норме (4,5-5,5 мм) - для чего "удлинял" толкатель рабочего цилиндра. И так - до полного краха! Но ни разу не обратил внимания на то, что происходившее с машиной было "противоестественным": в нормальном сцеплении по мере его износа свободный ход вилки, наоборот, уменьшается - и если совсем исчезнет, сцепление будет проскальзывать. Именно поэтому книги по ремонту рекомендуют контролировать важнейший размер Вв муфте. Для новой муфты "Москвича" этот размер должен составлять 48-51 мм. По мере износа деталей он несколько увеличивается (на 5-6 мм), уменьшаться же не имеет права! включении значительная часть осевого усилия передается по "новой схеме" - от нажимного диска на заднюю накладку ведомого... а от его ступичной части - непосредственно на болты маховика. Итак, вывод: если в сцеплении появились посторонние шумы, не стоит пассивно ждать их развития. Лучше разобраться сразу. Когда сцепление невозможно "чисто" выключить, это, как правило, говорит о конкретном дефекте, преодолевать который силой ноги неразумно. Вы, как и наш клиент, наверняка испортите диафрагменную пружину. И наконец, перед установкой сцепления следует проверять его контрольные размеры - они есть в литературе по ремонту. Почему-то многие автолюбители, а то и автомастера этим пренебрегают.JJНа "Москвиче-412" стало пробуксовывать сцепление. Разобрав его, механики обнаружили нечто странное...Валентин ГРИГОРЬЕВ Как-то к нам на станцию приехал владелец автомобиля "Иж-Комби" с отчаянно буксующим сцеплением. Между тем. машину, по заверениям владельца, все 80 тысяч пробега эксплуатировали в нормальных условиях, без перегрузок, следя за регулировкой привода. "зацепление" головок болтов с деталями демпфера! Но трение стало почти в четыре раза слабее, чем для фрикционного материала накладки, а радиус, на котором располагаются болты, примерно втрое меньше среднего радиуса накладки, - словом, оставалось лишь удивлять-Рис. 1. Результаты осмотра поврежденного ведомого диска. В скобках фактические размеры из-за неправильного износа.Сразу насторожил шум, сопровождавший выключение сцепления. Сняв муфту, увидели странную картину (см. фото и рис. 1): детали демпфера ведомого диска касались болтов, крепящих к коленвалу маховик! К тому же ведомый диск заметно прогнулся к маховику. Что же могло его так покоробить? Измерили толщину фрикционных накладок и диска. Со стороны маховика накладка почти не износилась, будто и не работала. Зато от другой осталось всего 2,4 мм (предельный износ - 2,3 мм). Суммарная толщина диска оказалась около 6,6 мм (у нового - до 7,8 мм). Получалось, что передняя накладка диска едва касалась маховика, а весь момент передавался через своеобразноеся тому, что хозяин автомобиля ухитрялся ездить вообще. Что же происходило? Можно было допустить, что ведомый диск почему-то оказался с увеличенным размером А (см. рис. 2). Но когда его сравнили с новым, заметных различий не обнаружили. В порядке эксперимента установили новый диск, но сцепление - даже после тщательной регулировки привода - все равно интенсивно "вело". Даже самый малый зазор между подшипником и выжимной пятой (Б на рисунке) не избавлял от этой неприятности. Когда же проверили "корзину", поняли причину. Тем более, что владелец подтвердил наш вывод своим рассказом. Муфта, поначалу хорошо работавшая, вскоре стала "вести".Что же могло стать причиной "криминала"? Лепестки диафрагменной пружины постепенно прогибались к маховику (возможно, благодаря "национальным особенностям" примененной стали или технологии ее обработки. Вспомните рассказ владельца, а также статью А. Уткина в ЗР, 1999, № 2, стр. 132, и даже некоторые "Руководства" для наших автомобилей! Так или иначе в них признается тот факт, что подобная деформация лепестков пружиРис. 2. Сцепление "Москвичаны на российском автомобиле 2140" (412): А, Б - важные для его работы размеры; а - основные дело обычное). В итоге лепестдетали; 1 - маховик; 2 - ступица ки начинают упираться в ступиведомого диска; 3 - ведомый цу ведомого диска, смещая его к диск; 4 - нажимной диск; 5 - диафрагменная пружина; 6 - выжиммаховику. Вскоре диск дефорная пята; б - контроль перед устамируется настолько, что при новкой сцепления его размера В.^ ^128ЗР 7/99