130
131
ШШПШЕШПСамой консервативной отечественной машиной считают "Волгу". А ведь гнутые боковые стекла и вакуумный усилитель тормозов прописались на нижегородских автомобилях давно - еще во времена первых полетов на Луну. Настала очередь впрыска.Михаил КОЛОДОЧКИН Отставка устаревшего "402-го" двигателя назревала давно, молодой 150-сильный преемник рвался в упряжку. Не хватало пустяка - электронного управления. Всемогущий принцип "заграница нам поможет" побудил к закупке системы управления впрыском, разработанной для одной из моделей СААБа. Попытки обучить иностранца нижегородским манерам оказались неудачными. О комплексном управлении двигателем речь не шла вообще, поскольку ни с зажиганием, ни с бензонасосом пришелец работать не умел и не хотел. Мало того, распределенный фазированный впрыск "Волги" тоже оказался ему не по зубам - пришлось подключить четыре форсунки параллельно. Развязку ускорило снятие упомянутой системы с производства, а также сопутствующие проблемы с ремонтом и обслуживанием. Фирма предложила адаптировать изделие к волжскому мотору, но заломила такую цену, что получила вежливый отказ...Решение пришло естественным путем. С распадом СССР вчерашние отечественные элементы превратились в импортные, а потому заводское табу на ненашенские детали было аннулировано. К этому времени ЭЛКАР вполне освоился в новых экономических условиях и создал систему МИКАС, получившую вид на жительство под капотом новой "Волги". МИКАС сделан красиво - его внутренности не стыдно показывать на выставках. Современная SMT-технология позволила повысить надежность изделия за счет сокращения ручного труда, а 8Начались поиски пророка в своем разрядный микропроцессор "Сименс" взял отечестве. Воспоминания об иностранце управление всеми системами двигателя были еще свежи, а потому техническое зана себя, дав возможность свести разроздание на разработку системы управления ненные прежде устройства в одно цепое. двигатепем запретило применять импортДля диагностических работ ЭЛКАР рекомендует специальный тестер. ные элементы. До финиша добрались два разработСистема МИКАС (вначале модель чика - московская фирма ЭЛКАР и НИИП 5.3, затем 5.4) уверенно захватила больимени Тихомирова из Жуковского. Образшую часть рынка. Ими удовлетворяется цы изделий были переданы на ГАЗ, где более 90% потребностей нижегородскоособого восторга не вызвали. Огромные го автозавода. печатные платы с сотнями деталей никак А где же альтернативная система? не вязались с современными представлеРазработчики из Жуковского, воспитанниями о бортовой аппаратуре. Тем не меные на зенитных ракетных комппексах, нее блоки БУМ-Р4 из Жуковского были усоказались не спринтерами, а стайерами. тановлены на несколько тысяч "волжаОтдав ЭЛКАРУ второй этап "забега", они нок", ставших, кстати, первыми у нас сетем временем создали новый блок, полурийными автомобилями с впрыском. Но чивший название АВТРОН. необходимость коренной переработки сисХотя сегодняшний АВТРОН делают темы была очевидна. далеко не самым современным способом (Раменский завод использует пайку волной), заложенная в нем схемотехника внушает доверие. Вместо 8-разрядного процессора "Сименс" в АВТРОНе применен 16-разрядный "Интел" - такой же, как в блоках управления "элитными" автомобилями с двигателями "Ровер". За счет этого блок может на порядок быстрее обрабатывать информацию от датчиков и столь же быстро управлять двигателем. Похоже, что перспективы АВ- *. ТРОНа выше, чем у МИКАСа. Отказавшись от привязки только к специализированному тестеру, разработчики обеспечили своему детищу выход по стандартному каналу связи на любой современный компьютер - так осуществлена диагностика в движении с параллельным анализом параметров. Превосходство компьютера над узкоспециализированным тестером очевидно. Однако с внедрением возникли проблемы - применять две разпичные системы диагностики завод, естественно, не захотел. Создатели АВТРОНа сделали эффектный ход: сочинили программу, полностью имитирующую работу упомянутого тестера. Хочешь работать по-новому пожалуйста, привык к тестеру - его изображение специально для тебя появляется на экране, как в компьютерной игре... Впрочем, для тех, кто не освоил компьютер, есть два картриджа к тестеру - один под МИКАС, другой - под АВТРОН.130ЗР 7/99 Функционально блоки взаимозаменяемы, но только их последние модификации - МИКАС 5.4 и АВТРОН М1.5.4. Поэтому если на вашей "Волге" установлен, допустим, МИКАС 5.3, то при его поломке возникнут осложнения - замены нет. Придется изготавливать переходники под разъемы или менять проводку... А что думают потребители? Нижегородский автозавод использует и МИКАСы, и АВТРОНы - поставщик-монополист ему, естественно, не нужен. Рядовой пользователь, как правило, не знает, что за блок стоит у ног правого пассажира. А вот мнения организаций расходятся кардинально. Тюнинговые фирмы, как правило, работают только с МИКАСом - у них претензий к блоку нет. Но вот одна серьезная московская "конюшня" всеми правдами-неправдами переходит на АВТРОН. Мотивы серьезные меньший расход, лучшая динамика, ремонтопригодность... Кстати, АВТРОН - двухрежимный блок: нажал до конца акселераторДАННЫЕ ИСПЫТАНИЙ ДВУХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ "ВОЛГИ"РЕЖИМ ХОЛОСТОГО ХОДА СО, % (на оборотах холостого хода) 0.55-0.60 0.5-0,6 СН. ррт (на оборотах холостого хода) 180-190 220-226 СО, % (при частоте вращения 3200 об/мин. без нагрузки) 0,19-0,20 0.25-0.27 СН. ррт (при частоте вращения 3200 об/мин, без нагрузки) 53-55 70 ЕЗДОВОЙ ЦИКЛ ОСТ 37.001.05446 (С ПУСКОМ ГОРЯЧЕГО ДВИГАТЕЛЯ) СО. г/исп 23.52 24.03 СН. г/исп 4,68 5.06 N0 X , г/исп 8,98 4.79 О8 .л'100км 14.78 15,00 ВРЕМЯ РАЗГОНА НА IV ПЕРЕДАЧЕ В ДИАПАЗОНЕ 40-100 км ч (НА СТЕНДЕ) Т, с 16.5 16,17 РАСХОД ТОПЛИВА ПРИ 90 км/ч НА СТЕНДЕ С БЕГОВЫМИ БАРАБАНАМИ Qs , л/100 км 10.08 8,36ь- и переходишь из обычного алгоритма управления двигателем в спортивный, выключил зажигание - вернулся обратно. Нелишне вспомнить про деньги - отпускная цена МИКАСов составляет примерно 130 170 у. е., а АВТРОНов - 1 00 у. е. Так чем же отличаются два блока с точки зрения владельца машины, незнакомого с разрядностью процессора и особенностями диагностики системы управления двигателем? Попробуем проверить - к нашим услугам редакционная "Волга" с пробегом 45 000 км. Штатный блок автомобиля - МИКАС 5.4 (первый вариант, 1997 г.), в запасе-АВТРОН М1.5. Автомо- • биль был временно изъят из повседневной беготни и без всякой предварительной подготовки загнан на стенд. Испытания проводил отдел сертификационных стендовых испытаний двигателей ГНЦ РФ НАМИ. Сначала измерялись "экологические" параметры в режиме холостого хода ив условиях ездового цикла. Затем измерили время разгона на четвертой передаче с 40 км/ч до 100 км/ч. В конце испытаний определили расход топлива при движении с постоянной скоростью 90 км/ч. Блок АВТРОН М1.5.4 проверялся в обычном (не спортивном!) режиме езды. Результаты замеров приведены в таблице. Полученные цифры говорят о том, какие резервы содержит в себе грамотно рассчитанная программа управления рабочим процессом двигателя. Ведь электронный блок, в отличие от карбюратора, не требует регулировки - он либо исправен, пибо нет. Поэтому только изменением алгоритма можно из одного и того же мотора на некоторых режимах выжать болееуже с декабря 1998 года - HT7da442. Но козырная карта ЭЛКАРа - блок МИКАС 7.1, умеющий, по словам разработчиков, укладываться в Евро II и способный распознавать едва ли не любые неисправности в цепях исполнительных устройств, будь то форсунки или реле. Диагностика может проводиться как с тестером, так и через компьютер. Однако АВТРОН не только не отстает, но даже пытается выйти вперед выпуск новых блоков с поверхностным монтажом осваивает старооскольский завод. Трудоемкость резко снижена - к 16-разрядному микропроцессору добавились столь же современные элементы. Новые АВТРОНы обладают тройной системой диагностики (кнопка-тестер-компьютер) и обнаруживают любые неисправности - вплоть до обрыва обмотки катушки зажигания. Любопытно, что, переходя на современные технологии, создатели АВТРОНа не спешат расставаться с изделиями предыдущего поколения. Причина простая старые блоки поддаются ремонту, а новые - нет. Напомним, что новый блок обойдется вам в трехзначную "зеленую" сумму, а ремонт старого - всего в 500 рублей... Тем, кто ездит на "Волге" с впрыском, еще долгое время придется рассчитывать на самого себя - обслужить такие моторы в глубинке, мягко говоря, сложно. Один из разработчиков заметил по этому поводу: в деревне, дескать, надо ездить на "Москвиче-412" и не выпендриваться. Но можно поступить иначе - купить запасной блок и держать его в багажнике. Во-первых, это позволит добраться до дома при возникновении почти пюбой неисправности системы управления - если, конечно, не откажет датчик положения коленвала (который, кстати, тоже не займет много места в багаже). А во-вторых, купив блок другой марки, вы самостоятельно сможете заняться сравнительным анализом.^_полутора литров экономии топлива при практически одинаковых выбросах вредных веществ в атмосферу. Некоторые различия в расходе топлива по городскому циклу не превышают точности измерений. Естественно, бпоки постоянно совершенствуются. Работникам автосервиса не позавидуешь - если МИКАСы образца 1997 года работали по программе G7da442, то с сентября 1998 года ее сменила HE7da442, аЗР 7/99131