46
47
и&'Г'М:.,;/:/,'фидумать машине название всегда непросто. С этой, однако, не мудрили, пометив лишь буквой "G" от немецкого "гелендеваген" автомобиль для пересеченной местности.- Помилуйте, мы вовсе не собирались делать его вечно, - заверяют создатели мерседесовского вездехода. - Рассчитывали выпускать лет десять, как всякий автомобиль, а вышло совсем иначе. "Мерседес" G-класса разменял третий десяток лет на конвейере, а спрос только растет: в 1998 году - прибавка на 10 процентов. Поездка в Австрию на завод "Штайр-Даймлер-Пух" и короткое знакомство с автомобилями приоткрыли секреты его немеркнущей популярности. Ни дорогая отделка, ни литые колеса нынешних щеголей не могут скрыть "военную выправку": машина изначально проектировалась для нужд армии. Значит, помимо высокой проходимости ей придали основательный запас прочности - плюс надежность в традициях фирмы. Качества эти оказались востребованы и штатскими покупателями тем более, что вопреки первоначальным планам "на гражданку" ушло около половины всех выпущенных вездеходов. Не менее важно для успеха автомобиля то, что в техническом отношении он идет в ногу со временем. Консервативная, почти не изменившаяся за 20 лет внешность скрывает самые современные двигатели: турбодизель (3 л; 130 кВт/177 л. с.) или бензиновые (V6; 3,2 л; 158 кВт/215 л. с. и V8; 5 л;несет заводской индекс 463; с отключаемым мостом - 460 и 461. (Последние, однако, тоже делают до сих пор - но с дисковыми тормозами и только с пятицилиндровым дизелем - 2,9 л; 88 кВт/120 л. с. Впрочем, такие подробности можно узнать и не вставая из-за стола. К сожалению, экскурсия ограничилась непременным проходом вдоль сборочного конвейера. А ведь здесь создается примерно половина стоимости автомобиля: узлы трансмиссии и шасси, рама; здесь штампуют, варят и окрашивают кузова; наконец, собирают автомобили. Но увиденное вполне подтвердило предположения: в сегодняшнем понимании "гелендеваген" - машина ручной сборки. Судите сами: такт конвейера (время, через которое машина переходит на следующий пост сборки) для G-класса- целых 20 минут. По соседству на том же заводе собирают другой вседорожник, "Джип-Гран Чероки": "американский" конвейер делает шаг через минуту поток... К G-классу это слово неприменимо. После каждой операции исполнитель ставит штампик в технологическом паспорте машины; микрофильмы с копиями таких паспортов хранятся в заводском архиве своего рода пожизненная гарантия качества. Достичь его под силу лишь квалифицированным рабочим; месяц обучения - тот минимум, без которого новичку не доверят, что называется, последней гайки. Закономерно, что по крайней мере три четверти всех выпущенных за 20 лет машин - на ходу. Здесь гордятся давней победой серий-"Мерседес" G-класса - элитная продукция, "Джип-Гран Чероки" (они на автовозе) - массовая (фото вверху). Пока очередной G500 не накрыли кузовом, особенности его устройства - как на ладони.218 кВт/296 л. с). На машинах - автоматические коробки передач, постоянный полный привод с тремя (два межколесных и межосевой) блокируемыми дифференциалами, дисковые тормоза у всех колес (передние - вентилируемые). Важнейшим рубежом модернизации стал 1989 год, когда привод с отключением переднего моста и параллельными карданными валами заменили постоянно включенным, у которого "раздатка" более компактна, а оба вала (к переднему и заднему мостам) лежат на одной оси. Эта серия моделей, выпускаемая поныне,46ЗР 7/99 ной машины в марафоне "Париж-Дакар". Но рядом с ней хранят, как реликвию, "Mepceflec-300GD", владелец которого намотал (в основном по африканскому бездорожью и пустыням) 900 тысяч километров - вот настоящий марафон. Через 170 тысяч поменяли кольца, а сам мотор - через 800 тысяч километров. Однако собираемые на наших глазах машины отнюдь не назовешь по-спортивному (или по-военному) аскетичными: безупречно гладкие поверхности сверкают "металликом", интерьер отделан ценными породами дерева (пластика "под дерево" здесь не увидишь!). Восемьдесят проченная: ведь среднегодовой объем производства - около 7000 автомобилей. "Двойное назначение" машины нет-нет да и напоминает о себе. Оказывается, пластмассовые бензобаки не только безопаснее стальных - они не ржавеют при длительном хранении, характерном для армии. Воздухозаборник размещен так. чтобы двигатель не захлебнулся водой на броде и не задохнулся от пыли. Запомнилось, что боковины моторного отсека не приварены, а привернуты к передней стенке кузова через резиновые прокладки. "Эластичность стыка важна на бездорожье, - пояснили специалисты. - При испытаниях первых образцов здесь появлялись трещины - мы пошли на усложнение ради надежности". Ради надежности серийные машины, не говоря о новых и модернизированных, периодическиренциалами (кстати, "блок" для всех трех есть только на этих вседорожниках - грузовики не в счет) автомобиль просил водителя только об одном: не сбросить со страху газ, когда валун на пути покажется непреодолимым. Кстати, "автомат" в этих условиях был просто неоценим. Подкупило, что машины (попробовали несколько, с разными моторами) не издали ни одного жалобного звука ни скрипа, ни стука... Видно, не привыкать! Что касается шоссейных качеств, обманываться не стоит: при всей уютности и роскоши такой вездеход не перепутать с легковым автомобилем. Внушительная энерговооруженность хороша на бездорожье, но на ровной скоростной трассе она требует осмотрительности от водителя тяжеленного, высокого и несколько валкого сооружения на огромных колесах, Стоит сказать, что 20 лет назад на него устанавливали моторы вдвое меньшей, чем сей-тов покупателей заказывают свежую модель G500 с 300-сильным мотором, из каждых четырех машин три обиты кожей... "Пятисотый" стоит в Германии от 136 тысяч марок (75 тысяч долларов). Здесь вкусы "старых" немцев (Германия по традиции - крупнейший рынок для G-класса) и "новых" русских вполне совпали - круто то, что дорого. Зато мы не ожидали услышать о важности рынка Японии, куда в прошлом году ушло 800 машин. Цифра, кстати, вполне солид-тестируют на самых трудных трассах. Та, на которую повезли журналистов, - совсем неподалеку, в 40 километрах от завода. Почему-то ожидал искусственных препятствий, но увидел трассу (избегаю слова "дорога"), "прокатанную" машинами прямо по каменистому склону горы, из которого валуны выступают чуть не на метр - какой-то дьявольский триал! Сумеем ли? Спасибо "гелендевагену" - талантов кроссмена он от нас не потребовал. С заблокированными диффе-час, мощности: дизель развивал 80, бензиновый - 1 50 сил. В планах - оснащение новейшим дизелем V8, системой контроля тягового усилия ETS. Автомобиль совершенствуют, пока выпускают - а раньше 2005 года конца ему, что называется, не видно... - Как, как он называется: легендеваген? - лукаво переспросил коллега. "Надо же, - удивился я, - стоило переставить слоги - и такое точное слово получилось Автомобиль-легенда".ЗР 7/9947