62
63
ШШПШЕШВХОДИТ...Нарушить планы злоумышленника нетрудно - стоит перекрыть ему горючее.Решив разгромить армию Наполеона, Кутузов погнал ее по разоренной старой смоленской дороге. Лошади, лишенные фуража, падали, а солдаты, оставшись без лошадей и провианта, шли сдаваться. Хочешь победить - лиши врага горючего. Воплощение древней стратегии на автомобиле - гибрид электромагнита с краником, иными словами, электромагнитный бензоклапан. Этот приборчик демократичен по всем статьям - готов поспужить владельцам "чистокровных скакунов" и обладателям "полудохлых кляч". Он способен трудиться как в тандеме с мощной электронной противоугонкой, так и самостоятельно, по командам примитивных выключателей. Купив клапан в магазине, его легко установить самому. Осталось решить, какому отдать предпочтение. В экспертизе участвуют шесть фирменных изделий - два "итальянца" и четыре "россиянина". Кустарные поделки отвергли на предварительном этапе - от греха подальше.1 1Михаил КОЛОДОЧКИНSA-MA Производитель: Италия Стоимость: 16 у. е.состояния при отсутствии питающего напряжения. Первые четыре изделия "нормально закрытого" типа предназначены для пассивной блокировки - в обесточенном состоянии они перекрывают топливную магистраль. Саратовский клапан, наПроизводитель: %г *.= оборот, подходит для активной блокировИталия ки - чтобы прекратить подачу топлива, Стоимость: нужно подать на него питание. Самым хитрым оказался представитель Пензы, обладающий двумя устойчивыми состоянияGP96-1 ми: это изделие потребляет энергию Производитель: только в момент переключения из откры"Гидроприбор". того положения в закрытое и обратно. Россия Поэтому клапан сохраняет то положение, Стоимость: 10 у. е. в котором его оставил владелец. ВСТРЕЧАЮТ ПО ОДЕЖКЕ Первый "итальянец" понравился сраПретензий по "электрике" клапаны не-< зу - выглядит что надо. Забегая вперед, "Петербуржец" с порядковым № 4 вызвали. Напомним, что "нормально заотметим, что только это изделие имеет выглядит неплохо - металлический коркрытые" изделия должны стабильно разъемное соединение электромагнита с пус с выведенными наружу диаметральвключаться, когда машиной пользуется вентилем. После "врезки" такого клапана но разнесенными проводами. хозяин, а "нормально открытые" - когда в топливную магистраль можно сориенПрибывший из Саратова объект № 5 мотор пытается завести недруг. Ток потировать контакты электромагнита удобпо габаритам близок к клапану № 3, но в требления клапанов первой группы соным для себя образом - "к лесу задом, к металлическом корпусе. Смущают два ставил от 0,26 до 1,0 А - при работающем Ивану передом" или наоборот. Электритоненьких провода, выходящих чуть ли двигателе это вполне приемлемо. Их наческое подключение - разъемное. пряжения срабатывания и удержания не из одной точки - не замкнутся ли? Второй "потомок римлян" также выгляПосланец Пензы с № 6 при ближайтакже не чрезмерны - единожды вклюдит солидно. Его изюминка - ручной краник шем рассмотрении несколько разочарочившись, электромагниты не ослабят - позволяет открывать магистраль незавивал. Солидный металлический цилиндр, хватки даже при максимально возможной симо от состояния электромагнита. Это три автомобильных штыревых разъема - "просадке" аккумулятора. Отметим, что пригодится при передаче машины в автовсе это хорошо, однако близость электнапряжение срабатывания у клапана № 2 зависит от состояния ручного краника, сервис или просто при отказе управляюрических контактов к корпусу опасная. щей электроники. Электрическое подклюОценив "одежку", переходим к проСаратовский клапан № 5, работаючение - разъемное. Непонятно, для чего на верке способностей. Для начала щий в "противофазе" с остальными, со корпусе указана полярность подключения своей задачей также справляется - пеИЗМЕРИМ ВОЛЬТЫ И АМПЕРЫ питания - разве магниту не все равно? рекрыв подачу топлива при повороте Электрические параметры бензо- ключа зажигания, он не выключится, поСоотечественник № 3 из фирмы "Гидроприбор" красотой не блещет, зато клапанов приведены в табл. 1. ка напряжение на нем не упадет до 1 В. Принципиальные отличия рассматридовольно миниатюрен. Электрическое Изделие № 6 потребляет импульсваемых клапанов - различные исходные ный ток до 2,5 А только в момент переподключение - разъемное.62ЗР 7/99 к лючения , то есть доли секунды . Подавать на него питание нужно кратко ­ временно - например, н ажави отпуст ивкнопку . В противном случае изделие перегреется . Варианты схем подключения упомянутых типов изделий приведены на рисунке. Убедившись в электрической благонадежности испытуемых, ЗАЛИВАЕМ В БАК БЕНЗИН Результаты проверки в реальных условиях сведены в табл. 2. При давлении в магистрали до 0,3 кгс/см 2 , как у обычного карбюраторного двигателя, все было прекрасно - бензин не подтекает, обмотки не греются, пропускная способность в норме. Фокусы "начались там, где их никто не ожидал... Испытателям захотелось проверить подобные изделия на двигателях с более высоким давлением. Однако уже на рубеже 0,35 кгс/см 2 "петербуржец" самовольно закрылся. Вслед за ним отказались пропускать через себя топливо изделия № 2 и 3, а чуть позднее - все остальные, кроме образца № 1. "Итальянца" ж е не смутило даже десятикратное превышение начального рубежа - е го пропускная способность осталась прежней при давлении свыше 3 кгс/см 2 .Контакт "30" замка зажиганияКонтакт "15" замка зажигания "Закр"Закр""Откр"U1Контакт "30" замка зажигания "Откр"'Откр"Закр" J . Варианты электрической схемы подключения бензоклапанов: а - типа № 1-4 (нормально закрытые); б - типа № 5 (нормально открытые); в - типа № 6 (с запоминанием предыдущего состояния). ровать, а взять клапан "с запасом". То же относится к обычным "Жигулям", владелец которых решил установить бензоклапан поближе к карбюратору, дабы в случае угона сократить время работы двигателя на остатках бензина в трубопроводе и поплавковой камере. Питерский клапан для этого не годится - его максимальное рабочее давление практиПроизводитель: ГПО "Завод им. ММ.Калинина" чески равно давлению нулевой подачи С.-Петербург. Россия обычного бензонасоса. А без технопогиСтоимость: 6,5 у. е. ческого запаса о надежности речи нет. Испытания закончены. Подведем~*ИТОГИ Первое место уверенно присуждаем "итальянцу" SA-MA (№ 1) - его безупречКЭБ-321 ная внешность и хорошие манеры дополПонятно, что если установить топПроизводитель: Саратовское злектроагрегатное нены ливный кпапан до бензонасоса, то давпроизводственное объединение. Саратов, Россия высоким профессионализмом. Это изделие своих денег стоит - будет раболение на его входе не превысит атмоСтоимость: 6,5 у. е. тать там, куда его установят. сферного, а запорный механизм не будет "дурить". Именно так и следует устаПоследнее место столь же уверенно навливать на карбюраторных машинах отдаем выходцу из северной столицы бензоклапаны № 2 - 6 . На "впрысковых" (№ 4). Досадный прокол в последнем тес погружными насосами сте выявил его слабую сторону - не пег автомобилях этого сделать не удастся - купания в реносит повышенного давпения топлибензине изделия не перенесут. Правда, ва. Тем не менее изделие вполне работобывают и внешние бензонасосы, однако Производитель: НИКИРЭТ. Пенза, Россия способно и может эксплуатироваться с на "Мерседесе" лучше не экспериментиучетом вышеизложенных рекомендаций. Стоимость: 12 у. е. Остальные участники финишировали плотной группой. Симпатичного "итальянЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ КЛАПАНОВ Таблица 1 Параметры №2 №4 №3 №5 №6 №1 ца" № 2 подвела непомерно высокая цена Состояние при отсутствии - его ручной краник столько не стоит. УроЗакрыт напряжения питания Закрыт Закрыт (если Закрыт Открыт Сохраняет женец Пензы (№ 6) самостоятельнее друручной краник предыдущее также закрыт) гих - независимые цепи включения и высостояние 8,4 Напряжение срабатывания. В 8,5-при зак6,5 3,9 8,5 8,6 ключения порадуют любителей скрытых рытом кранике, кнопочек и магнитоуправляемых контак4,2-при открытов. Сторонников активной блокировки том кранике топливоподачи при повороте ключа зажиНапряжение отпускания, В 0,6 0,5 1,0 0,4 1,4 гания привлечет саратовский клапан Ток потребления при напряжении (№ 5). А в общем, все шесть изделий успитания 12 В, А 0.47 -.0 0.29 0,39 2,5 026 пешно препятствуют угону, работая по РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ КЛАПАНОВ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ Таблица 2I принципу "входит - и не выходит". Почти Параметры №1 №2 №4 №3 №5 №6 как подарок Пятачка ослику Иа-Иа...Допустимый диапазон рабочих давлений в трубопроводе, кгс/см2 Давление а трубопроводе, при котором клапан 'самозакрывается", кгс/см2 Пропускная способность клапана, не менее, лч Герметичность 0,01-3 0,01-0,5 0,01-0,5 0,01-0,3 0.01-0.6 0,01-0,6 0,55 0,55 0,35 0.65 0.65.140 +135 +130 +135 +125 +140 +Редакция благодарит отдел Главного конструктора ЗАО "МосКАРЗ" за помощь в подготовке статьи.ЗР 7/9963