268
269
270
272
ЛЕТ АВТОПРОМУ РОССИИ АВТОТОР ЭКОНОМИКА | 20240 000 В ГОДС распадом СССР оборонка в Калининградской области быстро захирела, а вместе с ней и вся экономика анклава. Сборочное предприятие АВТОТОР наряду с другими подобными стало для региона спасением, считает Игорь Моржаретто.Идея создать здесь с нуля автосборочное производство возникла у бывшего первого зампреда Совета министров СССР, а на тот момент главы фонда «Интерприватизация» Владимира Щербакова (кстати, начинал трудовую биографию инженером на АВТОВАЗе). Фонд, которым он руководил, в начале 1990‑х активно скупал за приватизационные чеки пакеты акций крупных предприятий, в том числе в Калинин‑ градской области. Там в 1994 году была основана компания АВТОТОР. Чтобы сделать любое про‑ изводство в анклаве рентабельным, в 1996‑м приняли Федеральный закон об особой экономи‑ ческой зоне: он позволял ввозить комплектующие для сборки беспошлинно.ПЯТНАДЦАТЬ НЕПРОСТЫХ ЛЕТВ таком виде приходят в Калининград машинокомплекты; здесь из них делают автомобили.АВТОТОР в том же 1996 году начал переговоры с руководителями малоизвестной тогда корей‑ ской фирмы «Киа»; а уже осенью следующего, 1997 года из переоборудованного цеха судоре‑ монтного завода «Янтарь» – естественно, оборон‑ ного – вышел первый собранный в России седан «Киа‑Авелла Дельта». Как вспоминает В. Щербаков, в стране тогда просто не существовало таможенного законо‑ дательства применительно к промсборке, его пришлось писать практически заново, учитывая опыт работы АВТОТОРа. А предприятие посте‑ пенно обрастало новыми партнерами. С 1999 года268 За рулем 10/2011268-(1_2V)-270.272_AutotorNew.indd 26809.09.2011 15:27:49 За 12 лет на АВТОТОРе собрали свыше 50 тыс. седанов и внедорожников марки БМВ. Немцы считают это производство одним из лучших по качеству. в Калининграде собирают автомобили премиумкласса БМВ, а «Киа» перевели на новый завод на окраине города; он разместился на территории бывшего оборонного предприятия с обманчиво мирным названием «Буммаш». Там в 2000-м открыли и полноценную сборку иномарок – со сваркой (впервые в России!) и окраской кузовов. Первенцем стал вседорожник «Киа-Спортидж». В 2003 году в Калининград пришел еще один стратегический партнер – американский «Дженерал моторс». Начали, как водится, с крупноузловой сборки престижных моделей «Хаммер» и «Кадиллак», а теперь на АВТОТОРе собирают массовые модели «Шевроле» и «Опель». Для этого несколько лет назад совместно с «Джи-Эм» построили новое производство, где выполнялись сварка, окраска и сборка. Было бы неправдой сказать, что автосборочный проект в Калининграде развивался гладко. Несколько лет назад выгодное для предприятия экономическое решение породило большие проблемы. Видимо, потому, что руководители АВТОТОРа недооценили политические риски. А началось с того, что в середине нулевых российская компания привлекла к сотрудничеству ведущую китайскую компанию «Чери». В Калининграде освоили крупноузловую сборку ее моделей «Амулет» и «Тигго». Руководители Цех окраски работает уже три года. Мировые стандарты требуют, чтобы воздух на всем предприятии был чистым. Поэтому всю территорию заасфальтировали и регулярно моют специальными средствами.268-(1_2V)-270.272_AutotorNew.indd 269На правах рекламы09.09.2011 15:27:52 ЛЕТ АВТОПРОМУ РОССИИ | 20 АВТОТОРАВТОТОРА даже объявили, что начинают стро­ ительство новых цехов, где будут выпускать еже­ годно до 250 тыс. китайских автомобилей для рос­ сийского рынка. Но в российском правительстве к тому времени сформировалась четкая позиция: ограничить допуск «китайцев» на наш рынок (ни одной компании из КНР не удалось достичь соглашения о промсборке, хотя заявки подавали многие!). С появлением в России «Чери» вне­ запно активизировалась таможня, которая вдруг посчитала, что машинокомплекты для сборки (все, не только китайские) всегда ввозились в Калинин­ град незаконно. ФТС по этому поводу возбудила множество дел, судебные разбирательства продол­ жались почти четыре года. Все эти дела АВТОТОР выиграл – но сколько потребовалось сил и средств! Одновременно в правительство полетели письма от других российских автопроизводителей и их профессиональных объединений с требованием лишить АВТОТОР таможенных льгот. Ведь благо­ даря им, утверждали авторы писем, нарушаются условия свободной конкуренции между произво­ дителями. В общем, через год контракт с китайской компанией был расторгнут. Официально – по при­ чине неисполнения каких­то условий. АВТОТОРлихорадило еще несколько лет, окончательно ситуация стабилизировалась лишь год назад. Тогда премьер­министр подписал распоряжение ведущим министерствам подготовить программу развития автомобильной промышленности в Калининградской области. Естественно, на базе АВТОТОРа, который уже давно превратился в гра­ дообразующее предприятие.БАЛТИЙСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛВ цехе сварки автомобилей «Шевроле».В 2010 году на АВТОТОРе собрали более 170 тыс. легковых автомобилей пяти марок: БМВ, «Кадиллак», «Киа», «Опель», «Шевроле» – всего 26 моделей. Понятно, что выпуск одних штучный, другие тиражируют десятками тысяч. План нынешнего года еще более амбициозный: 240 тыс. автомобилей. Но цифра не выглядит заоблачной, ведь за первое полугодие выпущено 113,8 тыс. машин. Между прочим, по объемам производства АВТОТОР вышел на первое место среди предприятий, где собирают иномарки, а в общем списке автопроизводителей занимает второе место (после АВТОВАЗа). В масштабах же Калининградской области предприятие и вовсе выглядит очень солидно. Пятнадцать лет назад его просто не существовало, а сегодня АВТОТОР даетЗАПУСК НОВЫХ МОДЕЛЕЙ НА АВТОТОРе в 2011–2012 гг.Модель BMW: Х3 Kia: Soul Sorento Venga GM: Chevrolet Tahoe GM-DAT: Chevrolet Orlando Chevrolet Aveo (T300) Chevrolet Captiva (С140) Opel: Insignia Meriva Astra ST Antara (С145) Срок запуска март 2011 февраль 2011 август 2011 октябрь 2011 июнь 2011 ноябрь 2011 январь 2012 февраль 2012 апрель 2011 июнь 2011 июль 2011 февраль 2012 Примечание новая модель новая модель новая модель новая модель возобновление производства новая модель взамен Aveo Т250 новая модель новая модель новая модель новая модель новая модель270 За рулем 10/2011268-(1_2V)-270.272_AutotorNew.indd 27009.09.2011 15:27:55 ЛЕТ АВТОПРОМУ РОССИИ | 20 АВТОТОР40% товарной продукции на территории области, а платежи холдинга составляют 46% всех собранных здесь налогов! И – крупнейший же инвестиционный проект в регионе: в две промышленные площадки и инфраструктуру за полтора десятка лет вложили более 380 млн. евро. Кроме того, в одной только Калининградской области с АВТОТОРом сотрудничает 220 компаний-партнеров. Всего (вместе с основным производством) – около 10 тыс. человек. – Нашей целью изначально было сделать АВТОТОР мультибрендовым предприятием, – объясняет политику руководства компании генеральный директор Валерий Горбунов. – Во-первых, это гарантирует постоянную загрузку мощностей и мы не зависим от одногоединственного партнера. Во-вторых, мы хотим присутствовать во всех сегментах рынка. Единственное, что до сих пор невозможно узнать, – кто же собственник компании. АВТОТОР был учрежден 17 лет назад международным Бывшие пустыри засадили деревьями.Вид сверху на основную промплощадку АВТОТОРа в поселке Космодемьянского, на окраине города. Трудно представить, что еще десять лет назад здесь, в корпусах довоенной постройки, тихо умирал оборонный завод. фондом «Интерприватизация». Сейчас, как говорит генеральный директор В. Горбунов, акционеры – некие «физические и юридические лица, как российские, так и иностранные». Увы, более ничего про структуру собственности неизвестно. Правда, как обещают, в ближайшие годдва холдинг собирается вывести акции предприятия на одну из ведущих мировых бирж, и тогда уж придется стать белыми и прозрачными. Как будет развиваться предприятие? Уже известно, какие новые модели пойдут с конвейера в конце нынешнего и первой половине следующего года. Понятно, что некоторые из них останутся на уровне крупноузловой сборки (это в первую очередь касается премиум-марок), но главное – будет расширяться производство по полному циклу: со сваркой и окраской. С 2008 года в Калининграде в таком ключе налажен выпуск «Шевроле-Лачетти», на подходе новые модели «Дженерал моторс». Идут переговоры и с другими компаниями. – Мы заранее стараемся подготовиться к 2016 году, когда закончится действие Федерального закона № 19-ФЗ о льготах для компаний, которые работают в особой экономической зоне, – рассказывает гендиректор АВТОТОРа В. Горбунов. – К этому времени, надеюсь, Россия будет и полноценным членом ВТО. Мы делаем все, чтобы работа с нашим предприятием приносила выгоду партнерам не только благодаря немалым таможенным и налоговым льготам. Сохранятся они или нет, неизвестно. Но у нас уже есть надежная репутация фирмы, чья продукция соответствует всем современным требованиям качества. И мы уже сегодня готовы собирать автомобили не только для российского рынка.ПОСЛУЖНОЙ СПИСОККомпания «АВТОТОР» основана в 1994 году. Опираясь на Федеральный закон об особой экономической зоне, в 1996-м заключила соглашение о промсборке с фирмой «Киа», чьи автомобили выпускает с 1997 года. Двумя годами позже освоили сборку машин БМВ, а с 2003-го стратегическим партнером АВТОТОРа стал также концерн «Дженерал моторс». Начав со сборки «хаммеров» и «кадиллаков», в дальнейшем сделали ставку на массовые модели «Шевроле» и «Опеля» (см. таблицу). В середине 2000-х по контракту с компанией «Чери» (КНР) некоторое время собирали модели «Амулет» и «Тигго».В ОЖИДАНИИ 2016‑ГО272 За рулем 10/2011268-(1_2V)-270.272_AutotorNew.indd 27209.09.2011 15:27:58