286
287
288
289
ГРУЗОВИКИ | FORD CARGO H476РАЗНОРАБОЧИЙ КЛАССЧтобы рассказать о новых моделях «Форда-Карго Н476» не со слов пресс-релиза, а попробовав их в деле, Андрей Сидоров целый день возил песок по Дмитровскому полигону НАМИ.Застолбив в 2008 году место в нише тяжелых грузовиков на российском рынке, «Форд», конечно, хочет развить успех. Прежняя модель «Карго Н298» хоть и снискала популярность у перевоз‑ чиков благодаря умеренной цене, но имела все же серьезный недоста‑ ток – не было в линейке достойного мотора! Если 260 «лошадей» для само‑ свала общей массой 25 т еще терпимы, то для 40‑тонного автопоезда те же 260 или 320 л.с. (с иной настройкой) – совсем не много. Восемь сил на тонну – какая уж тут динамика и производи‑ тельность, если между светофорами не успеваешь разогнаться, а тягун одо‑ леваешь с черепашьей скоростью.ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯFord Cargo 1838T (4×2)Размеры: длина×ширина×высота, мм Колесная база, мм Снаряженна масса, кг Полная масса автопоезда, кг Топливо/запас топлива, л Радиус разворота, м Максимальная скорость, км/ч 5990×2489×3980 3800 7334 40 000 ДТ/315 7,5 113ДВИГАТЕЛЬ: Ford-EcoTorq, дизельный Common Rail (TCI) с турбонаддувом и промежуточным охлаждением, Р6, 8974 см³, 280 кВт/380 л.с. при 2200 об/мин, 1600 Н·м при 1450–1600 об/мин, Евро-3. ТРАНСМИССИЯ: заднеприводная; М16+2. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: подвеска – параболические рессоры/пневмоподвеска, рулевое управление – с гидроусилителем; тормоза – пневматические двухконтурные, барабанные, Z-типа, ABS, ретардер; шины – 295/80R22,5.В конструкцию Н476 было внесено более сотни изменений, которые косну‑ лись и внешнего вида. Узнать новинку «в лицо» можно по четырем (по две, одна над другой) фарам, крупной решетке радиатора и трем ведущим в кабину ступенькам вместо прежних двух. Впрочем, они, как и, например, три спицы руля вместо двух или скла‑ дывающийся подлокотник, в грузовике играют роль десятую и конкурентного преимущества не дают. Другое дело – ходовая часть и силовые агрегаты. Их и коснулись основные изменения. «Форд‑Карго Н476» получил собственные двигатели семейства «Экоторк» объемом от 7,3 до 9 л и мощностью от 260 до 380 л.с. (последние – Евро‑5.) Появилась новая коробка передач (ZF 9S1110) и коробка отбора мощности с при‑ водом от двигателя – стандарт для бетоновозов‑миксеров и опция для остальных шасси. Изменилась схема переключения передач: рычаг работаетС НОВЫМ ХОДОМпо схеме «двойное Н» – первые четыре передачи включаются, как обычно, а после движения рычагом вправо на их месте оказываются 5, 6, 7 и 8‑я. Плюс делитель – так называемые половинки. Итого 16 передач вперед! Мягко говоря, водителю есть чем занять правую руку. Хорошо хоть, усилия на рычаге сни‑ жены и ход его небольшой. Среди других значимых доработок 2011 модельного года рама из легиро‑ ванной ниобием стали, увеличенный дорожный просвет (за счет изменения конструкции подвески – до 360 мм), рессоры шириной 90 мм с уменьшен‑ ной буферами стрелой прогиба, новый стабилизатор поперечного крена, ретардер для тягача и моторный тормоз для остальных шасси, привод сцепле‑ ния диаметром 430 мм обратного типа с пневмогидроусилителем, зимний пакет для рынка России и опционный,286 За рулем 10/2011286-289(2X1_2V)_FordCargo.indd 28609.09.2011 16:02:12 Ретардер, стандарт для тягача и опция для остальных шасси, с легкостью рассеивает 500 кВт, сберегая рабочие тормоза на затяжных спусках. Ресурс двойного фильтроэлемента – 120 000 км! допускающий эксплуатацию в 50‑гра‑ дусные морозы. И это только малая часть того, что сделано. Конечно, убедиться в эффектив‑ ности доработок, не посидев за рулем нового «Карго» хотя бы пару меся‑ цев, нельзя, однако сделать кое‑какие наблюдения позволит и короткий тест‑драйв – несколько новеньких машин с нулями на одометрах ждут нас на выходе из презентационного буфета. Расписание составлено так, что на любой машине можно сделать пару‑ тройку кругов по полигону. Маршрут накрутили со знанием дела – здесь и извилистая горная дорога с кру‑ тыми подъемами и длинным тягуном, и затяжной спуск с переставкой в конце, и прочие прелести. Скоростную дорогу – от греха подальше – орга‑ низаторы не предложили. Впрочем, максимальная скорость для грузовика не главный показатель, а газ в полу на прямике не критерий управляемости.Шток гидроцилиндра в нерабочей зоне уже подернулся ржавчиной.286-289(2X1_2V)_FordCargo.indd 287На правах рекламы09.09.2011 16:02:14 | FORD CARGO H476Огромный четырехосный самосвал оказался довольно послушным. Легкие педали, чуткий руль, отличная эргономика рабочего места водителя и почти нет шума и тряски. Несколько кругов пролетаю на одном дыхании. Отмечаю очень достойную динамику. Неужели и вправду в кузове, как утверждает организатор, 13 т песка? Перебирать все 16 передач нужды не было – на этом маршруте вполне хватило трех в нижнем ряду и трех с половинками в верхнем. Возможно, с опытом пришло бы и мастерство, но столь мелко дробленный ряд – излишество, по-моему. Эффективность моторного тормоза (заслонка на выпуске с одновременной отсечкой топлива) на высших передачах невысока, поэтому после нескольких попытокПО ДОРОГАМ ПОЛИГОНАпочувствовать замедление на спуске перехожу на низшую передачу и придерживаю машину рабочими тормозами. Педаль по-воздушному мягкая – пневмопривод не дает ей жесткого упора, однако для стрекота антиблокировочной системы, когда уже висишь на ремнях безопасности, вполне достаточно. Да и торможу в пол, собственно, ради эксперимента: профи должен так рассчитывать разгон-накат, чтобы нажимать на тормоз лишь для полной остановки. Впереди поворот и длинный подъем. На низших передачах тахометр то и дело норовит залезть в красную зону, но переходить на следующую передачу – значит рвать поток мощности к колесам. А передач много, пока выйдешь на оптимальную, рычагом наработаешься! Уж лучше чуть сбросить газ.РЕТАРДЕР НЕ ПОМЕХА?В зеркалах вижу фуру с коллегойжурналистом за рулем. Идет, похоже, на первой пониженной. Мотор его машины рычит так, будто тянет в гору на буксире еще один груженый автопоезд! Но одолел-таки гору, выбрался на ровное место, а из-под машины валит сизый дымок с запахом горелых колодок, который трудно с чем-либо спутать. Оказалось, «испытатель» штурмовал подъем с включенным ретардером! Последний в состоянии поглотить двойную мощность двигателя, и что там оставалось, собственно, для движения? Тем не менее доехал. Дым скоро рассеялся, а ретардер нисколько не пострадал: для него бороться с мотором, да еще на подъеме, – легкая забава. Если бы не высокий моторный отсек, по кабине мог бы ходить в полный рост. «Ленивый» мост на порожнем автомобиле поднимет пневматика.288 За рулем 10/2011286-289(2X1_2V)_FordCargo.indd 28809.09.2011 16:02:19 На тягаче может быть топливный бак объемом 315 или 600 л. Рядом – бачок для мочевины, обеспечивающей соответствие нормам токсичности Евро‑5. Оба с подогревом от системы охлажде‑ ния двигателя. На очереди у меня еще несколько грузовиков: трехосный самосвал, несколько одиночных фургонов 6×4 и 6×2 и та самая «невезучая» фура. У каждой машины чуть иной характер, но в целом поведение схожее – одинаково легкие и покладистые грузовики.СЕКРЕТ ЕГО МОЛОДОСТИИ все же, сколько груза было в том, первом самосвале? Экскаватор в карьере отмеряет ковшами. Верный признак окончания загрузки – песок сыплется через край. Но объем кузова 26 кубов, а это более 40 т! Забираюсь по лесенке на крышу: в кузове кучка, едва прикрывающая дно, навскидку тонн пять-шесть. Вот он, секрет завидной динамики того самосвала! С такой загрузкой не то что на «Форд-Карго» – на штаны не заработаешь…В дополнение к обогревателю «Вебасто» и зимнему пакету – электро‑ факельный пуск. На фото видна свеча накаливания и труб‑ ка подачи дизтоп‑ лива во впускной коллектор.286-289(2X1_2V)_FordCargo.indd 289На правах рекламы09.09.2011 16:02:22