224
225
ТЕХНИКА | МУЗЕИТКАНЬ ИСТОРИИЭта коллекция произведет впечатление на самого искушенного ценителя авто ушедших времен, утверждает Сергей Канунников. Фото автора.Если когда-нибудь окажетесь в Эльзасе, непременно отыщите мрачноватое на вид кирпичное здание в городке Мюлуз. Уверен: войдя в огромный светлый зал, даже тот, кто видел немало музеев и коллекций, испытает почти юношеское возбуждение. История этого собрания многократно описана и могла бы послужить сюжетом целого романа.Некогда братья Ганс и Фриц Шлумпфы затеяли в Мюлузе ткацкую фабрику. Дела шли хорошо, а немалые доходы позволили отдаться страсти коллекционирования автомобилей. Собрание братья не афишировали, но оно быстро росло – под него отвели здание одной из фабрик. В 1970-е, когда текстильная отрасль забуксовала, идиллия кончилась. Ткачи бастовали,Национальный музей «Город Автомобилей. Коллекция Шлумпфов» Мюлуз, улица л'Эпе, 15 Ежедневно, с 10.00 до 17.00 Выходной – 25 декабря Билеты: взрослый – 10,50 евро, детский – 5,20 евроназревали даже беспорядки, а у государства возникли налоговые претензии к Шлумпфам. Братья ретировались в Швейцарию, коллекция же через некоторое время перешла государствуСтрасть Шлумпфов началась именно с марки «Бугатти». В музее собрана самая большая в мире коллекция авто этой марки. Один экземпляр братья купили даже в СССР, в Туле. В экспозиции есть известный «Тип 41 Ройяль» (сделали всего шесть шасси), чей кузов спроектирован сыном владельца фирмы Жаном Бугатти для некоего Армана Эсде. Это, правда, новодел, но какой! Судьба машины запутанна и сложна, она меняла владельца и кузов. Но братья уж очень хотели иметь такую и создали ее на основе заводской документации, воспоминаний ветеранов фирмы, заинтересовав известного дизайнера Поля Брака, и, говорят, даже использовали оригинальные детали. Отсутствие фар – часть замысла. Первому владельцу казалось, что они портят вид, а ездить после заката он не собирался.Таким французский инженер Арзенс видел спортивный родстер в 1938-м. Машину почти семиметровой длины по имени «Бален» (фр. baleine – кит) он создал на основе узлов вполне серийного, причем далеко не нового «Бьюика». Говорят, чудо развивало до 160 км/ч. В 1942-м взгляд Арзенса на автомобиль изменился под влиянием обстоятельств. «Лёф» (фр. l'oeuf – яйцо) – электромобиль с приводом на единственное заднее колесо. Зато с кузовом (или скорлупой?) из стекла и алюминия. Французские спорткары «Фасель Вега» в 1950-х – начале 1960-х конкурировали с самыми престижными моделями Европы и США. Но силы были неравны, и фирма продала в итоге меньше 3000 автомобилей. Каждый из сохранившихся – мечта коллекционера. «Фасель III» 1963 года – самая демократичная модель фирмы, у нее 108-сильный мотор «Вольво».224 За рулем 10/2011224-225(1_3V)_Mulhouse.indd 22409.09.2011 14:07:38 (потомки Шлумпфов получили отступные). Теперь это национальный музей Cite d'Automobile – «Город автомобилей». Главная его черта – яркая национальная направленность. Львиная доля экспонатов – французские автомобили, выпущенные с конца ХIХ до второй половины ХХ века. Есть, конечно, и модели иных европейских стран – от «хорьхов», «лянч» и британских SS (предки нынешних «ягуаров») до «Трабанта». Но все же основная ценность – творения национального автопрома. Особое внимание стоит уделить, конечно, «древностям». На рубеже позапрошлого и прошлого веков автомобили строили десятками, поэтому нынче каждый – раритет. А тут к тому же масса моделей от фирм,названия которых помнят лишь самые продвинутые знатоки истории: «Морс» и MAF, «Роллан-Пилен» и «Ле Зебр». Отдельный зал посвящен послевоенному автоспорту. Чего здесь только нет! Вероятно, в Мюлузе самая обширная коллекция гоночных «гордини» – тоже почти забытая нынче французская марка. Ну и без «феррари», «мазерати» музей, конечно, не остался. Для истинных фанатов важно, что большинство машин стоят очень просторно, удобно для фотосъемки, на которую нет ограничений. Пара часов пролетает здесь, как пять минут. А еще стоит зайти в сувенирно-книжную лавку. В общем, будете во Франции – съездите в Мюлуз. Не пожалеете!Шедевр итальянской классики – «Альфа Ромео-8С2900А» 1936 года. Всего построили чуть больше 40 шасси с 8-цилиндровым мотором объемом 2,9 л. Ну а купе работы «Пининфарина» и вовсе уникально.Легендарная «Испано-Сюиза Альфонсо XIII» 1912 года названа в честь испанского монарха – поклонника гонок и национальной марки. Рядная «четверка» объемом 3,6 л развивала огромные для тех лет 64 л.с. Коробка передач трехступенчатая, тормоза – лишь на задние колеса.224-225(1_3V)_Mulhouse.indd 225На правах рекламы09.09.2011 14:07:41