274
275
276
ЭКОНОМИКА | ЗАКОН О ТАКСИПАРТИЯ В ШАШЕЧКИПОЗИЦИЯ ЧАСТНИКАПоднимаю руку на оживленной московской улице, и через мгновение возле меня тормозит «Форд-Фокус» без опознавательных знаков такси. Маршрут: метро «Проспект Мира» – Северное Чертаново, 21 км, договариваюсь за 400 рублей. Водитель Кирилл: – Почему я не собираюсь легализоваться? Не хочу! Чтобы выполнить все условия, надо зарегистрироваться индивидуальным предпринимателем (ИП), перекрасить машину. А что взамен? Как нельзя брать пассажиров возле вокзалов – туда только «фирменные» машины пускают, – так и дальше будет. Не верю властям! Пока могу так зарабатывать – буду, а прижмут – другим делом займусь. Я раньше риелтором работал, может, снова в этот бизнес вернусь, когда экономическая ситуация улучшится. Сергей, «Дэу-Нексия», на крыше фонарик такси. Маршрут: станцияС 1 сентября согласно федеральному закону неофициальных таксистов должны крепко прижать. Станет ли лучше, выяснял Игорь Моржаретто.метро «Выхино» – город Люберцы, улица Космонавтов, 12 км, 100 рублей. – У нас в Люберцах несколько фирм, предоставляющих услуги такси; все работают по одной и той же схеме: набирают частников со своими машинами. Компания через диспетчерский пункт обеспечивает заказами, мы их выполняем и оплачиваем работу диспетчеров (каждый вносит небольшую сумму при заключении договора). Конкуренция очень большая, поэтому274 За рулем 10/2011274-(1_3g)-276_Taxi+opros.indd 27409.09.2011 15:49:19 ЧАСТНЫЙ ИЗВОЗ – ИНОГДА ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ. И ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ ДОЕХАТЬ!цены невысокие, такси по карману даже бедному студенту. Для пассажи­ ров то, что надо. Нам же приходится крутиться. Практически все таксисты рабо­ тают нелегально: не оформлены как ИП, никто не проходит техосмотр и не оформляет страховку по прави­ лам для такси. Чек пассажиру выдать можем, только если диспетчер преду­ предит заранее, при заказе… Но мы не сетуем – ведь пассажиры довольны тем, что их быстро, недорого и с ком­ фортом довезли; по большому счету им наплевать, легальный таксист или нет. А нам копеечка. Когда закон вступит в силу, думаю, больше половины уйдут из такси: работать станет невыгодно. А значит, цены взлетят. Борис, «Опель-Астра» без опознавательных знаков. Маршрут: станция метро «Ясенево» – улица Инессы Арманд, 4 км, 100 рублей. – Я несколько лет здесь стою почти каждый вечер: подвожу людей от метро до дома, а по утрам соответственно от дома до метро. Такса – 100 рублей, клиенты не переводятся. Все, кто со мной вместе подрабатывают, – москвичи, и все мы с приходом нового закона лишимся кто приработка, а кто и основного дохода. Но и пассажиры тоже потеряют возможность вечером, когда автобусы ходят редко, быстро и недорого доехать до дома. Не ждите, что они будут заказывать такси по теле­ фону, через диспетчера, – там мини­ мальная цена выезда рублей триста! Придется ждать маршрутку или шле­ пать пешком. Дамир, «Форд-Фокус» официальной компании; оформление машины соответствует требованиям к такси. Маршрут: Сухаревская площадь – Новоясеневский проспект, 32 км, 1100 рублей. – Конечно, работа в крупной таксомоторной компании имеет свои плюсы. Новые, современные машины. Сломалась – найдется подмена, а неис­ правность устранят механики. И врач реально осматривает перед выездом. Но машины мы вынуждены брать у компании в аренду, за это платим 1000–1200 рублей за день. Едва сел за руль – и уже должен фирме, эти деньги надо отработать обязательно. А то, что сверху, твое. Поэтому, если не везет, рабочий день может растя­ нуться на 16, а то и 18 часов. Не всякий это выдерживает, потому и текучесть у нас большая. Зато с лицензией про­ блем нет – компания оформила на все машины. Бобомурад, гражданин Таджикистана, ВАЗ-2115. Маршрут: метро «Проспект Мира» – 15-я Парковая улица, 18 км, 300 (!!!) рублей. По-русски говорит неплохо, но с сильным акцентом: – Я в Москве давно, восемь лет; перепробовал многое, а последние года два вожу людей. Ездим посменно с братом, город знаем неплохо. Но эта работа мне нравится все меньше и меньше. Удается на двоих заработать в месяц 40–50 тысяч рублей, но рас­ ходы большие – и бензин, и ремонт машины (пробег больше 250 тысяч, и она часто ломается), и регистрация,На правах рекламыИДЕАЛЬНЫЙ ТАКСОМОТОРD Удобный, чистый автомобиль (седан или универсал, чтобы было место для багажа). D Из элементов комфорта – четыре двери, кондиционер. D Прибор для подсчета пройденного расстояния (можно обычный навигатор). D Водитель – опрятно одетый, хорошо говорящий по-русски, знающий город, некурящий (в машине!). D Карточка водителя с фотографией – на видном месте. D Знак с шашечками на крыше машины. D Цена – примерно 15 рублей за 1 км пробега (Москва). И в конце пути – квитанция!274-(1_3g)-276_Taxi+opros.indd 27509.09.2011 15:49:22 | ЗАКОН О ТАКСИЗАКОН О ТАКСИ ДОЛЖЕН УСТРАИВАТЬ И «ИЗВОЗЧИКОВ», И ПАССАЖИРОВ, И ВЛАСТИ.и милиции все время приходится платить. А еще пассажиры часто пытаются обмануть. Вчера довез одного за 500 рублей из Теплого Стана в центр, а он говорит: «У меня 5 тысяч одной купюрой – сдача есть?». У меня не было, тогда он попросил остановить у ларька, чтобы разменять. Вышел и убежал! А теперь еще, говорят, какую-то лицензию надо получать. Кто мне ее даст? Посмотрим, но, думаю, надо искать другую работу. Мне как пассажиру больше всего понравились поездки с Кириллом на «Фокусе» и Сергеем на «Нексии». А дальше я решил и сам попробовать свои силы на ниве частного извоза. В течение четырех часов (с восьми вечера до полуночи) на служебном автомобиле катался по московским улицам. Увы, заработать ничего не смог, только время потерял зря и сжег топлива рублей на двести. У метро, где водятся потенциальные пассажиры, припарковаться невозможно: там уже дежурят другие бомбилы. На дороге же стоит человеку поднять руку, к нему наперерез потоку бросаются сразу несколько автомобилей. У меня нет такого опыта да и реакции недостаточно. Но одно я понял: сегодня в столице предложение со стороны таксистов всех форм значительно превышает спрос. Отлично, за счет этого цены держатся невысокие. таксистов. Сравните: в городе официальных извозчиков около 9 тысяч, а нелегальных примерно 40 тысяч! «Никакие бомбилы нам не нужны – с ними надо вести борьбу, штрафовать, наказывать до тех пор, пока они с наших улиц не исчезнут», – горячится председатель профсоюза московских таксистов (объединяет работников транспортных компаний) Александр Макаров. Оно и понятно – зачем ему конкуренты? Однако при этом признает: если исчезнет конкуренция, стоимость поездки у официалов может резко вырасти. Но сообщает, что крупные фирмы и городские власти сейчас ведут переговоры о том, чтобы установить некую среднюю, «справедливую» цену за километр проезда и час простоя. Знаем мы эту «справедливость»! Что же до тех, кто зарабатывает на хлеб частным извозом, то их жизнь значительно усложнится. Часть из них надеются легализовать с помощью разрешений, а остальных – с помощью штрафов и контролеров вывести, как тараканов. Но в реальности, если продолжить аллегорию, их просто окончательно загонят в подполье. Потому что и сегодня можно задавить левые такси, для этого новый закон даже не нужен. Хватает существующих, которые позволяют запретить эксплуатацию автомобиля из-за плохого технического состояния. Только кто этим озаботился? А вот многочисленные непрофессиональные бомбилы из числа местных жителей никуда не денутся. Они «работают» постоянно или лишь время от времени, чтобы пополнить доходы – по самым разным причинам. И зачем им перекрашивать машину, ставить таксометр? Куда проще договориться с пассажиром о том, что в случае чего он – «дальний родственник из Пензы», к примеру. Председатель профсоюза московских таксистов не скрывает: он понятия не имеет, где набрать людей для работы в официальных компаниях. Там и сейчас полно вакансий – а ведь не идут россияне, не хотят работать «на хозяина». График жесткий, зарплаты невысокие. Кто пойдет? Иммигранты, которые продадут свои разбитые машины? Так вроде от их услуг мы и хотим отказаться с помощью закона. Что же делать? Наше мнение – переписывать срочно Федеральный закон № 69. Во-первых, он несправедлив, во-вторых, даже в таком, драконовском виде работать не будет. Его писали непрофессионалы, без консультаций и обсуждения,Чтобы получить лицензию на перевозку пассажиров, достаточно предъявить документы на автомобиль, права (стаж – свыше пяти лет), талон техосмотра, паспорт, а также выписку из госрегистра: кандидат должен быть зарегистрирован как юрлицо или индивидуальный предприниматель. Кроме того, надо приобрести оранжевый фонарь с надписью «Такси» и таксометр (такой комплект стоит примерно 5 тысяч рублей). Пугают, что в будущем придется перекрасить машину в установленный цвет (пока неизвестно, в какой) и нанести на борта шашечки, но эта норма вступит в силу, видимо, не раньше 2013 года. Автомобиль должен быть собственным или взятым в лизинг – никаких доверенностей! Наконец, легальный (отныне) таксист должен ежедневно перед выездом проходить медосмотр и осмотр транспортного средства. С 1 января устанавливается штраф за перевозку пассажиров без лицензии: 5 тысяч рублей. Решено создать в составе столичной компании «Организатор перевозок» (занимается отловом безбилетников на общественном транспорте) еще одно контрольное подразделение. Его сотрудники будут голосовать на дороге, просить подвезти – и оформлять нарушение прямо на месте. Контролирующие функции возложат также на сотрудников ГИБДД.ЛИЦЕНЗИЯ«ЗА РУЛЕМ» ПРЕДЛАГАЕТ ИЗМЕНИТЬ ЗАКОН ТАК:ЗА ПОРЯДОК ИЛИ ПРОТИВ КОНКУРЕНТОВ?Не надо ходить к гадалке, чтобы понять, почему большинство сограждан выбирают Бобомурада на «Самаре», а не новенький желтый «Форд». Ответ простой: в столице, например, услуги перевозчика с шашечками в среднем в два-три раза дороже. Власти столичные и региональные, подзуживаемые официалами, давно хотели прижать частных извозчиков. Налогов не платят, мощно конкурируют с большими компаниями, у которых лобби не то что в муниципалитете – в парламенте. Под их напором родился Федеральный закон № 69, который учел исключительно интересы крупных таксомоторных компаний, стремящихся выжить с рынка частников и задрать цены на извоз, получить сверхдоходы. И ведь как спешат! Уже с 1 июля 2011 года в мэрии Москвы начали бесплатно (!) выдавать разрешения на работу, хотя штрафовать за их отсутствие будут с 1 января. На конец августа лицензии получили около 4 тысяч1‑й год. Обязательна лишь лицензия (пусть за деньги, но недорогая), фонарь на крышу и талон ТО (честный, а не купленный, как сейчас!). Взамен – парковки и диспетчерская. 2‑й год. Таксометр или любой другой счетчик километров (можно навигатор); единый налог. Упрощенная регистрация ИП или ПБОЮЛ (если надо). 3‑й год. Соблюдение единых стандартов внешнего вида и штрафы за несоответствие требованиям.а принимали в Думе в пожарном порядке. Шашками помахали, порубили все вокруг – похоже, забыв, что такси существует для пассажиров, а не для налогов.СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙКаким такси вы чаще пользуетесь?18% неофициальным 37% не пользуюсь вообще 45% официальным276 За рулем 10/2011274-(1_3g)-276_Taxi+opros.indd 27609.09.2011 15:49:23