141
КУРЬЕР | КАЧЕСТВО ТОПЛИВАСМОЛА, КАК СЛЕЗАСмолы есть и в бензине, и в солярке. Если их больше нормы, пиши пропало. Мотор «крякнет», не успеешь отъехать от заправки: зависнут, например, клапаны, а поршни тут как тут – непременно врежут по ним! Именно поэтому в советских и постсоветских стандартах (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 5110597, ГОСТ Р 51866-2002, ГОСТ 305-82), которые, впрочем, до сих пор в ходу, имеются жесткие ограничения на содержание смол в топливе: не более 5 мг/л для бензинов и 30–40 мг/л (в зависимости от вида топлива) для дизтоплива. Великие реформаторы нашего времени решили поменять правила игры – старые, мол, плодили коррупцию и бюрократию. И родился технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Этот документ становился объектом нашей критики уже не раз. В итоге что-то там уточнили, но суть осталась кривой. Утвердили его еще в феврале 2008 года, а вот сроки выполнения основополагающих показателей, слава богу, все еще переносят. Смысл Технического регламента прост – уменьшить количество нормируемых параметров топлива, которые отрицательно влияют на экологию. Мысль трезвая, но под этим соусом исчезли любые ограничения на содержание смол в топливе! Надо полагать, они, по мнению авторов документа, вовсе не опасны… Понятно, что непосредственно на окружающую среду смолы не влияют. Но, получая их с топливом, мотор ломается! Реформаторы могут возразить: дескать, эти требования есть в ГОСТах, а их никто не отменял. Лукавство: с вводом Техрегламента ГОСТы стали носить лишь рекомендательный характер. И некоторые очень крупные и известные фирмы, производящие топливо, воспользовались моментом – попросту выкинули из своих стандартов организаций (СТО) ограничения на содержание смол. Заметьте, все сделано по закону: старые стандарты отныне носят рекомендательный характер, в СТО достаточно выполнить лишь обязательные требования Техрегламента, а там насчет смол ничего не сказано. Предприятиям это выгодно, ведь для выполнения жестких требований, касающихся смол, требуются хорошее (а значит, дорогое) сырье, современные технологии его переработки. Стало быть, хорошо, что можно сэкономить. Есть и неожиданный нюанс: действующая методика воспринимает современные моющие присадки как… смолы! Поэтому производителю выгодно изобразить благородное возмущение и вообще ликвидировать требования касательно содержания смол! К чему это привело? Наши последние проверки показали: если до вступления в действие Техрегламента смолы присутствовали разве что в явной бодяге, то сейчас встречаются и в бензинах известных фирм. Однажды попался даже 95-й с громким именем, у которого содержание смол вылезло за 15 мг/л! Такой бензин впору вместо клея использовать. Даже очень старые ГОСТы считали допустимой в три раза меньшую концентрацию. Но владелец машины с заклинившим мотором не смог предъявить претензии заправщику и даже назвать его недобросовестным. Ведь в его стандарте нет ограничения на содержание смол. Остается нам самим организовать народный контроль – благо Интернет ныне тянут в каждый дом. Александр Шабанов, Санкт-ПетербургНа правах рекламы138-141(1_3V..1_2G)_Camera.indd 14109.09.2011 12:41:02