232
233
ПРОГРЕВ ДВИГАТЕЛЯ РЕМОНТ и СЕРВИС | МАСТЕРСКАЯМОТОР НЕ БУРЖУЙКАНужно ли после пуска выстуженного мотора прогревать его на месте, или можно сразу отправиться в путь? Вот мнение Анатолия Вайсмана.Механика, забывшего прогреть мотор броневи­ ка, в лихие годы могли и к стенке поставить – за вредительство. В те времена машину про­ гревали медленно, постепенно, оберегая от повреждений. Но современные двигатели в этой процедуре не нуждаются, их надежность стала неиз­ меримо выше. Благодарить за это следует не только конструкторов и технологов, но и разработчиков но­ вых материалов, топлив, технических жидкостей, вы­ сококачественных смазок. В то же время теперь боль­ ше возможностей беречь живую природу, для кото­ рой автомобиль – далеко не лучший друг. Конечно, мы его любим. Но разумно ли используем? У этой проблемы две стороны. Первая – тех­ ническая: какой режим прогрева лучше для мото­ ра? Вторая – экологическая: как совместить любовь к автомобилю с бережным отношением к планете? Холодный пуск, особенно после сильных моро­ зов, для поршневого двигателя тот еще стресс! За­ зоры между стылыми деталями совершенно не те, что должны быть на горячем двигателе, – вспомните о тепловом расширении разнородных материалов. К тому же от предыдущей поездки на них остался лишь тонкий налет масла. А что в картере? Неразум­ но экономить, покупая масло сомнительного проис­ хождения, но подешевле. Кстати, если двигатель ис­ правен, то затраты даже на самое лучшее масло несравнимы с расходами на топливо. Скажем, вы сменили масло, потратив 1400 рублей, до следующей смены предполагаете проехать 15 000 километров.Сколько денег уйдет на топливо? 40 000–45 000 руб­ лей! Впечатляет? Сэкономив несколько сотен на мас­ ле, рискуете купить продукт, который существенно сократит ресурс двигателя. Например, в ядреный мо­ роз горе­масло настолько густеет, что непосредствен­ но после пуска двигателя к трущимся парам почти не поступает. Уж лучше бы мотор вообще не завел­ ся – ведь интенсивный износ неизбежен. Когда список отечественных автомобильных масел был короче надписи на заборе, родилась бай­ ка: «Один холодный пуск изнашивает детали, как 1000 километров пробега». И немалая доля правды в этом была. «Жигулевское» масло в 25­градусный мороз само по себе из банки не вытекало. Бывало, через 10–15 секунд после пуска мотор начинал сту­ чать: масло, выкачанное насосом, не стекало обратно в картер, оголившийся приемник насоса прихлебы­ вал воздух, загоралась лампа «низкое давление». Сегодня можно купить масло по сезону. Но все же первые секунды после пуска двигатель ра­ ботает при минимуме смазки. Вот тут важны и свой­ ства масла, и исправность всех систем. При пуске с полуоборота о масляном голодании можно и не го­ ворить. Но у некоторых чудаков моторы всегда заво­ дятся плохо – а несгоревший бензин, конденсируясь на стенках цилиндров, смывает остатки масла. Пре­ ждевременный ремонт неизбежен. Если масло правильное, то и в мороз сохраня­ ет достаточную текучесть и возможность пуска дви­ гателя без чрезмерного износа. Но – не в любой мо­ роз! Большинство автопроизводителей оговарива­ ют нижний предел температуры, при которой пуск двигателя еще возможен. Это всего лишь –25 °C. Ес­ ли житель Якутии в 60­градусный мороз раскатыва­ ет на машине, мы рады за него, но условия заводских гарантий, в сущности, нарушены. Отвечать за по­ следствия – владельцу. А мотор – еще не вся ма­ шина. Крепко достается в мороз коробке передач, сайлент­блокам, шинам, амортизаторам и т. д. Так что же, греть на месте или сразу ехать? При низких оборотах холостого хода в цилиндрах сгорает мало топлива, прогрев затягивается, зато меньше конфликтов между расширяющимися дета­ лями из разных материалов. А при прогреве мотора в движении, с нагрузками термические напряжения в деталях порой значительны. В то же время на холостом ходу удлиняется пе­ реход от холодного состояния двигателя к горяче­ му, замедляется прогрев масла, покрываются на­ гаром и капризничают свечи, а перебои в двигате­ ле – это выброс несгоревшего топлива в нейтрали­ затор, что и для него губительно, и к пожару может привести.232 За рулем 10/2011232-233(1_2g)_masterskaj.indd 23209.09.2011 14:19:43 Итак, сам по себе пуск холодного двигателя и его прогрев, с точки зрения железок, в любом случае вреден. Им бы вообще не работать. Но что думают об этом специалисты автомобильных фирм? Большинство считает, что прогрев двигателя на месте ничем не оправдан. Сегодня куда более важны экологические проблемы. Мотор, тарахтящий на холостом ходу, – источник целого букета токсичных соединений. С переходом от карбюраторов к впрыску жить стало проще, но не во всем. Даже инжекторный двигатель, пока он не прогрет, для устойчивой работы требует обогащения смеси. Вот такая и подается в цилиндры. Заметьте, мы даже не говорим о неисправностях или о том, что у нас многие моторы и до Евро-3 недотягивают! Выходит, оживить промороженный мотор и оставить работать под окнами дома – дурной тон, выдающий во владельце не только дремучее техническое невежество, но и наплевательское отношение к окружающим. Жильца, который в отчаянье «уронил» на коптящее авто любимый кактус, формально осудить можно, а по-человечески – нет. Короче: если используете современные высококачественные масла, прогревать мотор на холостом ходу нет необходимости. Польза от этого туманна, а вред очевиден. Правильнее пустить двигатель, подождать, пока закачается масло в головку, это примерно секунд тридцать для рядовых легковушек, и, убедившись, что все в порядке, трогаться. Конечно, не следует сразу же давить газ в пол. Километр-другой дадим мотору прийти в норму, а заодно разогреем движением агре-КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕD «Хонда»: Томохико Каванабе, президент исследовательского центра: – Езда на холодном двигателе для него самого не страшна, зато существенно сокращает время прогрева. D «Кадиллак»: Линдон Шнайдер, директор департамента перспективных разработок «Джи-Эм»: – Греть мотор стоит! Вы же иначе замерзнете, сев в холодный салон. А вот технической необходимости прогревать двигатель до рабочей температуры, стоя на месте, нет. На ходу двигатель прогреется быстрее. D «Опель»: Джеффри Лакс, вице-президент «Джи-Эм Европа» по двигателям и трансмиссиям: – Прогревать двигатель? Никакого смысла! Я трогаюсь в путь без промедления. По роду работы мне приходилось заниматься холодными стартами и в Канаде, и в Сибири, и я точно знаю: можно сразу ехать, никакого вреда современному мотору это не причинит! D «Шкода»: Эркхард Шольц, член правления (департамент технического развития): – Рекомендации по поводу прогрева очень просты: завелся и поехал.гаты трансмиссии, шины, всевозможные резинки в подвеске, амортизаторы. В конечном счете машина прогреется быстрей и нанесет минимум вреда окружающей среде – и нам с вами. Увы, в пику бережному отношению к природе у нас назойливо рекламируют всевозможные системы для дистанционного или запрограммированного пуска двигателя. Мол, к вашему выходу из дома не только мотор, но и салон автомобиля будут теплыми. Убедить владельца в зловредности этой опции далеко не просто. Порой вся надежда на кактус.На правах рекламы232-233(1_2g)_masterskaj.indd 23309.09.2011 14:19:44