190
191
192
194
АККУМУЛЯТОРЫ КОМПОНЕНТЫ | ЭКСПЕРТИЗАБАТАРЕИ ИГРАЮТ В «15»Аккумуляторы для японских и корейских автомобилей испытали Алексей Воробьев-Обухов и Михаил Колодочкин.190 За рулем 10/2011190-(1_3V)-192.194_AKB.indd 19009.09.2011 13:32:19 Аккумуляторные экспертизы последних лет собирали участников с одинаковой заявленной емкостью, например 60 А.ч. Однако известно, что нарисованные на этикетке ампер-часы – далеко не самый важный параметр. Производители АКБ, скажем, на 58 или 62 А.ч неизменно пролетали мимо тех испытаний, куда мы отбирали только «шестидесятки». Вот почему, замах замах«вос нувшись на проверку батарей «восточного» типа, мы ориентировались на габариты: если батарея влезает на свое место и имеет «правильные» выводы, она для автомобиля подойдет. Задаем «ворота»: 238×129×227 мм (это с небольшим запасом размеры бата батарейного отсека японских и корейских машин) и закупаем все бата батареи, которые в них уместятся. Нужных батарей набралось 15 штук. Следовательно, нас ждут «пятнашки»! Передвигать батареи по «игровому полю» будем после испыта каждого из пяти зачетных испытаний. Перед началом серии испытаний заряжаем все батареи: торговцы этого не делают. Сомневаю Сомневающимся предлагаем повни повнимательнее изучить нашу итоговую таблицу, где для справки указана резервная емкость батарей на момент приобретения. Почти все аккумуляторы были разря разряжены процентов на сорок… Ладно, начинаем испытания: фишки на игровом поле приходят в движение!выводах. После паузы продолжительностью 20 с батарею разряжают током, равным 60% заявленного Iхп, до тех пор, пока напряжение на выводах не снизится до 6,0 В. Время разряда t6 записывают. Приведенную энергию пуска подсчитывают по формуле: Е = 0,3Iхп(U30 – 6,0)t6 Чем выше итоговый показатель, тем лучше. Лучший результат – Medalist: 26,19 кДж. Приведенная энергия пуска единым током. Позволяет сравнить токовые характеристики всех батарей в одинаковых условиях вне зависимости от паспортных данных. Проверку ведут при –18 °С. Сначала батарею разряжают током 300 А в течение 30 с и регистрируют напряжение U30 на ее полюсных выводах. После паузы продолжительностью 20 с батарею разряжают током 180 А до тех пор, пока напряжение на выводах не снизится до 6,0 В. Время разряда t6 записывают. Приведенную энергию пуска подсчитывают по формуле: Е = 90(U30 – 6,0)t6 Чем выше результат, тем лучше. Лучший результат – Medalist: 47,25 кДж.ГДЕ ИЗМЕРЯЛИ И КАК СРАВНИВАЛИВсе образцы аккумуляторов для экспертизы приобретены редакцией в крупных магазинах розничной торговой сети. Измерения проводили специалисты НИИЦ АТ 3 ЦНИИ Минобороны России. Полученные данные относятся к конкретной выборке батарей и не являются абсолютными критериями их качества. По результатам замеров, занесенным в протокол, расставили баллы: в каждом виде испытаний брали лучший и худший показатели, присваивая им соответственно 5 баллов и 1 балл. Все остальные участники получали промежуточные баллы согласно тому положению, который они заняли между лидером и аутсайдером. К примеру, если при замере резервной емкости лидер показал результат 84 минуты, а аутсайдер – 68 минут, то участник с результатом 73 минуты получал 2,25 балла. И так по всем пяти видам испытаний. Итоговый балл – среднее арифметическое пяти промежуточных оценок. Вводить весовые коэффициенты, повышающие значимость одного параметра по отношению к другим, мы не стали: все параметры признали равнозначными. В то же время приведенные нами цифры позволяют любому желающему провести собственные подсчеты. Понятно, что расстановка мест при этом обязательно изменится.Резервная емкость. Показывает, как долго холодной дождливой ночью продер продержится автомобиль, у которого испортился генератор. Инженер выразится точнее: за сколько минут напряжение на клеммах батареи, выдающей в нагрузку ток 25 А, снизится до 10,5 В. Измерения проводят при температуре 25 °С. Чем выше результат, тем лучше. Лучший результат – Medalist: 84 мин. Приведенная энергия пуска заявленным током. Характеризует энергию батареи в пусковом режиме. Проверку ведут при –18 °С. Сначала батарею разряжают заявленным током холодной прокрутки Iхп в течение 30 с и регистрируют напряжение U30 на ееНОМИНАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТЫ190-(1_3V)-192.194_AKB.indd 191На правах рекламы09.09.2011 13:32:21 | ЭКСПЕРТИЗА АККУМУЛЯТОРЫместо1 MEDALISTместо2PANASONICместо3 TITAN ASIA SILVERместо4 TYUMEN BATTERYASIAПроизводитель Корея – США Ориентировочная цена, руб. 3160 Заявленная емкость, А∙ч 55 Заявленный ток, А 480 (BCI) Масса с электролитом, кг 12,54 Газоотвод регулирующий клапанПроизводитель Япония Ориентировочная цена, руб. 4210 Заявленная емкость, А∙ч 55 Заявленный ток, А 470 (EN) Масса с электролитом, кг 11,1 Газоотвод через пробкиПроизводитель Россия Ориентировочная цена, руб. 2890 Заявленная емкость, А∙ч 50 Заявленный ток, А 400 (EN) Масса с электролитом, кг 13,13 Газоотвод через пробкиАмерикано-корейская батарея от «Делфай энерджи» почти по всем пунктам опередила соперников. Лишь «Панасоник» бился с ней почти на равных. Первое место в четырех номинациях плюс одно второе.Самая невзрачная на вид батарея с приляпанной сверху (иначе не скажешь) этикеткой произвела фурор, выдав отличные показатели. Отрыв от третьего места составил более 1 балла! Первое место по числу пусков мотора и второе – во всех остальных номинациях.Третье место по резервной емкости после полного разряда, по единому току холодной прокрутки и по количеству попыток пуска мотора. В остальных номинациях на пьедестал взойти не удалось, но в целом заслуженное третье место.Производитель Россия Ориентировочная цена, руб. 1600 Заявленная емкость, А∙ч 45 Заявленный ток, А 360 (EN) Масса с электролитом, кг 13,7 Газоотвод через пробкиСамая тяжелая батарея в тесте, но это не помешало ей прекрасно выступить. Бронза за резервную емкость, хорошая энергоемкость при нерекордном заявленном токе – в целом очень хороший результат. В качестве бонуса – традиционно низкая цена.место5 АКТЕХместо6 ALASKAместо7 VARTA BLUEDYNAMICместо8 BANNER POWER BULLGENERATION 2011Производитель Россия Ориентировочная цена, руб. 3000 Заявленная емкость, А∙ч 45 Заявленный ток, А 430 (EN) Масса с электролитом, кг 12,67 Газоотвод через пробкиПроизводитель Япония Ориентировочная цена, руб. 3450 Заявленная емкость, А∙ч 50 Заявленный ток, А 450 (ССА) Масса с электролитом, кг 10,8 Газоотвод регулирующий клапанЗаявленные 430 А позволили батарее занять солидное четвертое место при проверке единым током. Более того, заявленный ток она выдала с третьим результатом – очень хорошо.Самая легкая в нашем тесте батарейка заняла третье место по числу пусков мотора и пятое – по резервной емкости (как до, так и после глубокого разряда). Энергетика вполне приличная. Используя спортивный сленг, можно сказать, что батарея попала в цветочную церемонию.Производитель Германия Ориентировочная цена, руб. 3530 Заявленная емкость, А∙ч 45 Заявленный ток, А 330 (EN) Масса с электролитом, кг 11,92 Газоотвод регулирующий клапанПроизводитель Австрия Ориентировочная цена, руб. 2960 Заявленная емкость, А∙ч 45 Заявленный ток, А 360 (EN) Масса с электролитом, кг 11,7 Газоотвод регулирующий клапанМесто в первой половине таблице досталось именитой батарее благодаря неплохой резервной емкости. А вот скромный заявленный ток и, как следствие, не самая лучшая энерговооруженность не позволили подняться выше.Австрийская батарея заняла шестое место при проверке единым током холодной прокрутки. В остальных номинациях все выглядит скромнее, но по сумме ей удалось чуть-чуть опередить себе подобных.место9 ASIAN HORSEместо10 MUTLUПроизводитель не указан Ориентировочная цена, руб. 3500 Заявленная емкость, А∙ч 45 Заявленный ток, А 360 (EN) Масса с электролитом, кг 12,57 Газоотвод через пробкиместо11 TOPLAПроизводитель Словения Ориентировочная цена, руб. 3290 Заявленная емкость, А∙ч 45 Заявленный ток, А 300 (EN) Масса с электролитом, кг 12,88 Газоотвод регулирующий клапанместо12 BOSCH SILVERПроизводитель не указан Ориентировочная цена, руб. 3260 Заявленная емкость, А∙ч 45 Заявленный ток, А 330 (EN) Масса с электролитом, кг 11,89 Газоотвод регулирующий клапанПроизводитель Сербия Ориентировочная цена, руб. 2010 Заявленная емкость, А∙ч 45 Заявленный ток, А 330 (EN) Масса с электролитом, кг 12,6 Газоотвод через пробки«Азиатская лошадь» проскакала через наши испытания в общей массе. Лучшее достижение – дележ седьмого и восьмого мест при пуске мотора батареей, разряженной на 50%. Кроме того, оставила позади несколько весьма известных марок – это тоже успех.В активе – седьмое-восьмое место при оценке заявленного тока холодной прокрутки. В пассиве – общее впечатление. Этот бренд всегда хвалили за уверенные показатели в многоборье, но «восточные габариты» сказались на результатах не лучшим образом.По резервной емкости как до, так и после глубокого разряда – в середине таблицы. А вот токи холодной прокрутки выдает очень неуверенно, хуже только аутсайдер. Хотя и заявлены-то довольно скромные амперы. В целом ожидали большего.Восьмое место по резервной емкости – самое высокое достижение именитой батареи в нашем тесте. Иными словами, скромные токи она выдает, но на максимальных значениях ощутимо проигрывает лидерам.место13 КАМАПроизводитель Сербия Ориентировочная цена, руб. 1760 Заявленная емкость, А∙ч 45 Заявленный ток, А 330 (EN) Масса с электролитом, кг 11,56 Газоотвод через пробкиместо14 EXIDE EXCELLПроизводитель не указан Ориентировочная цена, руб. 2200 Заявленная емкость, А∙ч 45 Заявленный ток, А 300 (EN) Масса с электролитом, кг 10,81 Газоотвод через пробкиместо15 MULTIПроизводитель Сербия Ориентировочная цена, руб. 2600 Заявленная емкость, А∙ч 45 Заявленный ток, А 330 (EN) Масса с электролитом, кг 12,0 Газоотвод через пробкиДесятое место при проверке заявленным током, одиннадцатое – в испытаниях с разрядом на 50%, предпоследнее по резервной емкости… Ни в одной номинации батарея не набрала даже 2 баллов, отсюда и результат – в задних рядах. Зато цена невысокая. 192 За рулем 10/2011Громкий бренд на сей раз не в форме: энергетика батареи оказалась самой слабой из всех. Последние места при проверке как заявленным, так и единым для всех током и в испытаниях после глубокого разряда.Трудно сказать, чем руководствовались создатели бренда, придавая его начертанию схожесть с популярным у нас турецким Mutlu. К сожалению, на этом аналогии кончились. Самая низкая резервная емкость, последнее место на испытаниях в полуразряженном состоянии. B общем довольно слабо.ВСЕ КУПЛЕННЫЕ БАТАРЕИ БЫЛИ РАЗРЯЖЕНЫ ПОЧТИ НА 40%. РЕАЛЬНАЯ ЭНЕРГОЕМКОСТЬ НОВЕНЬКИХ БАТАРЕЙ РАЗЛИЧАЕТСЯ ВДВОЕ! ДИАПАЗОН ЦЕН КУПЛЕННЫХ БАТАРЕЙ – ОТ 1600 ДО 4010 РУБЛЕЙ.190-(1_3V)-192.194_AKB.indd 19209.09.2011 13:32:22 | ЭКСПЕРТИЗА АККУМУЛЯТОРЫПусковые свойства при разряде в 50%. Оцениваются пусковые характеристики батареи, наполовину разряженной, например, после езды в пробках при большом количестве включенных энергопотребителей. Сначала батарею разряжают номинальным током разряда в течение 10 часов. Затем при 0 ºС ее циклически нагружают током 300 А в течение 10 с с паузами продолжительностью 30 с. Записывают число попыток, в которых батарея обеспечивает напряжение более 6,0 В, а также длительность (в секундах) последней, неполноценной попытки, при которой напряжение стало меньше указанной величины. Чем больше результат, тем, естественно, лучше. Лучший результат – Panasonic: три пуска и 6 с. Восстановление после полного разряда. Имитирует ситуацию, вызванную полным разрядом батареи (забыли выключить фары и т. п.). Аккумулятор разряжают до напряжения на клеммах 2,0 В и выдерживают в таком состоянии двое суток, затем вновь заряжают и оценивают резервную емкость. Чем она больше, тем лучше. Лучший результат – Medalist: 85 мин. порадовал. Но заметим, что работать при –30 °С все они… отказались! Вернее, ток-то выдавали, но настолько неохотно и скоротечно, что этот этап испытаний впору назвать «Кто хуже?». Никакими стандартами такие градусы не предусмотрены, но владельцы соответствующих машин должны быть морально готовы к подобным неприятностям. Явные лидеры – Мedalist и Panasonic, из отечественных выделим Titan Asia, Tyumen battery и АКТЕХ. А тем, кого заинтересует стабильность результатов, напоминаем тройку наших призеров прошлых лет: 2010: Мedalist, VARTA, «Зверь» 2009: VARTA, Мedalist, А-Mega 2008: Bosch, Medalist, VARTA 2007: Мutlu, АКОМ, Мedalist Удачного всем пуска и счастливого пути!ПУСК!Игровое поле заполнено: 15 батарей выстроились по рангу. Отметим, что их цена (разброс почти троекратный) не гарантировала дорогим изделиям места в первых рядах. Да, дорогой «Панасоник» стал вторым, но при этом и дешевая тюменская батарея стала четвертой, а вовсе не последней. В целом узенькие батареечки понравились: огромный запас энергии в столь скромных габаритахРЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙРезервная емкость после полного заряда Длительность разряда током 25 А, мин.* Промежуточный балл Критерии оценки Приведенная энергия пуска заявленным током Время разряда током 60% от заявленного до напряжения 6,0 В, с Приведенная энергия пуска единым током 300 А Время разряда током в 60% от заявленного до напряжения 6,0 В, с Напряжение на клеммах после 30 с разряда, В Приведенная энергия разряда, кДж Промежуточный балл Пусковые Резервная емкость свойства после глубокого при разряде разряда и послена 50% дующего заряда Число успешных попыток и длительность последней Длительность разряда током 25 А, мин.* Промежуточный балл Промежуточный балл 5,00 4,50 4,00 3,75 2,75 3,00 2,75 2,25 1,75 2,00 2,50 2,25 1,50 1,0 1,25 Итоговый балл 4,94 4,51 3,41 2,92 2,73 2,69 2,05 1,92 1,90 1,89 1,77 1,74 1,51 1,36 1,2909.09.2011 13:32:23Напряжение на клеммах после 10 с разряда, В (при заявленном токе, А)**Напряжение на клеммах после 30 с разряда, В (при заявленном токе, А)**Приведенная энергия разряда, кДж 26,19 22,69 20,45 16,68 19,28 15,13 14,16 15,03 15,03 15,02 11,26 12,88 13,89 10,46 13,831. MEDALIST 2. PANASONIC 3. TITAN ASIA 4. TYUMEN BATTERY 5. АКТЕХ 6. ALASKA 7. VARTA 8. BANNER84 (45)* 5,00 83 (53) 4,75 80 (63) 4,00 81 (56) 4,25 75 (54) 2,75 77 (47) 3,25 75 (57) 2,75 73 (63) 2,257,83 (470) 7,80 (470) 7,74 (400) 7,75 (360) 7,81 (430) 7,66 (400) 7,80 (330) 7,71 (360) 7,76 (330) 7,70 (360) 7,79 (300) 7,78 (330) 7,68 (300) 7,76 (300) 7,68 (330)7,51 (470) 7,49 (470) 7,42 (400) 7,43 (360) 7,48 (430) 7,30 (400) 7,43 (330) 7,42 (360) 7,38 (330) 7,35 (360) 7,39 (300) 7,37 (330) 7,39 (300) 7,40 (300) 7,37 (330)123 108 120 108 101 97 100 98 110 103 90 95 111 83 1025,00 4,10 2,78 2,58 3,24 2,19 1,94 2,16 2,16 2,16 1,20 1,61 1,87 1,00 1,86Промежуточный балл9,00 8,67 7,99 7,82 8,09 7,68 7,42 7,64 7,42 7,46 7,33 7,33 7,32 7,36 7,44175 166 127 119 101 111 98 105 108 102 89 94 103 78 9947,25 39,89 22,75 19,49 19,00 16,78 12,52 15,50 13,80 13,40 10,65 11,25 12,24 9,55 12,835,00 4,22 2,40 2,05 2,00 1,77 1,32 1,63 1,45 1,41 1,12 1,18 1,28 1,00 1,353 (4 с) 3 (6 с) 2 (9 с) 1 (7 с) 2 (3 с) 2 (5 с) 1 (4 с) 1 (3 с) 1 (8 с) 1 (8 с) 1 (6 с) 1 (2 с) 1 (5 с) 1 (9 с) 1 (1 с)4,68 5,00 3,89 1,96 2,92 3,24 1,48 1,32 2,12 2,12 1,80 1,16 1,64 2,28 1,0085 83 81 80 76 77 76 74 72 73 75 74 71 69 709. ASIAN HORSE 72 (45) 2,00 10. MUTLU 11. TOPLA 12. BOSCH 13. КАМА 14. EXIDE 15. MULTI 71 (38) 1,75 73 (43) 2,25 74 (59) 2,50 69 (50) 1,25 70 (44) 1,50 68 (53) 1,0*В скобках для справки приведена исходная резервная емкость батарей на момент приобретения. **Ток приведен к стандарту EN.194 За рулем 10/2011190-(1_3V)-192.194_AKB.indd 194