344
345
346
347
348
349
КЛАССИКИ SKODA 422 БЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕПРОСТЫЕ ИСТИНЫ344 За рулем 10/2011344-348_Skoda 422.indd 344Он не пижон и не выскочка. Этот автомобиль – символ пусть и небольшого, но вполне честно нажитого достатка и негромких семейных радостей. Такой показалась Сергею Канунникову «Шкода-422». Фото Георгия Садкова.09.09.2011 16:48:34 Помните, где расположена педаль, которую надо нажать, чтобы тронуться? Зря обижаетесь: в отношении этого автомобиля, вроде бы совсем бесхитростного, вопрос не праздный.Педальный узелПочему, интересно, среднюю педаль сделали маленькой металлическойкнопкой – ведь слева и справа две вполне нормальные педали? Что взбрело на ум чешским конструкторам? Уж оставили они о себе память: кнопка-то – акселератор! Тормоз – справа, а слева (спасибо хоть за это!) – сцепление. Очень странное для современного водителя решение применяли, кстати, не только на этой «Шкоде-422», но и на иных моделях фирмы тех лет.Вот уж где стоит написать: «Путаю педали»! Привыкнуть, конечно, можно, но нужны время и сосредоточенность. А потом ведь садиться в нормальную машину… Вдобавок к педальной путанице – правый руль (в Чехословакии до оккупации в 1938-м было левостороннее движение), коробка передач без синхронизаторов, очень резкое сцепление.За рулем 10/2011 345344-348_Skoda 422.indd 34509.09.2011 16:48:57 КЛАССИКИ | ЖИВЫЕ SKODA 422Уютный салон с большими окнами – не королевский, но гораздо просторнее, нежели кажется на первый взгляд. Поймать момент схватывания, трогаясь, нелегко: позорно глушу двигатель или не менее позорно дергаю машину. Такова особенность привода – педаль фактически напрямую связана с вилкой. Словом, в управлении автомобиль непростой. Но есть в нем некий шарм, свой характер, пусть и не самый легкий, зато честный: найдешь подход – не пожалеешь. Наконец-то с чувством мальчишеской гордости поймал момент включения сцепления и тронулся почтенно, как и положено на такойДверная ручка удивительно проста и столь же изящна. машине. Работать рычагом коробки передач, даже левой рукой, в общем-то несложно, навыки двойного выжима сцепления у меня есть. Вот еще бы правой ногой попасть куда надо… Попал! Машина удивительно ровно, не меняя траектории, и довольно уверенно останавливается. Хорошо отрегулированных механических тормозов для таких скоростей (паспортная максималка «Шкоды-422» всего-то 75 км/ч) и, конечно, неспешного темпа жизни начала 1930-х – вполне достаточно.Ручка на спинке сиденья удобна для ее откидывания, а в дороге за нее хорошо держаться. Все предусмотрено!Семейное СчаСтьеТридцатые годы прошлого столетия – эпоха расцвета автомобиля. Из пеленок он уже вышел – стал увереннее, сильнее, надежнее. При этом машины были еще натуральные: сталь – такая, что хватит и внукам, ткань сидений при аккуратном обращении проживет десятилетия, дерево только настоящее. В рычагах, ручках, переключателях есть честная основательность и логичность. Вот только пресловутые педали… Ну да почти уже привык.346 За рулем 10/2011344-348_Skoda 422.indd 34609.09.2011 16:49:04 Такова она, «Шкода‑422», новинка 1930‑го, – небольшая, относительно доступная семейная машина, самая младшая в ряду фирмы, включав‑ шем в себя в те годы четыре модели. Длина – около 4 м, база – 2600 мм. Четырехцилиндровый моторчик объ‑ емом 1,2 л развивает 22 силы. Смешно? Для тех лет вполне нормально. Прямой конкурент 422‑й – «Татра‑57», дебю‑ тировавшая в 1931‑м, имела двигатель примерно того же объема, мощностью 18 л.с. На немецком «Опеле‑4/20PS» мотор был 20‑сильным, на полуторали‑ тровом ФИАТ‑514 – мощностью 28 л.с. Вот американский, вернее, уже всемирный «Форд‑А» хвастался Приборов и переключателей минимум. Сверху – переключатель наружного света.40‑сильным двигателем, но при объеме почти 3,3 л. Кстати, если искать кон‑ структивный аналог «Шкоды‑422» в отечественном автопроме, то ближе всего ГАЗ‑А. Его производство начали как раз в 1932‑м, когда компания «Шкода» выпускала четыре модели с 4‑, 6‑ и 8‑цилиндровым моторами и мно‑ жеством кузовов. В том же году 422‑ю сменила более совершенная машина. Откровений в конструкции «Шкоды» нет. Система охлаждения – термосифонная (вода циркулирует за счет разницы температур в системе), подвески – зависимые на рессорах, коробка передач – трехступенчатая. Зато всё просто, легко ремонтируется. Вот эта изящная кнопка посредине и есть педаль газа!Немаловажным для покупателей было и то, что двухдверный закрытый авто‑ мобиль расходовал в среднем всего 9 л бензина на 100 км. Но основные блага автомобильной цивилизации тех лет в «Шкоде» есть: мягкие сиденья, стеклоподъемники в дверях, электри‑ ческий стеклоочиститель с щеткой справа, перед водителем (второй на недорогие модели ставили, как пра‑ вило, в качестве опции). В общем, нор‑ мальный, комфортный семейный седан эпохи возмужания автомобиля.Моторы и жизньВ начале 1930‑х, несмотря на эконо‑ мический кризис, многие смотрели Руль вместе с кнопкой звукового сигнала вызывает чувство, близкое к умилению.Щетка стеклоочистителя одна, но привод электрический. Дерево, разумеется, натуральное.За рулем 10/2011 347344-348_Skoda 422.indd 34709.09.2011 16:56:10 КЛАССИКИ | ЖИВЫЕ SKODA 422Прародительница нынешних указателей поворотов – стрелка поворачивается по направлению движения. Багажник не сказать что очень велик, но как элегантен!в будущее с оптимизмом. Казалось, самое страшное уже позади – Европа залечила раны Первой мировой. Автомобильные компании предлагали всё новые и новые модели. Завод в Млада-Болеславе (с 1930-го – ASAP, Акционерная компания автомобильной промышленности), кстати, модернизировал машины каждые два-три года, ведь спрос и конкуренция росли. В том же 1932-м в Женеве прошла конференция по разоружению… Через шесть лет Чехословакию оккупируют, через семь начнется Вторая мировая. Тот, кто покупал эту «Шкоду», о грядущем, конечно же, не знал и не думал. Машину сделали в 1931-м для выставки в Вене, и сначала она была кабриолетом. Но, вернув на завод, поставили более практичный, закрытый кузов, с которым автомобиль легче продать. С тех пор до 1999-го (!) машина жила в одной семье. Правда, последние лет тридцать стояла в гараже, а потом была куплена нынешним хозяином, затратившим на реставрацию восемь лет и солидную сумму. Простая, не пижонская и совсем не помпезная «Шкода», несомненно, стоит того… Редакция благодарит Михала Фиалу и компанию «Шкода» за предоставленный автомобиль и помощь в организации фотосъемки.МАЛЕНЬКИЙ ЧЕХ«Шкоду-422» выпускали c 1930 по 1932 год. Автомобиль оснащали 1,2-литровой «четверкой» мощностью 22 л.с. при 2800 об/мин. Снаряженная масса двухдверного закрытого варианта – 1000 кг, из них 730 кг – масса шасси. Для модели предлагали 2- и 4-дверный кузова: седан, купе, кабриолет, фаэтон и родстер, фургон, пикап, а также ландо для такси. Всего выпустили 3435 экземпляров. «Шкоду-422» сменила модель 430.348 За рулем 10/2011344-348_Skoda 422.indd 34809.09.2011 16:49:15 Генеральный партнерПЯТЬ АВТОМОБИЛЕЙ «ЛАДА-ГРАНТА» ОБРЕТУТ ВЛАДЕЛЬЦЕВ 23 ДЕКАБРЯ 2011 ГОДА**Официальная дата розыгрыша автомобилей среди читателей, заполнивших и выславших анкеты и таблицы для голосования в Гран-при «За рулем»-2012. К участию принимаем анкеты, присланные до 23 ноября.За рулем 10/2011 349349-360_GP.indd 34909.09.2011 16:57:28