Машины времени: как изменились народные автомобили за 70 лет
Чтобы собрать вместе шесть знаковых автомобилей, мы отправились в Париж, в святая святых фирмы Renault – в корпоративный музей! Эти машины разделяют почти семьдесят лет – целая эпоха! Пять из них – иконы своего времени, их общий тираж – почти 20 миллионов. Производили их почти в двадцати странах, а продавали по всему миру.
И на каждой можно поездить: все в прекрасном состоянии – отреставрированы в музейных мастерских подразделения Renault Classic, размещенных недалеко от Парижа.
Прокатимся в машине времени со всеми остановками и поразмышляем, как эволюционировали автомобили некогда самого популярного в Старом Свете сегмента.
Великая французская революция
Renault 4CV
Представлен осенью 1946 года, серийный выпуск начат в августе 1947‑го. Первую версию оснащали 19‑сильным двигателем объемом 0,76 л и трехступенчатой коробкой передач. С 1950 года ставили 21‑сильный мотор. Помимо седана выпускали кабриолет. По лицензии машину собирали в Австралии, Японии, Испании и Великобритании. До 1961 года сделали 1 105 543 экземпляров – это первый французский автомобиль, тираж которого превысил миллион.
Но жизнь идет вперед. Начинается золотая эра послевоенного французского кино (вышел «Дневник горничной», снятый Рене Клером по роману Октава Мирбо) и новых автомобилей: компания Renault представила на первом послевоенном парижском автосалоне модель 4CV. Аббревиатура расшифровывалась как quatre chevaux («катр шво») – четыре лошадиные силы, (конечно, налоговые).
Автомобиль стал абсолютно революционным: задний мотор, полностью независимая подвеска. Никто особо не скрывал, хотя и не афишировал, что машину сделали под влиянием Фольксвагена. Двухдверный опытный Renault, появившийся еще во время войны с благословения Луи Рено, был похож на немецкую малолитражку даже внешне. Но французский автомобиль вполне самобытен: пружинные подвески, жидкостное охлаждение двигателя, четыре двери. Вот она, культовая во Франции (да и не только в этой стране) малолитражка. А в моих руках – поздний экземпляр, 1960 года.
Четыре двери – французский стиль, олицетворяющий семейные ценности. Тесно, конечно, и сзади и спереди, но четыре двери в любом случае лучше двух. Инженеры ловко расположили в машине длиной 3,7 метра рядный (а не оппозитный, как у Жука) четырехцилиндровый мотор, трехступенчатую коробку передач. А запаску и аккумулятор – под крышкой багажника спереди. Даже местечко для багажа осталось.
Под ногами – тоненький коврик без намека на шумоизоляцию, за задним диванчиком примерно такая же перегородка. Так что все мелодии 20‑сильного моторчика слышны без искажений. Тоненький стерженек управления коробкой передач налево и на себя – поехали!
Шума от мотора куда больше, чем разгона. Даже в легкую горку «четыре силы» тянут с трудом, причем только на второй передаче. На шоссе при скорости 90 км/ч возмущенному стрекоту двигателя вторит натужный вой трансмиссии. Да ведь это фактически максималка! А нормальная скорость машинки 60–70 км/ч. Зато на прямой она стоит куда лучше, чем можно было ожидать. Да и при заходе в поворот не вызывает ужаса – ну, с поправкой на год рождения. Кстати, здесь реечное рулевое управление и гидравлические тормоза.
Согнутые ноги затекают уже километров через тридцать. Зато мягкая независимая подвеска обеспечивает удивительную по меркам многих современных автомобилей плавность хода. Этот показатель французские инженеры долго и справедливо ставили во главу угла: дороги провинциальной Франции в те годы были не чета нынешним.
Разминаю затекшие ноги и покидаю кресло, стараясь вновь не приложиться коленом о руль. Душевная машина! Renault 4CV – один из лучших народных автомобилей своего времени. Неслучайно его покупали во множестве стран. Грех было не развить успех, и французы уверенно пошли дальше.
74-Renault-old_zr-01_16
Глазами современников: Renault 4CV
74-Renault-old_zr-01_16
«Одно из новшеств, известных только специалистам, – система охлаждения под высоким давлением. Это позволило повысить температуру работы двигателя, а за счет этого улучшить его отдачу и отопление салона».
Наследник по прямой
Renault Dauphine
Появился весной 1956 года. Заднемоторный седан оснащали двигателями рабочим объемом 0,85 л (27–40 л.с.). С 1960‑го ставили четырехступенчатые коробки передач. Dauphine производили во многих странах, включая Австралию, Мексику, Испанию, Израиль. До 1968 года выпустили 2 252 267 экземпляров.
К совершенно новому кузову добавили мотор объемом 850 кубиков и мощностью 27 л.с. С 1960 года стали ставить четырехступенчатую коробку передач. Концептуально машина осталась прежней: задний мотор, независимая подвеска. Но Dauphin имел «скоростную» версию, и это, пожалуй, один из первых прецедентов в народном классе. Модификацию Gordini предлагали с 1964 года – именно с таким автомобилем я и познакомился: у него 40‑сильный мотор и дисковые тормоза на всех колесах.
По сравнению с «катр шво» – самолет! Еще недавно такое соотношение мощности (40 л.с.) и массы (635 кг) считали вполне нормальным. Четырехступенчатая коробка – с привычным алгоритмом переключения.
Посадка за рулем гораздо удобнее. Но то ли люди в ту пору были мельче, то ли требования у них были скромнее (скорее всего, и то и другое) – в Дофине и спереди и сзади куда теснее, чем в современных компактах. Подвеска настроена по-другому: обычной для Renault 4CV валкости куда меньше. Но в поворотах уже чувствуется некая вертлявость, характерная для заднемоторных автомобилей. На версиях со стандартным 27‑сильным двигателем это почти незаметно, а те, кто покупали спортивный вариант Gordini, знали, на что шли.
Заднемоторные Renault делали аж до 1971 года, но десятилетием раньше произошла еще одна французская революция – не менее великая, чем первая.
75-Renault-old_zr-01_16
Глазами современников: Dauphine
75-Renault-old_zr-01_16
Подъем переворотом
Renault 4
Переднеприводный хэтчбек (до 1965 года его обозначали как R4) дебютировал в октябре 1961 года. Моторы: 0,6 л (версия Renault R3) и 0,75 л (24 л.с.); с 1962‑го – 0,85 л (27 л.с.). Четырехступенчатая коробка передач. Позднее делали версии и с моторами 0,96 л и 1,1 л. Выпускали модификации с улучшенной отделкой, с 1968 года – открытый вариант без дверей Plein Air, с 1963‑го – полноприводный 4×4 Sinpar, а также фургоны со стандартной колесной базой и с увеличенной на 120 мм. Renault 4 делали до 1992 года в полутора десятках стран. За все годы изготовили 8 135 424 автомобиля.
76-Renault-old_zr-01_16
Глазами современников: Renault R4
76-Renault-old_zr-01_16
Лучшее – друг хорошего
Renault 5
Производство Renault 5 начали в 1972‑м. Выпускали трех- и пятидверные хэтчбеки, а испанский завод FASA-Renault делал также седаны Renault 7. Автомобили оснащали моторами объемом 0,96–1,4 л (44–64 л.с.), четырехступенчатой или пятиступенчатой механической коробкой передач, а позднее появился и трехступенчатый автомат. Помимо Франции автомобили делали в Испании, Венесуэле, Югославии. В США и Канаде специальную версию под именем Renault Le Car продавали через дилерскую сеть концерна АМС. До 1984 года произвели около 5,5 миллиона машин. Renault 5 второго поколения (1984–1996) внешне походил на первую версию, но был крупнее и базировался на новой платформе.
77-Renault-old_zr-01_16
Глазами современников: Renault 5
77-Renault-old_zr-01_16
МОЖЕТ БЫТЬ…
С широко открытыми глазами
Renault Twingo
Представлен осенью 1992 года в Париже, на международном автосалоне; продажи начались в 1993‑м. Мотор мощностью 55 л.с., пятиступенчатая коробка передач, четыре цвета кузова. С 1994 года за доплату предлагали усилитель руля, ABS, а с 1995‑го – подушки безопасности. Позднее на Twingo появился 1,2‑литровый мотор мощностью 60 л.с. и его 75‑сильный 16‑клапанный вариант, а также роботизированная коробка передач. Twingo делали во Франции, в Колумбии, Уругвае, Испании. Во Франции производство свернули в 2007‑м, в Колумбии – в 2012‑м. Всего изготовили около 2,5 миллиона машин.
78-Renault-old_zr-01_16
Глазами современников: Twingo
78-Renault-old_zr-01_16
Один взгляд назад
Renault Twingo III
Twingo третьего поколения выпускают с 2014 года в Словении. Он делит платформу с хэтчбеком Smart ForFour. Двигатели: 1,2 л (71 л.с.) и 0,9 л с турбонаддувом (90 л.с.).