Я никого даже не задел, но в тюрьму отправился — дикая автоистория
Рассказывает адвокат Сергей Радько:
Ко мне обратилась девушка, которую приговорили к трем годам лишения свободы по ч. 3 ст. 264 УК РФ («Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека»). С Ириной произошел абсурдный, но, к сожалению, не единичный для российской судебной практики случай.
Хотел проскочить
События разворачивались несколько лет назад в Астрахани. Проигнорировав знак «уступи дорогу», моя подопечная выехала на четырехсторонний перекресток на своей Mazda CX-5 (по просьбе адвоката марки и модели авто изменены. — Прим. ЗР). В этот момент она увидела, что слева в нее несется Audi A8, водитель автомобиля тоже нарушил правила, поскольку поехал не направо, как предписывает дорожный знак, а прямо. Скорее всего, молодой человек не хотел стоять в пробке в левом ряду и решил всех объехать. Это решение обошлось ему очень дорого: увидев перед собой Мазду, водитель резко затормозил и выкрутил руль влево, чтобы уйти от столкновения, после чего вылетел на тротуар, где в тот момент шла студентка. От полученных травм девушка скончалась. Моя подопечная с места происшествия уехала. Ирина посчитала, что раз аварии не было, то она не имеет отношения к происшествию.
По большому счету моя клиентка рассуждала верно. Согласно определению в Правилах дорожного движения, ДТП – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. В нашем случае контакта между автомобилями не было – следовательно, не было и аварии. Однако эксперт, проводивший автотехническую экспертизу, посчитал иначе. Он усмотрел прямую причинно-следственную связь между действиями Ирины и ДТП, которое совершил водитель Audi. Иными словами, если бы девушка не выехала на перекресток, второму участнику не пришлось бы принимать экстренные меры для ухода от столкновения.
Приговор и компенсация
На мой взгляд, водитель Audi избрал неправильную линию поведения в опасной ситуации. Он мог не гнать в темное время суток по узкому перекрестку и мог повернуть направо, как и предписывает дорожный знак. В крайнем случае, можно было въехать в автомобиль Ирины. Тогда пострадало бы железо, но люди остались целы. Однако рассуждения, не подкрепленные видеозаписью и показаниями очевидцев, не представляют ценности для суда. Видеорегистратора в авто моей подзащитной не было, на руках имелись только фото, которые были сделаны на перекрестке уже после аварии. Этого оказалось недостаточно, чтобы доказать невиновность Ирины.
В итоге Кировский районный суд Астрахани приговорил мою доверительницу к трем годам колонии с лишением права управлять транспортным средством на три года. Помимо этого ее обязали компенсировать моральный вред родственникам погибшей в размере двух млн рублей – впечатляющая по региональным меркам сумма, которую Ирина выплачивает до сих пор. Отбыв в местах заключения половину срока, девушка вышла на свободу. Неотбытая часть наказания была заменена ограничением свободы. Узнав об этом, близкие погибшей были возмущены и даже подали апелляционную жалобу, однако ее оставили без удовлетворения. Примечательно, что водитель Audi, который по факту и наехал на студентку, получил только два с половиной года колонии. Ходили слухи, что он сын судьи местного арбитража, но я не знаю, могло ли это обстоятельство как-то повлиять на срок лишения свободы.
Юридический абсурд
Решение суда назначить моей доверительнице наказание в виде реального тюремного срока противоречит одному из основополагающих принципов права – презумпции невиновности. Сомнения относительно вины Ирины были истолкованы против нее, а обвинение и приговор строились только на предположениях. Об этом я неоднократно писал в жалобах, в том числе и в Верховный суд РФ. Я также обращал внимание на другой важный момент: назначив девушке наказание по ч. 3 ст. 264 УК РФ, суды первой и второй инстанции фактически признали Ирину и водителя Audi виновными в совместном причинении смерти пешеходу. То есть их осудили как соучастников преступления. По моему мнению, это юридический абсурд, поскольку причинение смерти по неосторожности соучастия не предполагает. К сожалению, довести эти доводы до суда нам так и не удалось. Он оставил наказание без изменений. Нам оставалось только смириться – других ходов у нас нет. Такие ситуации происходят не часто, но встречаются.
Ирина по-прежнему живет в Астрахани и работает менеджером. Срок наказания еще не истек, поэтому она не вправе выезжать за пределы города и периодически обязана отмечаться в местном отделении Уголовно-исполнительной инспекции. Девушка постепенно возвращается к нормальной жизни. Если, конечно, таковой можно назвать жизнь с пониманием того, что тебя обвинили в смерти человека, которого ты и пальцем не тронул.
Имейте в виду:
- Конечно, вы сотню раз слышали, что за рулем надо быть предельно внимательным. Держите сто первый — так оно и есть. Как выясняется, участником аварии можно стать, даже если прямого столкновения между машинами не было. Согласитесь, куда проще почаще смотреть по сторонам, чем потом отбиваться от обвинений в суде.
- Видеорегистратор – это главный вещдок в спорной ситуации. Так что не поленитесь установить его в машине. Запись позволит объективно установить виновника ДТП, а также то, насколько оправданными были действия водителей.
- Не стоит покидать место ДТП, даже если ваше авто не зацепили. Как минимум вы сможете дать пояснения по поводу случившегося инспекторам ГИБДД, а как максимум — оказать первую помощь пострадавшим. Кроме того, запишите контакты нескольких очевидцев. Чаще всего после аварии вокруг собирается много зевак, но когда дело доходит до суда, свидетелей, как правило, не находится.