Советский Витязь: снегоболотоход на лентах

Вместо привычных для вездеходов гусениц ему приспособили ленты с траками из пружинной стали. А топливные баки находчиво разместили в пустующих арках передних колес.

В 1967 году Московский экспериментально-механический завод освоил мелкосерийное производство болотоснегохода В‑1 Витязь. Бортовой грузовик со стандартной зиловской кабиной вместо обычных для вездеходов гусеничных цепей получил две резинотросовые бесконечные прочные ленты с соединениями в виде штампованных траков из пружинной стали.

В конструкции вездехода вообще широко использованы многие автомобильные и тракторные узлы, выпускаемые нашими заводами: двигатель, кабина, рама, коробка передач, карданные валы, коническая пара главной передачи, кузов и тормозные камеры — автомобиля ЗИЛ-130, золотники пневмоуправления — автобуса ЗИЛ-127.

Давление на грунт было очень низким: всего 0,13 кг/см². Машина могла ходить по рыхлому снегу и в сильно заболоченной местности, но плавать не умела.

Грузоподъемность болотоснегохода – 3 т, скорость – до 27 км/ч. Любопытная «изюминка»: в пустых арках передних колес разместили… топливные баки!

Зимой «Витязь» может передвигаться по снегу любой глубины (при этом он как бы подготавливает дорогу другой машине), уплотняя его широкой колеей. Очень хорош В-1 для прокладки так называемых зимников по первому морозу. Проходя по болоту, он выдавливает воду, которая быстро замерзает, образуя ледяной покров. Строители используют «Витязя» для доставки продовольствия, медикаментов и т. п. в места, недоступные другим видам транспорта, — писал «За рулем» в 1970-м.

Необычные факты из истории техники Михаил Колодочкин коллекционирует много лет. Вот, например, вы знали, какой необычный трехосный ЗИЛ трудился в 1970-х в сельском хозяйстве?

Есть вопросы? Задавайте! [email protected]

Фото: из архива автора

Подпишитесь на «За рулем» в