Дополненная реальность, фары-проекторы и салоны-трансформеры: чего ждать от автомобиля будущего

С каждым годом автомобили становятся все более комфортными, безопасными и эргономичными. Совсем скоро езда будет похожа на участие в гоночной игре, салон — на центр развлечений, а конструкция авто — на самые смелые мечты фантастов.

Разбираемся, что предлагают инженеры уже сейчас, какие функции можно встретить в ближайших серийных новинках и какие технологии ждут нас через несколько лет.

Вооружен и очень безопасен: датчики и дополненная реальность для водителя

Что, в первую очередь, приходит в голову, когда мы говорим о безопасности машины? Естественно, подушки безопасности, которые в будущем превратятся в подобие коконов: при столкновении они будут охватывать человека с трех сторон, чтобы он не ударился о стойку крыши или двери. Впрочем, вполне возможно, что водителю подушки безопасности и вовсе не пригодятся.

Среди основных причин смертельных ДТП в России, наравне с использованием смартфонов за рулем, изъянами в образовании и безнаказанностью нарушителей, — пьяные водители. Но если водитель не сможет запустить авто, то и ДТП не будет. Поэтому уже сейчас производители внедряют биометрические датчики для считывания жизненных показателей водителя и пассажиров. Речь идет не о встроенном в руль алкотестере (хотя такие тоже есть!), а системе, которая следит:

  • за движением глаз и частотой моргания (можно считывать не только опьянение, но и просто усталость и сонливость),
  • естественностью позы и походки,
  • положением головы водителя.

Такая система, например, от компании Smart Eye AB, позволяет распознавать сонливость и моменты, когда водитель отвлекается от дороги. В крайних случаях машина будет брать управление на себя, оповещать экстренные службы и останавливать авто.

Если говорить о безопасности поездок, у водителя появится еще больше систем помощи, которые будут передавать информацию с сенсоров и датчиков. Однако перед инженерами встает вопрос — как сделать так, чтобы уведомления были понятны и не отвлекали водителя. Сейчас, в основном, используются визуальные подсказки на приборной панели или экране мультимедиа, а также звуковые оповещения вроде «через триста метров поверните направо».

В обозримом будущем автовладельцы будут получать уведомления о том, в какую сторону нужно повернуть на перекрестке, через нагрев той или иной части руля. Однако основные усилия инженеров сейчас направлены на проекцию показателей авто и навигации прямо на лобовое стекло.

Помните, как выглядит экран в гоночных играх? Нечто похожее теперь будет и в реальности: динамичные стрелки будут указывать направление движения, подсвечивать полосы движения, показывать расстояние до впереди идущего автомобиля и выводить на стекло скорость, карту с маршрутом и другие показатели. При этом проекции будут подстраиваться под водителя за счет датчиков, отслеживающих движения глаз.

Фары и решетка радиатора станут проекторами, а крыша — солнечной панелью

Проекции появятся не только внутри автомобиля, но и снаружи. Так, на решетке радиатора можно будет включить предупреждающие индикаторы для пешеходов, что важно, например, для беспилотных автомобилей.

Также сильно «поумнеют» фары. Передние смогут проецировать разметку на дорогу, а задние — нарисовать траекторию движения для парковки задним ходом. Другой, не менее интересный сценарий применения — сообщения сзади идущим машинам. Так водитель сможет сообщить, к примеру, о пробке.

Фары будут работать в команде с камерами и датчиками. Благодаря этому они смогут определять встречные автомобили и приглушать свет в их секторе — не придется переключаться на ближний. Более того, матричные светодиодные системы позволят отдельным лучом высвечивать пешехода на обочине.

Да и вообще не факт, что фары будут именно в машине. Уже сейчас есть концепты, которые оснащены дронами-прожекторами — они будут проецировать разметку и подсвечивать необходимые участки дороги.

Дополненная реальность и дроны — это уже не будущее, а настоящее, причем их используют не только автоконцерны, но и государственные структуры. ГИБДД в разных регионах уже пару лет применяет квадрокоптеры с камерами, которые следят за выездом на встречку (при этом записи с их камер принимают в суде), а технологии AR скоро будут использоваться в дорожных знаках. Проекторы на табло смогут указывать ограничения скорости в зависимости от обстановки: например, при хорошей погоде они будут проецировать 110 км/ч, а при ухудшении видимости — 90 км/ч.

Приборная панель полностью избавится от механических кнопок

Одни из самых заметных эргономических решений в салоне связаны с приборной панелью. Сенсорные экраны, пришедшие на замену кнопок и переключателей, уже сейчас занимают всю переднюю панель (и даже место бардачка!), достигая полутора метров в ширину.

Водителю даже необязательно нажимать на экран и искать необходимые настройки — приборные панели откликаются на голосовые команды и слушаются жестов.

При этом панель становится больше, чем просто приборной. Принимая данные от разных датчиков в салоне, она может, например, напоминать о пассажирах на заднем сидении. Доходит до того, что с помощью специального радара водитель может следить за ритмом сердца спящего сзади младенца или температурой животных в переноске.

Другое направление инженерной мысли — переезд приборной панели (и вообще многих функций) в смартфон. С помощью специальных приложений уже сейчас можно дистанционно запускать двигатель, блокировать центральный замок или управлять климатом. С развитием электронных систем приложения смогут считывать и передавать еще больше показателей, и даже диагностировать неполадки.

Или, например, парктроники. Зачем нужны камеры заднего вида с дальномером или проекции траектории движения, если есть роботы-парковщики? Можно бросить машину как попало, а робот схватит машину за бампер и припаркует ее так, как не сможет ни один водитель.

Когда речь заходит про эргономику, нельзя не упомянуть и запас хода, что особенно важно для электрокаров. Hyundai нашла элегантное решение: на крыше серийного кроссовера Ioniq 5 размещены солнечные панели, которые пассивно заряжают авто.

Каким будет автомобиль будущего, неизвестно, но одно можно сказать точно — он будет максимально удобным. В этом можно быть уверенными, потому что инженеры добрались даже до противосолнечных козырьков! В Bosch придумали дисплей, ячейки которого автоматически затемняются. Темной становится только та область, которая закрывает солнце, — все остальное остается прозрачным. Между прочим, такой козырек (он называется Virtual Visor) признали лучшей инновацией на выставке электроники CES 2020.

Салон превратится в номер роскошного отеля

Есть чему порадоваться и пассажирам. Салон автомобиля будущего — с адаптивным дизайном, то есть расстановку кресел можно менять. Сами они могут изготавливаться, например, из полимерных материалов, наполненных нанотрубками. Когда пассажир сядет, диван будет мягким и подстроится под форму тела, а при начале движения сразу приобретет необходимую жесткость.

Да и пассажирам будет чем заняться в дороге. Как насчет массажера для ступней? Или встроенного караоке? Или настоящей кровати? Или огромной плазмы на потолке? Все эти задумки уже можно встретить и в концептах, и в серийных авто.

Вот, например, концепт Hyundai c 77-дюймовой плазмой, роботом-уборщиком и ультрафиолетовой лампой для дезинфекции салона.

Впрочем, поразвлекаться смогут и водители. В конце концов, у них под капотом будут стоять мощнейшие компьютеры, которые «потянут» самые современные игры. И для них необязательно будут нужны клавиатура и мышка. Один из энтузиастов, например, смог портировать в авто легендарную DOOM: управлять персонажем можно рулем и педалью газа, переключать оружие — коробкой, а стрелять — клаксоном.

Колеса превратятся в ноги или вовсе исчезнут

Изменения коснутся и конструкции автомобиля. С развитием беспилотных технологий водитель может остаться без руля и педалей, а колеса изменят форму. Автоконцерны предлагают использовать, например, сферические колеса, конструкции с изменяемой геометрией и протектором, а также «походку краба».

Новое подразделение Hyundai — New Horizons Studio, которое занимается разработкой средств с максимальной проходимостью, — и вовсе предлагает заменить колеса на самые настоящие ноги. Такие автомобили не только смогут дать фору любому внедорожнику, но и лазать по деревьям, преодолевать ямы и даже использоваться в качестве такси.

Возможно, все эти концепты никогда не будут воплощены в жизнь. Но не из-за того, что это выглядит слишком футуристично. Скорее наоборот — обычные автомобили могут заменить на летающие конвертопланы. Так, Hyundai Motor уже к 2025 году планирует запустить в эксплуатацию летающие электрокары, рассчитанные на 5–6 человек.

Кажется, будущее гораздо ближе, чем мы думаем.

Подпишитесь на «За рулем» в