Тормозить поздно! Что делать? Рекомендации профессионалов — журнал За рулем

Тормозить поздно! Что делать? Рекомендации профессионалов

В экстренной ситуации на дороге у водителя вместо холодного расчета срабатывает инстинкт. А он, как известно, плохой помощник. Нужно принять решение, приводящее к минимальным последствиям и соответствующее требованиям ПДД.

Даже в критической ситуации лучший выход ― это избежать аварии. Однако такое не всегда удается даже опытным водителям, на машинах которых имеется ABS и хорошие шины.

Наличие антиблокировочной системы дает много преимуществ в сравнении с машинами прошлой эпохи. При помощи АБС есть шанс не только попытаться затормозить без последствий, но и объехать препятствие. Даже при экстренном торможении колеса не заблокируются и автомобиль сохранит управляемость.

Что сказано в ПДД и как это трактовать?

В ПДД про экстренное торможение есть пункт 10.1:

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Многие в этой формулировке усматривают запрет на попытку сманеврировать. Однако это неверно: поскольку нет прямого запрета на совершение маневра, это действие для водителя допускается.

Тормозить поздно! Что делать? Рекомендации профессионаловВ современных дорогих автомобилях предусмотрена система автоматического торможения (или предупреждения об опасности). Пригодится она лишь в том случае, если водитель не заметил той самой опасности вовремя. А если заметил, инстинкты заставят топнуть по педали тормоза.
В современных дорогих автомобилях предусмотрена система автоматического торможения (или предупреждения об опасности). Пригодится она лишь в том случае, если водитель не заметил той самой опасности вовремя. А если заметил, инстинкты заставят топнуть по педали тормоза.

Та же ситуация складывается и для мотоциклистов с возможностью их проезда между рядами. Прямого запрета на движение мотоцикла между двух транспортных средств в соседних полосах нет.

Иная ситуация с параграфом ПДД 19.2.:

При ослеплении водитель должен включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.

В этой формулировке запрет на маневр обозначен четко.

Вывод: ПДД всегда обязывают водителя тормозить в экстренной ситуации, но не всегда запрещают маневрировать.

Как работают инстинкты водителя

Просмотр записей с видеорегистраторов дает понять, что торможением без маневрирования пользуются немногие водители. Большинство при нажатии на тормоз инстинктивно выкручивают руль. В попытке остановить машину нет ничего плохого, но вот совершать маневр «на автомате» категорически нельзя! Даже в самой сложной ситуации нужно найти в себе силы оценить дорожную обстановку.

В случае внезапного приближения сбоку другого автомобиля большинство машинально уходит от удара. Это поможет только в том случае, если водитель другой машины вас заметил и предпринял попытку снизить скорость. Иногда столкновения избежать не удается. Как показывает практика, если в описанной ситуации резко затормозить, не меняя направления движения, то вторая машина успеет проскочить. В случае с передвигающейся помехой маневр не всегда результативен.

Как не надо уходить от столкновения

Самый плохой вариант ― это выезд на полосу встречного движения. Во-первых, самые тяжелые последствия от аварии бывают при лобовом столкновении. Во-вторых, велики шансы остаться виновным в ДТП. При этом водитель, спровоцировавший аварию, уедет без малейшего повреждения. Если вам удастся предоставить доказательства, что ДТП случилось не по вашей вине, то есть шанс привлечь к ответственности такого лихача.

В-третьих, для совершения маневра в границах своей полосы движения нужно владеть определенными навыками. Есть риск потери управления автомобилем с последующим вылетом на обочину и ударом о столб или дерево. Даже ABS в этой ситуации может оказаться бессильной. Поврежден будет не только автомобиль — пассажиры, за которых водитель несет полную ответственность, также могут получить тяжелые увечья. В случае их гибели будет возбуждено уголовное дело с лишением прав.

Не лучшим вариантом ухода от удара будет направить руль в припаркованные автомобили. В результате будет собрана «гармошка» из нескольких машин и вина за ДТП снова окажется на вас. Плюс ощутимый материальный ущерб.

Как поступить в экстренной ситуации водителю

А как же тогда быть, если авария неминуема? В экстренной ситуации важно суметь совершить маневр исключительно на холодную голову. Необходимо иметь самообладание и чувствовать свою машину. Инстинктивные действия, особенно на мокрой или скользкой дороге, могут привести к заносу автомобиля.

Не совершайте чересчур резких движений рулем — это снизит риск возникновения заноса и потери управления. Если слишком резко вывернули руль в сторону и машина отказывается поворачивать, постарайтесь, покачивая руль в обратном направлении, нащупать зацеп и вернуть управление автомобилем. А вот тормозить лучше сразу, и чем интенсивнее вы давите на педаль, тем лучше. Доверьтесь электронным системам безопасности (ABS) — в большинстве ситуаций электроника справится со своей задачей лучше, чем среднестатистический водитель. Торможение не всегда помогает избежать аварии, но зачастую позволяет снизить серьезность последствий от удара.

В отличие от транспортного средства пешеход не защищен от удара. В случае с человеком, оказавшимся перед машиной, у водителя острее проявляется инстинкт. В такой ситуации трудно предугадать, в какую сторону устремится пешеход. Тяжесть причиненного человеку вреда в результате аварии несравнима с погнутым металлом автомобиля. Просчитать свои действия в ситуации с пешеходом достаточно сложно. Но сделать это необходимо с учетом обстановки в конкретный момент.


Фото: depositphotos и «За рулем»

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем на Яндекс.Дзен
Оцените материал
4:—6
Загрузка...

Купить свежий номер
«За рулем» можно здесь: