10 знаковых автомобилей страны (с царских времен и до развала СССР)

Эти машины по праву вошли в историю не только отечественного автомобилестроения, но и всей нашей страны.

Яковлев-Фрезе

Первый автомобиль Российской Империи создали в Санкт-Петербурге в 1896 году Петр Фрезе и Евгений Яковлев. Фрезе владел экипажной фабрикой, Яковлев — небольшим машиностроительным заводом. В основе конструкции был немецкий Benz Velo.

Однако российские инженеры заметно переработали автомобиль, изменив габариты машины и усовершенствовав подвеску и рулевое управление.

На автомобиле, который принято называть «Яковлев-Фрезе», стоял одноцилиндровый бензиновый двигатель мощностью 2 л.с. (при 500 об/мин). Две передачи меняли, смещая приводной ремень с одного шкива на другой.

Автомобиль в 1896 году экспонировали на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде, где его показали и императору Николаю II.

Первый российский автомобиль сделали в единственном экземпляре. Коммерческого интереса ни у потенциальных покупателей, ни у крупных промышленников машина не вызвала. Позднее, в 1900 году, Яковлев и Фрезе наладили мелкосерийное производство электромобилей, а затем и машин с бензиновыми двигателями по типу французских De Dion-Bouton.

Автомобиль Яковлев-Фрезе (1896 год).

Руссо-Балт серии С

Руссо-Балтийский вагонный завод (РБВЗ) в Риге, производивший железнодорожные вагоны, в 1909 году начал выпуск автомобилей Руссо-Балт (другое название Руссо-Балтийский). Руководство предприятия сделало ставку на солидную (с колесной базой 3190 мм) просторную машины с мощным, по тем временам, двигателем.

Четырехцилиндровый мотор рабочим объемом 4,5 л развивал на Руссо-Балте С 24/30 30 л.с., позднее мощность подняли до 35 л.с. и 40 л.с. А спортивные автомобили на базе модели С оснащали моторами мощностью 50-60 л.с.

Руссо-Балт стал первым российским серийным автомобилем. Машины делали сериями, в каждую из которых входили однотипные автомобили с разными открытыми и закрытыми кузовами. В том числе РБВЗ строил модель С и в специальной версии для армии.

Постепенно завод осваивал производство комплектующих и вскоре получал из-за рубежа только элементы электрооборудования.

Но производство сдерживал очень низкий платежеспособный спрос и отсутствие солидных правительственных (как говорили тогда – казенных) заказов.

Руссо-Балт серии С стал самой массовой моделью завода. После эвакуации предприятия в 1914 году из прифронтовой Риги машины в небольших количествах продолжали собирать в Петербурге. Всего до 1918 года изготовили около 350 Руссо-Балтов семейства С.

Руссо-Балт серии С (1909 год).

ЗИС-5

Грузовик грузоподъемностью 3 т стал в нашей истории переломной моделью. Под его производство кардинально реконструировали завод АМО, переименованный в ЗИС, а потом в ЗИЛ. В основе ЗИС-5 лежала конструкция американского грузовика Autocar, который в Москве с 1931 года делали под именами АМО-2 и АМО-3.

Однако ЗИС-5, производство которого начали в 1933-м, уже сильно отличался от прототипа, в частности, тормозами и более мощным мотором. Рядный 6-цилиндровый двигатель рабочим объемом 5,56 л развивал 73 л.с. Неоднократно модернизированный агрегат делали в Москве вплоть до конца 1980-х.

ЗИС-5 очень ценили за надежность, крепкую и простую конструкцию. Двигатель работал на самом низкокачественном бензине, что было особенно важно во время Великой Отечественной войны. Машину называли «трехтонка», уважительно — «Захар Иванович» или просто «Захар».

Помимо стандартных грузовиков и шасси для спецмашин с базой 3810 мм, делали и шасси с базой 4420 мм. На основе ЗИС-5 строили трехосные ЗИС-6, автобусы, а во время войны и полугусеничные автомобили.

В октябре 1941-го после эвакуации завода из Москвы производство ЗИС-5 наладили в Ульяновске и на Урале – в Миассе. Там потомков ЗИС-5 и делали дольше всего — вплоть до 1958 года. Всего на трех заводах изготовили около 700 тысяч грузовиков. Некоторые машины в глубинке работали еще в еонце 1960-х.

ЗИС-5 стал и первым советским автомобилем, который поставляли на экспорт. В частности, в Турцию, Иран, Болгарию.

Продолжение – на следующей странице.

Страницы

Подпишитесь на «За рулем» в