Какой в России спрос на «зеленые» авто? Ответ вас удивит!

Электромобилей на наших дорогах не очень много. Но прорыв ближе, чем может показаться.

С января по октябрь 2022 года в России продали 2090 новых электромобилей. Это на треть больше (+34%), чем годом ранее. Однако доля продаж «зеленых» машин у нас всего лишь около 0,4% от общего объема рынка новых машин.

Из европейских стран ближе всего к нам Словакия, где экологически чистых машин реализуется вчетверо больше, чем в России (1,6%). У Германии с ее мощнейшим автопромом – 14%, Швеция перевалила за четверть (26,2%), а в абсолютных лидерах Норвегия – 69%.

Больше всего новых электромобилей берут в Москве (785 штук за 10 месяцев), Подмосковье (241), Петербурге (179) и Краснодарском крае (150). Всё логично: регионы небедные, а последний – еще и с теплым климатом, располагающим к беспроблемной эксплуатации батарейных машин. Остальные регионы не дотянули и до полусотни экземпляров.

Япония на марше

На Центральную и Европейскую части России приходится почти 95% спроса на новые «электрички». А вот когда речь заходит о подержанных, Сибирь и Дальний Восток отвоевывают себе уже 31% вместо 5%.

Понятно, что это преимущественно электрокары, ввезенные из Японии. Объемы импорта такие, что хватает на всю страну.

По данным Автостата, из 23,3 тысячи зарегистрированных в России гибридов и электромобилей больше половины (52,9%) – это Nissan.


Хэтчбек Leaf к нам официально не поставлялся (хотя Nissan планировал практически всерьез), но эти пятидверки в изобилии представлены на вторичном рынке в обоих поколениях. Самые старые отдают по цене подержанной Гранты средней потрепанности, хотя запас хода на полной зарядке у некоторых упал до жалких 50–70 км, о чем порой честно пишут владельцы в объявлениях о продаже.

Лидирующие позиции недорогого Лифа показывают, что спрос на бюджетные электромобили в России есть.
Nissan Leaf – лидер электро­мобильного парка страны.

Китай у ворот

Но скоро расклад может радикально поменяться: на пороге стоят «китайцы».

Перезапущенный завод Моторинвест собирается выпустить 15 тысяч электромобилей Evolute за год (копии моделей Dongfeng).

Москвич грозится сделать 10 тысяч электрокроссоверов Москвич 3е (клон JAC JS4).

Еще не раскрученный даже в Китае бренд Skywell хочет пристроить в России 3000 машин в 2023 году.

И это еще не всё.

Будет делать электрички Автотор (вероятный партнер – BAIC). Не исключено, что ими займется Соллерс, которому нужно занимать мощности завода во Владивостоке. Ходят слухи об официальном выходе на российский рынок «зеленых» моделей Chery и Hongqi. Это не говоря о «серых» поставках: из Китая везут не только местные модели, но и европейские тамошней сборки.

В сумме получается, что озвучены планы за год увеличить продажи электричек раз в 15, не меньше. При этом об отмене ввозных пошлин на электромобили, вернувшихся с 1 января 2022 года, пока никто не говорит!

Где заряжаться?

Наша сеть зарядных станций пока не идет ни в какое сравнение с мировой. Абсолютный лидер – Китай, где 3,92 млн зарядных точек. В Евросоюзе их 330 тысяч, в США – 140 тысяч, а в России – только 4367 штук.

Из них быстрых – только 688. А ведь именно такие нужны, чтобы электрические машины стали сравнимы по удобству с бензиновыми и дизельными. На мощных колонках можно за полчаса-час зарядить батарею на 50% емкости и более.

Медленных станций переменного тока больше всего в Подмосковье (630), Москве (360) и Краснодарском крае (220). По быстрым точкам постоянного тока лидируют Москва (68), Красноярский край (51) и Приморье (45).

Зарядная инфраструктура в больших городах худо-бедно появляется. Вопрос в том, будет ли она развиваться и поддерживаться в соответствии с темпами роста электропарка.

План развития зарядок – еще более фантастический, нежели по продажам электромобилей.

До конца 2024 года в России должно работать 2900 быстрых и 9400 медленных зарядных станций. До конца 2030‑го – 72 и 28 тысяч соответственно.

Зарядки недешевы, и без господдержки такое не осилить. Однако, например, в 2022 году госсубсидии на их установку дают только в 12 регионах страны: 1,37 млрд рублей на 493 электро-АЗС. Причем дотируется лишь часть затрат: 60% от стоимости терминала и 30% от стоимости работ, но в сумме не более 2,76 млн рублей на точку.

Нынешний год покажет, насколько обоснованы все эти проекты.

  • Надо ли переучиваться для управления электромобилем, рассказано тут.
  • «За рулем» теперь можно читать в Телеграм.

Голосование в Гран-при «За рулем» завершено!

Вы помогли нам выбрать лучшие автомобильные новинки года.


Совсем скоро среди тех, кто проголосовал, мы разыграем три Лады.


Желаем всем удачи!

Подпишитесь на «За рулем» в