Автомобильная жизньтель должен слышать разговорную речь на расстоянии не менее трех метров, а шепот - не менее чем с метра. При полной глухоте на одно ухо, но способности слышать разговорную речь вопрос решается индивидуально, но даже если разрешение дадут, на медкомиссию придется ходить ежегодно. Аналогичные требования ик тем, кто обоими ушами слышит разговорную речь только с двух метров. Как исключение, к управлению автомобилями категории "В" допускают водителей с одной ампутированной голенью, если осталась культя не менее одной трети ее длины и сохранилась подвижность в коленном суставе (нужна справка из протезной мастерской о контрольном осмотре протеза). Для других категорий подобные травмы - препятствие к"TOfMO?H£T° комиссияЛет десять назад мучения будущего водителя начинались с походов на медкомиссию. Первый раз - за справками в психонаркодиспансер. Второй раз - "на запись". Третий - к врачам. Причем во всех случаях кандидата поджидали длинные очереди. Слишком мало было поликлиник и больниц, где работали водительские комиссии. Нынче получить заветную справку можно за 20 минут. Почти во всех лечебных учреждениях появились свои комиссии, да и сама процедура упростилась до предела. К "психу" и наркологу (несмотря на то, что сегодня это самые нужные врачи) можно вообще не ходить: достаточно предъявить загранпаспорт (правда, не везде). Дальше - к окулисту. Зрение в порядке - плати 120 тысяч, измеряй давление и получай справку. Есть нюанс. Обязательно удостоверьтесь, что в поликлинике работает ЛИЦЕНЗИРОВАННАЯ (проще говоря одобренная и зарегистрированная в ГАИ) медкомиссия. Свидетельство "гаишной" сертификации - печать (небольшой прямоугольник с надписью "Водительская комиссия"). Если на справке ее не будет, сотрудник ГАИ признает документ недействительным. Понятно, здоровому человеку пройти медкомиссию не составит труда. А как быть людям, у которых есть те или иные болезни? В редакцию приходит много писем с вопросами медицинского свойства. Попробуем на них ответить с помощью приказа № 555 Минздрава СССР от 29 сентября 1989 года. Несмотря на почтенный возраст документа, именно этим приказом руководствуются медицинские водительские комиссии. Самый острый вопрос - о зрении. Нужно сказать, что к каждой водительской категории у врачей свои требова90 ЗА РУЛЕМ 7/96 ния. Для категории "В" пределом является острота зрения (с коррекцией) 0,6 лучшего глаза и 0,2 - худшего. Острота зрения - это способность прочитать на "глазном" стенде (помните у окулиста плакатик с буковками и закорючками?) соответственно шестую и вторую строчку сверху. Допустимая коррекция (в том числе контактными линзами) при близорукости и дальнозоркости - 8 ОД (оптических диоптрий). При астигматизме - 3 ОД. Причем сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8 ОД, а разница в силе линз двух глаз - 3 ОД. Если один глаз не видит, водитель, в виде исключения, допускается к управлению автомобилем с условием, что острота зрения сохранившегося глаза - 0,8. Причем без коррекции. В этом случае медкомиссию нужно проходить не раз в три года, а через год. Справку не выдадут, если у вас нарушение цветоощущения типа дихромазии. Выявляется это с помощью книжки, в которой буковки и циферки нарисованы кружочками различных цветов. Вообще существует несколько типов нарушения цветоощущения: А, В, С... Демонстрируя картинки, окулист выясняет, какие сочетания цветов у вас сливаются в сплошной фон. Требования к водителям такси и спецтранспорта жестче, чем к "частникам". Что касается остальных категорий, то острота зрения их водителей должна быть не ниже 0,8 у одного глаза и 0,4 - другого. В остальном - как для "В", кроме глаукомы и искусственного хрусталика. Если для категории "В" возможен "индивидуальный подход", то для других категорий глаукома любой стадии и искусственный хрусталик - непреодолимое препятствие. Слух для водителя почти так же важен, как зрение. Здесь требования медиков ко всем категориям одинаковы: водиводительской деятельности. Врачи не разрешают садиться за руль при отсутствии двух фаланг большого пальца левой или правой руки, двух и более пальцев на правой руке. Когда на левой руке нет трех пальцев (или они неподвижны), то можно водить машину только категории "В" (это решается индивидуально). Так же индивидуально дается разрешение на управление автотранспортом, если одна нога короче другой более чем на шесть сантиметров, если есть грыжа, геморрой и прочие недуги, ограничивающие движение, а также заболевания сосудов. Водителям всех категорий (кроме "В") с различными болезнями сердца и при диабете садиться за руль запрещается. Хронические алкоголики, наркоманы и токсикоманы могут водить машину только после лечения с "хорошими результатами" и при "отсутствии деградации личности". При этом необходимы "положительная характеристика с места работы и информация о поведении из органов внутренних дел". Причем наркоманы и токсикоманы должны доказать в течение трех лет "стойкую ремиссию" к одурманивающим веществам. Не разрешается управлять автотранспортом тем, у кого нарушен вестибулярный аппарат, ограничена подвижность шеи, неправильно срослись переломы (или есть изменения) в позвоночнике. В приказе № 555 перечислено много болезней и случаев, при которых не разрешается управлять машиной. Мы перечислили наиболее "популярные". Напоследок еще один часто встречающийся в письмах вопрос: можно ли управлять автомобилем при росте ниже 150 см? Ответ: нельзя - для всех категорий транспортных средств. Исключение дается только стажированным водителям.