19
20
Презентациялг.^,,^v.i IJUJIUMUICCID IOmOgrmVI^^^f.wсоздают, чтобы на них ездить. Большинство из них лишь "показушные" чудеса на четырех колесах, демонстрирующие новые дизайнерские и конструкторские решения. В этом смысле серия "Мицубиси-HSR" заметно отличается от творений других фирм. Первый автомобиль "МицубисиHSR-I" был создан в 1987 году, и его название расшифровывали как "высокоскоростной исследовательский автомобиль". С тех пор каждые два года компания представляет новые версии. Нынешняя, пятая по счету, машина HSR-V - плод длительных исследований "Мицубиси" во всех областях техники, так или иначе связанных с автомобилем. Название проекта не раз изменяли в соответствии с модой: HSR-II это "изысканный исследовательский автомобиль", III и IV - "научный исследователь-ных машинах, и компоновкой "кэо форвард" (как на "Крайслер-Вижн", см. ЗР, 1995, № 9). Такое решение обеспечивает прекрасную обзорность и, поскольку водитель сидит впереди центра тяжести машины, позволяет ему легко контролировать ее поведение. Среднемоторная схема уменьшает момент инерции автомобиля относительно вертикальной оси и облегчает прохождение S-образных поворотов на большой скорости. Внешность машины подчеркивает скоростные качества и дает представление, как должен выглядеть легковой автомобиль XXI века. В то же время размеры длина 3900 мм, ширина 1800 мм - отнюдь не велики. Колесная база - 2400 мм, а вот высоту задает водитель. Подвеска "Биодинамик-И" способна из-l su мм. малый просвет улучшает устойчивость и управляемость на высокой скорости, а при наибольшем его значении машина не уступит в проходимости многим вседорожникам, ведь у нее все четыре колеса - ведущие. Для комфорта пассажиров легко открыть доступ свежему воздуху: одним нажатием кнопки "Мицубиси" превращается из "купе" в "таргу". Стеклянная крыша отъезжает назад, при этом сохраняется дуга безопасности за сиденьями, страхующая пассажиров при опрокидывании. Особое внимание конструкторы HSRV уделили посадке и выходу из машины. Стоит лишь потянуть за ручку, как автомобиль займет наилучшее положение по высоте, руль откинется вверх, сиденье отъедет до упора назад. Разумеется, после посадки оно вернется на место. Двери подвешены на параллелограммных "мебельных" петлях и открываются на 90°. Интерьер тоже весьма необычен. Информационный дисплей расположен возле самого ветрового стекла, на максимальном удалении от водителя. Он состоит из трех экранов с диагональю около 100 мм, на среднем из которых непрерывно отображаются скорость машины и оборотыский автомобиль", V - "гармоничный исследовательский автомобиль". Ныне все увлеклись экологией, гармонией человека, природы и техники. Задача проекта HSR-V так и поставлена: добиться максимальной гармонии между автомобилем и человеком, от удобства управления до восприятия обществом. Для реализации этой идеи воспользовались тем, что уже применяют на практике. Двухместный автомобиль со средним} Презентация.ptoi IИЦМ .могут быть использованы для навигационной и аудиосистемы, управления микроклиматом. Изображение на экраны поступает с телекамер, расположенных по бокам и сзади автомобиля. Управление многочисленными электронными системами не требует от водителя безукоризненного умения находить вслепую переключатели. Инфракрасный приемник на многоцелевом рычаге-джойстике "чувствует" палец водителя и высвечивает соответствующую символику на экран. После этого в дело вступает "детектор взгляда", анализирующий его интерес к приборам. Если система сочтет, что водитель "заигрался", она уменьшит количество информации на экранах, чтобы не отвлекать его от управления. У пассажира своя игрушка - мультикоммуникационная система с отдельным экраном. Если машина движется, он повернут к пассажиру, чтобы, опять-таки, не отвлекать водителя. Тем временем его спутник может изучать карту, управлять климатической установкой, получать информацию о дорожных пробках, местных достопримечательностях и событиях, передаваемую информационными центрами. Впрочем, что стоит приятное времяпрепровождение в салоне, если ему мешает шум. Специалисты "Мицубиси" борются с ним нетрадиционным способом. Если от высокочастотных шумов помогает шумоизоляция, то звуки низкой частоты свободно проходят через нее, так что избавиться от них можно только одним способом - ликвидировать источник. Увы, но в большинстве случаев это не удается. В подголовниках сидений HSR-V установлены микрофоны и динамики. Микрофон воспринимает шум, далее сигнал обрабатывают, инвертируют, усиливают и воспроизводят "антишум". При интерференции звуковые волны уничтожают друг друга. Эффектив-ность активного шумопонижения может доходить до 30%. Немало внимания уделили аэродинамике автомобиля, особенно управлению пограничным слоем воздуха. По специальным каналам в передней части автомобиля воздух проходит в зону двери, уменьшая боковой вихрь. Каналы для обдува двигателя выходят в заднюю часть кузова, компенсируя разрежение. Более того, поток, обте-риала задний стабилизатор выгибается в середине, увеличивая прижимающую силу с ростом скорости. Боковые вертикальные стабилизаторы (как на современных истребителях) тоже выпускаются лишь на большой скорости, улучшая устойчивость на прямой. Но самое главное - это покрытие нижных частей кузова типа кожи дельфина: оно взаимодействует с пограничным слоем воздуха, уменьшая его толщину. Сердце HSR-V - четырехцилиндровый 16-клапанный бензиновый двигатель с непосредственным впрыском, объемом 1,8 л, работающий на смеси бензина с воздухом в соотношении 1:40 (обычно 1:14—1:18). Он обеспечивает плавную кривую крутящего момента и минимальный расход бензина (на 40% ниже, чем мотор традиционной конструкции, и даже лучше, чем дизель). Есть еще и уникальная система управления без педалей, полностью смонтированная на руле. Она обеспечивает стабильность и независимый контроль тягового и тормозного усилия на каждом колесе. А система искусственного интеллекта автомобиля способна даже предотвратить вход в поворот на чрезмерной скорости (!). Не забыта автоматическая регулировка жесткости амортизаторов, адаптивная автоматическая коробка передач и еще многое другое, что уже применяется на серийных моделях. Будут ли автомобили XXI века похожи на "Мицубиси HSR-V"? Вряд ли, ведь многие решения чрезвычайно технически сложны для серийных машин, а эффективность их сомнительна. Но вспомним другое. Сегодня уже никого не удивляют электронные системы активной безопасности, первой из которых была АБС. Теперь они управляют двигателем, коробкой передач и тормозами. И кто знает, насколько расширится сфера "влияния" электроники еще через десяток лет. Анатолий ФОМИН20ЗА РУЛЕМ 7/96