Для вас и вашейДороги наши изобилуют камешками, открутившимися гайками и еще многим, что может запросто разбить фару. Владельцы пытаются защитить световые приборы, нередко в ущерб освещенности (ЗР, 1992, № 1). Недавно на российском рынке появилась новая услуга бронирование стекол фар. О редакционных испытаниях такой защиты рассказывает Юрий НЕЧЕТОВ. "Броня" производства американской компании ЗМ ("Три М") представляет собой прозрачную эластичную самоклеящуюся пленку толщиной 1,25 мм (1/20 дюйма), которая выкраивается по форме за-машинычто гранитный камешек размером чуть меньше четверти спичечного коробка и весом около десяти граммов разбивает незащищенное стекло на скорости примерно 12 м/с (43 км/ч). Бронированное же стекло выдерживает удар камня, летящего со скоростью до 20 м/с (72 км/ч). Площадь, толщина и угол наклона стекла в каждом конкретном случае внесут свои поправки, но общая тенденция налицо - увеличение стойкости фар к удару примерно в полтора-два раза. Защитные свойства новой пленки наглядно демонстрирует опыт: стальной шарик, выпущенный из пневматического пистолета, разбивает обычную фару и без вреда отскакивает от забронированной. Правда, вес такой пули всего около трети грамма, а скорость - 100 м/с, что не вполне моделирует щебенку, летящую из-под колес встречных грузовиков, но все-таки эксперимент эффектный. Любое вмешательство в осветительное оборудование порождает закономерный вопрос: как это отразится на его светотехнических характеристиках? Ответ мы получили в лаборатории сертификации автомобильных световых приборов НИИ "Автоэлектроника". Проверка проводилась следующим образом. Сначала измерили освещенность пяти стандартных точек, расположенных на удалении 25 м от испытываемой фары, оклеенной пленкой "ЗМ". Средняя величина составила 27 люксов. Затем с помощью наждачной бумаги сымитировали достаточно сильный абразивный износ пленки. Такая фара дала освещенность 24 люкса. После этого "броню" содрали и сняли характеристики незащищенной фары - 29 люксов. Таким образом, чистая пленка ослабляет световой поток на 6%, а сильно потертая - на 17%. Для сравнения заметим, что грязная фара недодает 50 - 70% светового потока. Помутневшую же защиту достаточно легко снять и заменить новой. Новинка имеет еще одно ценное качество. Даже если стекло лопнет от крупного камня, оно сохранит свою форму, а в некоторых случаях и герметичность - осколки удержит пленка, что позволит повременить с заменой фары. Таковы результаты экспериментов и наши выводы из них. Подтвердить или опровергнуть их сможет только опыт эксплуатации, которым мы с вами будем делиться. З РУЛЕМ 7/96 А 39Испытания бронированной фары в лаборатории сертификации автомобильных световых приборов.щищаемои поверхности и тщательно к ней прикрепляется. Процесс напоминает поклейку обоев - та же подгонка по контуру и борьба с пузырьками воздуха. Правда, в данном случае они вредят не эстетике, а функциональности - небрежно заклеенное стекло хуже пропускает свет. Пленка достаточно гибкая, прочная и практически не растягивается. Поэтому легче всего она крепится на поверхности небольшой кривизны. Поверхности же двойной кривизны, тем более сильно выпуклые, оклеивать сложно. Здесь для точного прилегания приходится вспоминать про вытачки и другие портновские хитрости. Таким образом, легче защитить крупные светоблоки с плоскими или почти плоскими стеклами. А вот над выпуклыми круглыми фарами или линзами типа "кошачий глаз" придется потрудиться. Бронирование фар редакционной "восьмерки", включая время на троекратную очистку, заняло около часа. Хорошо поставленную пленку на стекле заметить невозможно - только по контуру обреза,проверяя зрительные ощущения пальцами. Расценки таковы - семь центов за квадратный сантиметр, что для авто типа ВАЗ-2108 составит $64 за обе фары. Целесообразность этой операции определите сами, сравнив ее стоимость с ценой стекол или фар своего автомобиля. Для иномарок сальдо будет явно в пользу бронирования. Сомневающимся владельцам отечественных машин рекомендуем учесть также трату нервов и времени изза разбитой фары. А если это случится ночью, да еще вдали от дома - приплюсуйте и риск езды с одной фарой. Как работает эта защита? Во-первых, пленка уменьшает силу удара камешка, так как он тормозится на пути, равном толщине пленки - 1,25 мм, а не на тех микронах, на которые деформируются камень и стекло. Во-вторых, упругая прослойка между твердыми соударяющимися телами намного увеличивает пятно контакта и, соответственно, снижает контактные напряжения, которые, собственно, и разрушают стекло. Эксперимент показал,