78
79
Дороги РоссииВсякий, кто впервые прилетел во Владивосток, уже в аэропорту начинает недоумевать: да в своем ли он государстве? Не промахнулся ли экипаж, не посадил ли воздушный лайнер в Южной Корее или Японии? Привокзальная площадь сплошь заставлена иномарками. В лучшем случае увидишь "Волгу", а какой-нибудь там "Москвич", "жигуленок", "Таврия" если и промелькнет, то настолько редко, что приезжий непременно воскликнет: "Смотри-ка, наш!" Иллюзии его, правда, развеются на первом же километре пути из аэропорта, в какую бы сторону он ни ехал: тряхнет "порусски" разок-другой, и чувство Родины его больше не покинет. Наоборот, обострится, при приближении к Владивостоку. Город забит автомобилями, как общественный транспорт людьми в час пик: улицы краевого центра не рассчитаны на поголовную автомобилизацию. Правый руль освоен здесь раньше, чем на российском западе, и, когда несколько лет назад из Москвы поступило распоряжение о его запрете на отечественных дорогах, по Приморскому краю прокатилась такая волна протеста, словно готовились лишить хлеба насущного. Впрочем, это как раз тот край, та российская территория, где автомобиль без преувеличения можно назвать кормильцем. Как отдельно взятой семьи, так и региона в целом. Плох тот моряк, который не ухитряется почти из каждого рейса привозить "Тойоту" или "Ниссан". Автомобильный бизнес развивается в крае столь живо и стремительно, что сегодня редкая приморская семья без колес. Она может сидеть без наличных денег в кармане, потому что здесь, как везде, задерживают зарплату. Может жить в плохонькой квартире или "малосемейке", потому что здесь, как везде, жилищная проблема остра. Но где-нибудь во дворе непременно стоит хоть старенькая, хоть самая дешевенькая, но - "японка"... Каждый год парк автомобилей в Приморье увеличивается примерно на двадцать процентов. А индивидуальных - на двадцать пять. Причем среди них не только легковушки. В последние два года наиболее интенсивно растет число грузовых машин и микроавтобусов. Я бы 78 ЗА РУЛЕМ 7/96ЗДЕСЬ ВАМ НЕ РАВНИНА, ЗДЕСЬ КЛИМАТ ИНОЙ...деле оборачивается такими убытками, которые ничем не покроешь. В ведении комитета дорожный фонд, использование средств которого может быть только целевым. Никаких покушений на "дорожные деньги" главный дорожник края не допускает. Хоть и просят его коллеги одолжить на благое дело: скажем, зарплату выплатить... Но стоит замедлить темп работ, набранный в последние годы, - и пойдет в наступление бездорожье. Ведь Приморье - необычная территория. Это в буквальном смысле край земли, край России. "Здесь вам не равнина, здесь климат иной" - тайфуны да наводнения. Два последние года подряд прекрасный сентябрь устраивает погромы. Недавняя "Кинка", например, полностью уничтожила отсыпанные летом дороги, смыла мосты, отрезала жителей множества приморских поселков от краевого центра. Здесь есть трассы, которые так и зовут - несчастными. Автодорога Находка - Лазо - Ольга - Кавалерово идет по всему восточному побережью, и, считай, каждый год ее нужно реанимировать. Мало того, что общая стратегия перспективного развития сети дорог Приморского края требует увеличения инвестиций, так еще и стихия... Она ведь съедает деньги, предназначенные не на ремонт, не на восстановление, а на развитие магистралей! И все-таки выкручиваются. Неузнаваемо преобразилась главная артерия Приморского края - автодорога Хабаровск Владивосток. Проходит она по наиболее освоенным и экономически развитым районам, связывает с Владивостоком свыше ста населенных пунктов. Нагрузка на дорогу огромная. А летом она еще возрастает: кажется, отпускники всего Дальнего Востока устремились по ней к морю. Это в прежние времена люди предпочитали крымские и кавказские курорты. Теперь туда не добраться - доро-Думаете, это Токио? Ошибаетесь - улицы Владивостока не поверила этим цифрам, не встреться они мне в официальных сводках: число грузовых машин в частном пользовании увеличилось в прошлом году на 170 процентов, а микроавтобус ов - н а 190! Особенно перегружен Владивосток. Количество машин в нем увеличивается ежегодно на 35—40 процентов. Но не думайте, что все это объясняется прихотью здешних жителей, их одержимостью автомобилем. Изменилась в Приморье жизнь. Изменилась экономика региона - она-то и повлекла за собой перестановку приоритетов в транспортной отрасли. Сегодня мало надежд на авиационные линии, прежде связывавшие города и поселки края. Местные аэропорты один за другим закрылись, не выдержав финансовой гонки. Ни людей, ни грузы самолетами теперь не доставишь. Железная дорога компенсировать эту потерю не в состоянии: во многих населенных пунктах ее простонапросто нет. В застойные годы не проложили, теперь - тем более нет возможности. А на действующей тарифы настолько выросли, что грузоперевозки стали поистине золотыми. Так что не мода, а сама жизнь выдвинула автомобильный транспорт на главенствующую позицию. Плюс еще один фактор, не местного, заметьте, значения. С потерей Прибалтики и Черного моря основными воротами страны стали морские порты восточного побережья. Резко увеличилась и нагрузка на автомобильную отрасль его хозяйства и, стало быть, на дороги. Сеть дорог общего пользования Приморского края - 7085 километров. Их состояние и уровень развития оставляют желать лучшего. Местные власти понимают главное: экономика края без дорог качественного скачка не сделает. А Приморью этот скачок жизненно необходим. - Экономические расчеты показывают, что на дороге со средней интенсивностью движения, скажем, до трех тысяч автомобилей в сутки, рубль, затраченный на ее содержание и ремонт, дает три рубля чистой прибыли, - говорит председатель комитета дорожного хозяйства администрации Приморского края Леонид Кельнер. - Скупость же, экономия в этом Мотоциклы из Приморья (читай, Японии) расходятся по всей стране."ИЗ МОСКВЫ ВО ВЛАДИВОСТОК НА МАШИНЕПОЧЕМУ НЕ РЕАЛЬНО?"Глава администрации Приморского края ЕВГЕНИЙ НАЗДРАТЕНКО - Я всегда болезненно относился к тому, что Приморский край называли "нашенским". Разве надо это подчеркивать? Про Рязань ведь не говорят, что она "своя". Но все дело, я понимаю, в том, что мы живем далеко. Так далеко, что из той же Рязани на автомобиле отправиться к нам вряд ли кто решится. Такое путешествие считается нереальным уже потому, что приличной автомобильной трассы от Москвы до Владивостока не существует. А ведь мы - цивилизованная страна. Или, во всяком случае, стремимся к этому. Мы накануне нового века. У нас и планы-то уже составляются до 2005 года. "Программа развития сети автомобильных дорог общего пользования", по которой сегодня в Приморском крае живет дорожная отрасль, захватывает новое время. Стало быть, и подходы к делу должны быть новыми. Уже недостаточно просто поддерживать то, что есть - лишь бы хуже не стало... Мы стремимся к тому, чтобы сеть автомобильных дорог претерпела качественные изменения. Совместными усилиями администраций краев и областей Дальневосточного региона решили, например, строить автомобильную дорогу Чита-Хабаровск-Находка. Протяженность участка по Приморскому краю - 628 километров. Дальний Восток не должен чувствовать себя оторванным от России. Тем более сегодня, когда ее геополитические и экономические интересы перемещаются в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Сегодня в Приморском крае - пять пунктов пропуска на границе с КНР для перевозки международных грузов. Для этого мы специально построили автодороги в Октябрьском, Лесозаводском, Хасанском и Пограничном районах. В конце прошлого года открыли пассажирское движение через автопереход "Пограничный-автодорожный". Теперь в китайский город Суйфыньхэ, что всего-то в 20 километрах от Пограничного, не надо ехать окольным железнодорожным маршрутом. Десять минут на хорошей скорости - и вы в Китае. Кстати, под новые дороги создаем соответствующую производственную базу. Сегодня строим и переоснащаем сразу несколько асфальтобетонных заводов, битумные базы, развиваем карьерное хозяйство. Помимо всего, это обеспечивает устойчивые рабочие места десятитысячному коллективу дорожных организаций края. При всех финансовых трудностях, которые испытывают теперь многие регионы России, край старается найти средства на покупку за рубежом самой современной дорожностроительной техники. Так что вполне реальным может вскоре стать путешествие из центра России во Владивосток. И, надеюсь, не только на вседорожнике. Фото Валерия УТЦА ЗРЛМ 79 АУЕ /6 79го. А под Владивостоком есть жить несколько путепроводов. замечательные места... Чтобы дать толчок развиДорога Владивосток - Натию лесной промышленности ходка тоже меняет облик: одноПриморья, дорожники устремили временно на трех участках идет свою технику и на север. Одновсерьезная реконструкция. Строременно в семи районах, куда ятся объезды у города Артем и "только самолетом" можно было поселков Большой Камень и долететь, строятся дороги, мосВолчанец. ты, другие искусственные сооруБлагодаря этой трассе трижения. А на подъезде к Партидцати населенным пунктам отзанску завершаются масштабкрывается выход к портам межные работы по берегоукрепледународного значения и, стало нию реки Партизанская, что быть, новые жизненные возидет вдоль трассы. И речка-то можности. невеликая, а постоянно грозит Ав городе Спасск-Дальний размыть дамбу золоотвапов мепоявился, наконец, путепровод стной ГРЭС. Давно собирались через главные железнодорожее сковать и, наконец, взялись... ные пути. Скоростное транзитВообще у Леонида КельнеИ строят, и р < е конструируют...ное движение обеспечили дорожники и на трассе Владивосток - Раздольное: в прошлом году там тоже пущен в эксплуатацию путепровод. Но особую гордость вызывает у приморцев дорога Раздольное - Хасан, проходящая вблизи государственной границы с КНР и КНДР. В этих местах как раз создается еще одна свободная экономическая зона "Туманган". Экономика края возлагает на этот проект большие надежды. Но чтобы они осуществились, придется реконструировать 217 километров имеющейся дороги, перестроить мосты и построить новые, проло-ра результаты работы последних лет вызывают, как он заметил, "трудный, но оптимизм". Оптимизм - потому что сделано много. Трудный - потому что еще больше нужно сделать. - Останавливаться нельзя, - говорит Леонид Иванович. Дороги живут, как люди: изнашиваются, стареют и умирают. Но если человеческий век отмерен, как говорится, свыше, то дороги живут столько, сколько о них заботится человек. Вот какая возникает закономерность: жизнь дороги зависит от человека, а как сложится жизнь в Приморье - от построенных им дорог... Нина РОСТАРЧУК