Воспоминание из детства. Мы с бабушкой идем по улице. На скамейке сидит странный человек. У него вместо ноги деревяшка. Таращу на него глаза и, уже пройдя мимо, выворачиваю шею, чтобы продолжать видеть. Бабушка больно дергает за руку и возмущенно шепчет: "Перестань смотреть, нехорошо. Дядя калека..." Что вызвало в памяти тот давний эпизод? Наверное, простая аналогия: все мы, и государство в том числе, привыкли стыдливо отворачиваться от инвалидов. Видимо, так легче - не замечать. Только кому? ...Игорь стал инвалидом в двадцать с небольшим. Он хотел увидеть другие города и страны, а оказался запертым в четырех стенах, и даже побывать на соседней улице для него - событие. Ему бы бегать на свидания, танцевать на дискотеке, гонять мяч на футбольном поле. Но сами понятия "бегать", "танцевать", "играть в футбол" для него теперь недоступны. Более того, практически недоступным стало и дальнейшее образование, и работа: здоровым-то непросто устроиться... Ему, молодому, полному сил парню, безумно тяжко чувствовать себя ущербным. Игорь уверен: его жизнь может спасти, сделав полноценной, только одно средство автомобиль. Он вправе получить его бесплатно по медицинским показаниям. Увы, лишь теоретически. Хотя не так уж много в стране таких, как он, счастливчиков. Да-да, я не ошиблась в слове: имен88 ЗРЛМ 79 АУЕ /6но счастливчиков. Ведь быть настолько больным, чтобы иметь право на бесплатный автомобиль, но достаточно здоровым, чтобы получить "права" - такая удача выпадает не каждому! Сегодня их в России около 200 тысяч (точной цифры нет). Очередь же, раньше подходившая лет за пять, сейчас - за семь-десять, все замедляется и замедляется. Эх, Игорь! Тебе бы, как ни кощунственно это звучит, попасть в беду пораньше, до 1992 года. Может, теперь уже получил бы машину. Тогда их ежегодно по 30 тысяч штук выдавали. В 1993 году уже около 25 тысяч, в 1994-м - примерно 12 тысяч, а в прошлом еще меньше - тысяч десять.И ведь что за иезуитство! Говорить: "имеет право", но ничем это "право" не обеспечивать. Приходит инвалид в органы социальной защиты узнать, может ли он встать на очередь - его чуть не палками гонят. Перечень медицинских показаний для бесплатного обеспечения инвалида мотоколяской и автомобилем не показывают (кстати, и не обязаны, этим ВТЭК занимается), в очередь не записывают, разговаривать не хотят. Вот и доказывай свои права, если здоровье позволяет. А какое здоровье у инвалидов? Отделы соцзащиты понять можно. От них зависит мало, а спрос - с них. Сейчас местные власти обеспечивают инвалидов транспортными средствами, из местного бюджета выделяют деньги, закупают на них у заводов машины и мотоколяски и выдают очередникам-инвалидам. Вот и прикиньте, поставив себя на место главы администрации, как быть. Бюджет дырявый, село вовсе без денег, коммунальные службы разваливаются, дороги разбиты в какую очередь средства на инвалидные машины выделять? В первую? Можно не отвечать. А очередь растет. В нее новые инвалиды записываются, да еще те, которым время пришло менять машину (через семь лет) или мотоколяску (через пять лет) снова встают... Тут еще законодатели постарались: приняли решение, что право на бесплатный автомобиль должны иметь и участники войны, инвалиды по общему заболеванию. Их же - сотни тысяч! Кто будет обеспечивать выполнение "Закона о ветеранах"? Депутаты Госдумы, принявшие такой документ? Да они и думать не думали о реализации своих решений, им главное - на телевизионном экране покрасивее выглядеть. Теперь на собесы, с одной стороны,ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВАЛИДОВ МАШИНАМИ В РАЗНЫХ РЕГИОНАХ СТРАНЫ 1994 Регион Выдано, шт. Осталось в очереди, чел. Белгородская область Воронежская область Костромская область Курская область Липецкая область Москва Московская область Выдано, шт. 1995 Осталось в очереди, чел.425 137 136 216 02662 11261250 2068 110649036 924571037 1199100 9002899 1000128 19817948331160 2564323530В Тверской области в прошлом году не выдали ни одного бесплатного автомобиля инвалидам, хотя в очереди 1218 человек. Такая же картина в Нижегородской и Рязанской областях, где бесплатную машину ждут соответственно 1372 и 379 инвалидов. Самая же большая очередь - 4000 человек - в Смоленской области, где в 1995 году автомобили получил 381 человек.