Рынокми заработками или пытается сплавить залежалое богатство в надежде поправить финансовые дела семьи. На главном базаре столицы, куда съезжаются со всего СНГ, на Гарюнайском рынке, что при выезде из Вильнюса на Каунас, - все, что душе угодно. Специальный уголок облюбовали торговцы, специализирующиеся на автодеталях. Им известны все пути, по которым движутся потоки запчастей. Здесь нужный агрегат даже можно заказать - знай плати. Третий путь - на ту самую свалку. Свалки автомобилей - а их в республике уже около 20 - специализируются на продаже деталей всерьез. Считается, что это приличный бизнес. На базе свалок создано несколько закрытых акционерных обществ, которые, по утверждению их владельцев, процветают. Здесь действительно можно найти практически все. Так, на 24-м километре автомагистрали Вильнюс-Каунас действует ЗАО "Венкса", которое, по утверждению газет, предлагает самый широкий ассортимент бывших в употреблении деталей. По мнению некоторых экспертов, примерно 75 процентов литовских автолюбителей стараются найти что подешевле, так что у свалок - большое будущее. Кстати, о ценах. Многое зависит от того, каким образом та или иная деталь попала в магазин, где и как на нее "накрутили" налоги. Я, например, купил "москвичовский" дверной замок за 50 литов, а через день в другом магазине увидел за 40. Или, скажем, комплект передних тормозных колодок к "Жигулям" стоит, в зависимости от производителя, от 16 до 25 литов. Самые дешевые - кооперативные. Комплект задних - от 35 до 40 литов. Диски колесные - 45 литов, "жигулевские" свечи - в среднем по 4 лита. Карбюратор - 200 литов. Любопытно, что многие начинающие автолюбители думают, будто детали непрестижного "Москвича-412" дешевле "жигулевских". Все наоборот! "Жигулевская" корзина сцепления в вильнюсских магазинах тянет до 170 литов, а для "Москвича" - до 250. "Жигулевский" диск сцепления стоит примерно 60 литов, для "Москвича" - почти вдвое дороже. Особенно поразила разница в цене балки передней подвески: для "Жигулей" - 100-120 литов, для старенького "Москвича" - 300! Бензонасосы - соответственно 35 и 60 литов. Все ясно: детали к старой модели доставать и доставлять сложнее, чем для массовых "жигулей". А свалки и тут выигрывают. На них можно найти детали на 10-20 процентов дешевле. Правда, если на свалку заявился "чайник", то с ним и поступят соответствующим образом. Недавно узнал, как на одной из свалок такому покупателю всучили старую фару от "Ауди" за 60 долларов, хотя в магазине она стоит на 15 долларов... дешевле. Но если есть энтузиазм, опыт, знания и любовь к личному автомобилю, то они и до свалки доведут, и нужную - подешевле - деталь найти помогут... Юрий СТРОГАНОВНЕ БРЕЗГУЙТЕ СВАЛКОЙАвтолюбители - одна из немногих категорий населения Литвы, которым переход к рыночным условиям принес чувство глубокого удовлетворения, как сказали бы в прежние времена. Причина - не стало дефицита. Ну, а парадокс "рыночного детства" в том, что порой авторитет фирменных магазинов блекнет перед интересом автолюбителей к... свалкам. Впрочем, те, у кого есть деньги, на свалки не стремятся. Если у вас западный автомобиль, а также водятся деньги, то проблем с автодеталями вообще нет: у всех фирм в Вильнюсе - свой сервис, а их фирменные магазины полны запчастей. Но если житель Литвы владеет "Волгой", "Жигулями", "Москвичом", "Запорожцем" или другой "иномаркой" российского производства, ему приходится покрутиться. Итак, есть три пути. Первый - в магазины столицы (коих около 50), торгующие деталями. Однако нет системы в их снабжении российскими автозапчастями (кроме "москвичовского" сервиса, где свой магазин). И поэтому, отправляясь в путешествие по "точкам", заранее никогда не знаешь, где что сможешь приобрести. Разве только с аккумуляторами все просто. Вильнюс завален немецкими, турецкими, испанскими, корейскими источниками тока по цене от 150 литов (1 доллар = 4 лита), и в редком магазине они отсутствуют. Большинство автомагазинов обеспечиваются российским товаром в частном порядке, нередко случайными людьми. И хотя в конце концов найдешь любую деталь, все же порой приходится потратить время на поиски. Есть и несколько более мелких точек. У главного столичного автомагазина в центре города почти всегда стоит автобус-киоск, заваленный, как сельпо, разнообразными запчастями. Такой же - на одной из заправочных станций, да еще несколько киосков около других заправок - типичные "комки" с теми же признаками кладовки. Второй путь - на базар. Кальварийский рынок недалеко от центра столицы предлагает слабенький ассортимент: здесь в основном торгуют те, кто перебивается случайныЧто-то на нашем авторынке все же меняется. Еще попадаются, конечно, угрюмые торговцы, у которых на все заготовлено только два ответа: "не хочешь - не бери" и "ну, ты же сам смотрел". Таких каждый встречал и на толкучке, и в коммерческой палатке, и в магазине. Надежды, что это отношение когда-нибудь изменится, правду сказать, было немного. Тем удивительнее примеры другого, человеческого подхода к покупателям. Решил я залить в свой "Фольксваген" синтетическое масло. Зашел в ближайший к дому магазин "Аояма моторе" и купил банку "Шелл-Геликс Плюс". Как положено, слил старое масло, заменил фильтр, заполнил систему - мотор стал работать мягче и заметно ровнее. Однако радовался я всего несколько дней, пока на крышке маслозаливной горловины не появился характерный белый налет - эмульсия. Откуда в масле могла взяться вода, если двигатель - воздушного охлаждения? Да и раньше ничего подобного не замечал, вдобавок на щупе эмульсии не было. Так, в сомнении, отъездил пару недель, ежедневно протирая крышку. В конце концов не выдержал - сменил масло на "Бритиш Петролеум-2000". Эмульсия сразу исчезла. Когда покупал масло для очередной замены в первом магазине, посетовал продавцу на неудачу. Реакция оказалась неожиданной - продавец позвал менеджера. Тот с интересом, хотя и без удовольствия, выслушал нехитрую историю, но вместо привычного "ничего не знаем" попросил мой телефон. Поколебавшись, я назвал номер. Дальше как в кино: прошел от силы час - и дилер (из фирмы "Санд") действительно позвонил: "Пожалуйста, привезите нам остатки злополучного масла!" А когда привез - получил взамен пластиковую банку другого "шелловского" масла и заодно разъяснение: фирма "Шелл" допускает появление небольшого количества эмульсии на крышке маслозаливной горловины, на работу двигателя это не влияет ио низком качестве продукта не говорит. Но все же дилер решил подстраховаться и отправить масло на экспертизу производителю. Рекламный ход? Хочется верить, что нет - когда-нибудь такое отношение к покупателю станет нормой. Возможно, конкуренция на рынке масел, по-настоящему жесткая, и помогает быстрее освоить цивилизованные методы работы? Представляется радужная перспектива - продавцы, с улыбкой заменяющие дефектные детали... Алексей ЖУКОВЗА РУЛЕМ 7/96 55