24
25
26
ЬТУИПОРНЕЗАУРЯДНЫЕ СПОСОБНОСТИ "Унимог" способен буквально ползти (0,36 км/ч!) - и держать темп на шоссе, преодолеет 45-градусный подъем; не сползет и не опрокинется вбок на склоне такой же крутизны; не застрянет в полуметровой яме. Благодаря таким особенностям он стал помощником пожарных и спасателей, виноградарей и лесников. Служат "унимоги" и в армии, а мирных профессий не счесть его легко превратить в экскаватор, моечную установку, кран, снегоочиститель, газонокосилку, даже в железнодорожный локомотив. Машины работают на высоте 5000 ми на глубине 1200 м под землей, в тропиках и Антарктиде в 165 странах. В 1965-м на "Унимоге" пересекли Сахару с запада на восток, да ив наши дни на них пускались через пустыню участники знаменитого рейда "Париж-Дакар".Если какую-нибудь машину пытаются приспособить для самых разных нужд и условий, рассчитывать на успех трудно: одни качества нередко идут в ущерб другим. "Унимог", выпускаемый концерном "Мерседес-Бенц", - редкий пример настоящей многосторонности. Она отражена, кстати, в его названии, произведенном от слов "универсальный моторный агрегат".У машины с подн ятыми железнодорожными тележками и сцепным устройством вполне шоссейныйКАК ОН ПОЯВИЛСЯЩ!sssaa-j "Югм оечным агрегатом высокого давления - сбивает любую засохшую грязь. Подобные машины используют и для пробивки засоров в трубопроводах.*вг*»ьВыходит, далеко вперед глядели создатели "Унимога", окрестив его универсальным агрегатом - не автомобилем, заметьте. Но и не трактором, хотя предназначали тогда, после войны, для работы в основном "крестьянской". Инженер Альберт Фридрих, руководивший проектом, прежде возглавлял конструкторский отдел авиадвигателей "Даймлер-Бенц". Вряд ли переквалификация его огорчила - ведь шел только 1946-й. Не привередничали и на ювелирной фабрике в Швебиш-Гмюнде, где строили опытные образцы "Унимога". И уж, наверняка, радовались заказу на другом24ЗА РУЛЕМ 7/96 ТехникаЛЬСАМзаводе, в Геппингене - шла демилитаризация, военные заводы демонтировали. Знакомо: подъем сельского хозяйства, конверсия... Новую машину представили на первой послевоенной выставке сельскохозяйственного общества в 1948 году. Позже, в 1950-м концерн "ДаймлерБенц" приобрел на нее права, и "мерседесовская" звезда сменила бычью голову на капоте. Для выпуска машин оснастили завод в Гаггенау - там и сейчас делают "унимоги". Не изменилась и концепция машины, хотя, конечно, конструкцию совершенствовали. увеличенной мощности, системой подогрева топлива и автономного отопления, разогревающей также двигатель перед пуском. Такие машины надежно работают при температурах до -40°С. Интересно, что для курортных зон и т. п. есть малошумные варианты исполнения. Вообще "унимоги" собирают на заказ, учитывая требования покупателя. "Унимоги" практичны в коммунальном хозяйстве. На них монтируют моечные машины, подъемники для ремонта уличных фонарей, гидравлические экскаваторы, сучкорезные приспособления, ледорезные агрегаты - всего не перечислишь. Причем один и тот же "Унимог" зимой счищает снег, весной моет знаки дорожного движения и барьеры, летом подметает улицы и косит траву на откосах. Московское правительство после 15-летнего перерыва вновь купило партию таких машин. Приобрел "унимоги" и столичный метрополитен для ремонтных и аварийных работ... в туннелях.свою службу на российских дорогах.НшпЯЗ^ИЗЯЯЧТО ОН МОЖЕТКак уже сказано, "Унимог" быстро освоил различные сферы применения. Сейчас в промышленности и коммунальных службах этих машин больше, чем в крестьянских хозяйствах. Начав когда-то с модели мощностью 18 кВт (25 л. с ) , ныне предлагают три семейства машин от 64 кВт (87 л. с.) до 177 кВт (240 л. с), у которых два варианта базы: 2650 и 3850 мм или длинная автомобильная рама. Выпускают и одноосные тягачи, удобные в коммунальном хозяйстве и растениеводстве: мотор один, а прицепов много. К тому же можно сделать очень низкий пол. Все двигатели на "унимогах" - дизельные. Навесное оборудование устанавливают спереди, сзади, по бокам. Его комплекты делают более 230 предприятий, а наименований - более 3500. "Унимог" несложно оснастить вспомогательной платформой на 1тс разгрузкой на три стороны. Полезная нагрузка машины, в зависимости от модификации, - 2-8 т. Для эксплуатации в сельском хозяйстве, по рельсам и т. п. есть различные варианты колеи. Высокой проходимости "унимогов" способствуют привод на все колеса, блокировка дифференциалов мостов, большой дорожный просвет (более 400 мм), короткая база, пружинная подвеска. Благодаря ей каждый мост может отклоняться от горизонтального положения на 15-20°, поэтому легко переезжать пни, камни и т. п. Машина уверенно преодолевает броды глубиной до 0,8 м, а со спецоборудованием - до 1,2 м. Российским потребителям важна приспособленность дизельной машины к зимним условиям. "Унимоги" по желанию заказчика оснащают для холодного климата модифицированным топливным насосом высокого давления, генераторомНа длинной " р уке " - косилка травы. Манипуляции этим агрегатом весьма впечатляют. Удивительно, что пока не догадались показывать его в фильмах ужасов.ПО СТАЛЬНОЙ МАГИСТРАЛИВы катались на автомобиле по рельсам? А мне довелось. Замечу, что автомобиль пытались поставить на железнодорожное полотно в разных странах, в том числе иу нас. Были, например, опытные УАЗы - фургоны на стальных железнодорожных колесах. Но разговор - об "унимогах". Немецкая фирма "Цвайвег" ("Два пути") выпускает к ним серийное оборудование для езды по рельсам. При этом машина может двигаться и по обычным дорогам. Кроме двух подъемных тележек с направляющими колесами, на нее монтируют сцепные устройства, пневматическую тормозную систему для вагонов, сигналы, другое оборудование. Благодаря высокому коэффициенту трения резины о сталь "Унимогу" оказалось под силу буксировать состав массой до 1000 т! Со стороны это выглядит немного странно - уж очень мал локомотив.Для установки машины на рельсы достаточно железнодорожного переезда, а очень опытные водители умудряются сделать это в любом месте железнодорожного полотна. Говорят, при маневровых работах иногда проще объехать состав по земле, чем по рельсам. "Унимог-Цвайвег" приносит экономию тем предприятиям, где есть подъездные пути, но невыгодно иметь "настоящий" локомотив: дорого, простои велики. "Унимог" в свободное от маневровых работ время можно занять, например, уборкой снега или мусора, погрузкой вагонов. Но, наверное, самое необычное - служить пылесосом: ведь по-другому мусор между шпалами удалять трудно. Ездить по рельсам на резиновых шинах очень приятно - не трясет, рулить не надо. Только при отправлении требуется давать свисток, что с непривычки забываешь делать. Посадка в "Унимоге" удобная, больЗ РЛМ 79 АУЕ /6 25 шое рулевое колесо расположено почти горизонтально, как у грузовиков. Короче, обстановка напоминает кабину грузового автомобиля, но есть "чужие" органы управления, например, для подъема "рельсоходного" устройства. Еще "реверс" - рычаг, задающий направление движения вперед или назад, как на бульдозерах. Непривычно и полуавтоматическое сцепление (при троганье с места педалью пользоваться не нужно). Все рычаги, что называется, под рукой. Поскольку Россия - великая железнодорожная держава, наверное, "Унимог" на рельсовом ходу придется здесь ко двору.чать производство можно тысяч с пятнадцати в год, а там спрос покажет. Повидимому, сначала покупателями станут не фермеры, а коммунальные службы, но главное - машина необходима. Пока шло время, на смену модели U-900, которую планировали освоить в России, пришла U-90. Нам она больше подходит - размер колеи совпадает с российскими сельскохозяйственными стандартами. Весной 1996-го два "Унимога" были на полевых работах. Говорят, у испытателей, поначалу скептически воспринявших машину, мнение поменялось на восторженное. Для продолжения испытаний и освоения производства нужны средства. Немецкие банки дадут кредит, но от российской стороны необходима пятнадцатипроцентная предоплата, на которую пока нет денег."АВТОМОГ"Не остаются в стороне и российские автозаводы. Поскольку наступил кризис сбыта традиционных отечественных грузовиков, производители стремятся найти незанятые ниши на рынке. И ЗИЛ, и ГАЗ работают над своими универсальными машинами. Опыт конструирования вездеходов у них большой, а производство многих деталей и узлов (ведущих мостов, например) давно налажено. По-видимому, эти "автомоги" будут попроще немецкой машины, может не столь надежны, но дешевле. Правда, многие навесные агрегаты придется покупать за рубежом. Автомобильная трансмиссия вряд ли позволит буксировать тяжелый прицеп, тем более железнодорожный состав. Ведь "унимоги" оснащены бортовыми редукторами, которые многократно усиливают крутящий момент и повышают тяговые качества машины. Рессорная автомобильная подвеска не даст переезжать валуны и пни - но, скажем, работникам коммунальных служб это и не нужно. Есть еще конструкция, которую разрабатывает Минский тракторный завод. В отличие от предыдущих, она ближе к трактору, чем к автомобилю, а потому пока не может быстро ехать по шоссе. Короче, у каждой концепции свои достоинства и недостатки. По-видимому, все они не столь универсальны, как "Унимог". Однако и "Мерседес" не сидит сложа руки: фирма работает на российском рынке активнее многих других. В общем, пока рано предсказывать, каких "универсальных моторных агрегатов" будет больше на наших пашнях, асфальтовых и железных дорогах. Дмитрий ПОСТНИКОВ Фото Владимира Князева"УНИРОСС"Всем хорош "Унимог", но дорог стоит, как большие легковые "мерседесы". Конечно, можно покупать подержанные - "Унимог" долговечен. Ну а если собирать их в России? Идея давно витает в воздухе, в 1992 году ее обсуждали на самом высоком уровне (ЗР, 1992, № 7). Планировалось создать здесь производство, рассчитанное на выпуск 100 тысяч машин в год. Образовали акционерное общество "УНИРОСС", в которое вошли конверсионные предприятия, институты ВИСХОМ, НАМИ и др. Несмотря на оптимистичные статьи в прессе, многие специалисты с самого начала сомневались в целесообразности затеи. Во-первых, столько "унимогов" не выпускают даже в Германии, а ведь она продает машины по всему миру. За сорок пять лет (с 1951 года) их собрано немногим более 300 тысяч. Да и спрос на тракторы (немецкие машины должны были поднимать сельское хозяйство России) упал, зачем же такая армия "унимогов-унироссов"? Во-вторых, крупные масштабы производства требуют иной технологии. Понадобятся высокопроизводительные конвейеры, компьютеризованные системы, позволяющие комплектовать машины нужными узлами (напомним, что модификаций "унимогов" очень много), автоматизированные склады. Значит, придется проектировать новое оборудование, а это дорого и долго. Да и где в мире решали подобную задачу? Намного проще организовать в таких масштабах производство легковых или грузовых машин - их модификации не так сильно отличаются одна от другой, не нужны им и навесные агрегаты, которые обычно делают небольшими тиражами. Однако в "УНИРОССЕ" считают, что лучше приобрести немецкую конструкцию, заплатив создателям за более чем сорокалетний опыт, нежели идти путем поиска и повторения ошибок. Примем аргумент во внимание. Что касается цены машины, то после так называемого прогрессивного освоения (поэтапной замены импортных агрегатов отечественными) она будет раза в два ниже. Важно еще, что проект позволил бы загрузить предприятия "оборонки". На26ЗА РУЛЕМ Х/96