113
"кратеров" - это и есть следы кавитации. Точно такие же следы можно обнаружить на внешней поверхности гильз цилиндров двигателя. Откуда они здесь? Оказывается, тоже "поработала" кавитация. Но ведь гильза вроде не является движущейся деталью? Да, но стенки гильзы колеблются, поскольку нагрузка на них меняется в соответствии со сменой тактов в цилиндре. Давление вблизи стенки гильзы меняется, поэтому здесь возникают и "схлопываются" кавитационные пузырьки, разрушая поверхность гильзы (рис. 3). При нормальной работе двигателя такое разрушение - его называют кавитационной эрозией - идет очень медленно и на ресурсе двигателя не сказывается. Другое дело - различные аномальные режимы. Кавитация гораздо сильнее проявляется в перегретом двигателе, когда охлаждающая жидкость близка к кипению (кавитация и кипение - весьма близкие процессы). Детонация, кроме перегрева двигателя, увеличивает опасность кавитации из-за повышенного колебания стенок цилиндров. Собственно, звонкий металлический стук это, в частности, и колебания гильз. В некоторых двигателях при неблагоприятном режиме работы кавитация может "проесть" цилиндр насквозь, до зеркала, и в камеру сгорания будет попадать охлаждающая жидкость. (Такое приходилось видеть в двигателях ЗИЛ-130.) Похожее явление может возникать ив дизелях (этим известен мотор КамАЗ-740 см. ЗР, 1995, № 6) при "жесткой" работе двигателя из-за неправильной регулировки топливной аппаратуры или ошибки конструкторов при расчете гильзы (важна ее резонансная частота). Риск кавитации можно уменьшить повышением общего (гидростатического) давления, что и делают в замкнутых системах охлаждения, поэтому за герметичностью пробки радиатора стоит следить. На гильзы дизелей ЯМЗ надевают резиновые колечки, сглаживающие колебания давления жидкости. Введением специальных присадок в охлаждающую жидкость стремятся снизить в ней количество пузырьков воздуха, которые при пониженном давлении становятся центрами образования кавитационных пузырьков. На рынке появились также антикавитационные присадки бельгийской фирмы CST (торговая марка "Алентра" см. ЗР, 1995, №.9), образующие устойчивую защитную пленку на поверхностях деталей системы охлаждения. Так что пузырьки, столь приятные в бутылке минеральной воды в жаркий летний день, для автомобильных жидкостей противопоказаны.КуоДв] ,6 толюоителеи"DOCA":1ОПАСАЙТЕСЬ ПОДДЕЛКИЭти слова, которые нередко использовали в рекламе еще наши деды, вновь стали актуальны. Применяя фирменные марки, недобросовестные люди ради наживы способны поставить на карту жизнь покупателей, если речь идет, например, о тормозной жидкости. Как отличить "фирменную", подскажут специалисты АО "Капролактам" из Дзержинска Нижегородской260°С, "увлажненной" - не менее 165°С, что на20-25°С превышает максимальную температуру рабочей жидкости в системе (140-145°С). Напомним, данные показатели являются лучшими для отечественных тормозных жидкостей. Температурные пределы применения тормозной жидкости "Роса" от -50°С до +50°С. Разумеется, "Роса" пригодна и для использования в гидроприводе сцепления. Тормозная жидкость "Роса" постоянно совершенствуется по мере роста требований к безопасности движения. Так появилась "Роса-3". Необходимо отметить, что технические характеристики тормозных жидкостей "Роса" и "Роса-3" одинаковы. Результаты испытаний тормозной жидкости "Роса" в 1991-1992 гг. на из ­ вестной немецкой фирме "Пентозин" привели к созданию новой модификации "Poca-DOT-4" отвечающей современным требованиям безопасности и критериям мирового рынка. Ее появления на отечественном рынке следует ждать во втором полугодии 1996 года. В перспективе - создание и выпуск на ОАО "Капролактам" новых тормозных и охлаждающих жидкостей, созданных в тесном контакте ОАО "Капролактам" с ведущими научными учреждениями и Волжским автомобильным заводом. Однако на ОАО "Капролактам" озабочены не только тем, как улучшить качество своей продукции, но и тем, как защитить фирменную марку, а в конечном счете безопасность человека, от использования недобросовестными производителями. Эффективное средство - показанная на фотографии новая упаковка: четырехгранный флакон с фирменным знаком на дне, пробка с защитным кольцом типа "коньячный замок" специальный клей для этикетки, не позволяющий использовать ее повторно. ЗА РЛМ 79 113 УЕ /6Опытные автолюбители отдают себе отчет в том, какое значение имеют свойства и качество тормозной жидкости. При интенсивном нагреве тормозов закипает вода, которую жидкость поглощает из воздуха, образуются паровые пробки - педаль "проваливается" эффективность тормозов резко снижается. Чтобы избежать опасного явления, надо повысить температуру кипения жидкости. Такая задача была поставлена перед отечественной наукой и промышленностью, когда с конвейера ВАЗа стали сходить автомобили с дисковыми тормозами. В тесном сотрудничестве специалистов ВНИИСС из Владимира и объединения"Капролактам" была разработана тормозная жидкость "Роса" Испытания на Волжском автомобильном заводе, а также в Канаде и Японии подтвердили ее вы ­ сокие свойства и позволили рекомендовать как для классических автомобилей, так и для модели ВАЗ-2108, которую готовились поставить на конвейер. Испытания показали, что тормозная жидкость "Роса" отвечает требованим класса DOT-4 по международному стандарту FMVSS № 16. Основная характеристика - температура начала кипения в "сухом" (новая) и "увлажненном" (с содержанием влаги 3,5%) состоянии. Для тормозной жидкости "Роса" температура начала ки ­ пения "сухой" жидкости не менее