хлынула волна инвалидов, жаждущих получить машины, а с другой - стоит насмерть местная администрация, заслоняя от посягательств бюджет. Но это еще не все. По закону все инвалиды - владельцы автомобилей (даже не льготных, бесплатно полученных, а купленных ими за полную стоимость) имеют право на компенсацию расходов по эксплуатации машины. То есть затраты на техобслуживание, ремонт, бензин и так далее. Плюс к этому собесы обязаны оплачивать обучение вождению. Представляете себе уровень затрат? Конечно, опять получается, что "иметь право" - еще не значит просто "иметь". До прошлого года, например, компенсация во многих регионах составляла... 20 тысяч рублей! Потом ее пересмотрели ив каждой местности назначили свою. Где 200 тысяч, а где и миллион, что, кстати, тоже затрат не покрывает. Да и обучение собесы в состоянии оплачивать лишь частично, а в некоторых местах его не оплачивают вовсе. 'Ты хочешь понять всех: и тех, кто мучится, и тех, из-за кого мучатся другие", упрекнул меня Игорь. Но кто виноват в страданиях таких, как он? Кого обвинять? Заводы, взвинтившие цены на автомобили для инвалидов? Ведь мотоколяска - эта насмешка над больным человеком - стоит 13 миллионов рублей! Но предприятия сейчас благотворительностью заниматься не могут - на жизнь зарабатывать надо. Местные власти? Но региональный бюджет складывается из налогов, а их - кот наплакал, поскольку промышленность в развале. Власть государственную?.. - Да ведь ни в одной стране мира бесплатно машины не выдаются, -сказали мне в Минсоцзащиты. - А сейчас иу нас времена изменились. Так что же, мы, наше государство стали немилосердными, жестокими даже в сравнении с тоталитарным строем? Рынок убил благотворительность, выбросил из нормальной, полноценной жизни сотни тысяч людей - и с этим ничего не поделаешь? - Вместо того, чтобы законы неработающие принимать, лучше бы народные избранники создали схему, по которой инвалиды будут получать машины на новых условиях, - добавили работники Министерства соцзащиты. - Можно ведь в кредит, например, продавать. Д ействительно , способов помочь можно найти немало, если их искать. И не наше дело, а задача специалистов разработать новую систему обеспечения инвалидов транспортом. Ведь и правда, для большинства из них автомобиль - не роскошь, не средство передвижения, а единственный способ нормально жить. Кстати, само название, принятое официально, - технические средства реабилитации, говорит об этом. Будешь ли ты реабилитирован, Игорь? Елена ВАРШАВСКАЯКак инвалиду узнать, положен ему бесплатный автомобиль (мотоколяска) или нет? Для этого нужно получить направление на врачебно-трудовую экспертную комиссию (ВТЭК) в том медицинском учреждении, к которому прикреплен больной. Во ВТЭК есть перечень показаний для обеспечения инвалидов транспортом. А по положению, утвержденному постановлением правительства (№ 392 от 23.04.1994), все, кого освидетельствуют во ВТЭК, могут ознакомиться с нормативными документами, определяющими порядок принятия экспертного решения. Если же оно принято, но вас не устраивает имеете право в течение месяца обжаловать его в вышестоящей инстанции.Как встать в очередь на получение машины? Заявления инвалидов о выдаче и замене автомобилей с ручным управлением (мотоколясок) предварительно рассматривают общественные комиссии при органах социальной защиты. Они же дают рекомендации об очередности получения автомобилей. При этом учитывают, насколько нуждается инвалид в средстве передвижения, работает ли он, занимается ли общественной деятельностью и т. д. В некоторых областях одна очередь для всех социальных групп инвалидов. Где-то порядок иной: у инвалидов Великой Отечественной войны - одна очередь, у инвалидов-военнослужащих - другая, у тех, кому пришло время менять старый автомобиль на новый, - третья. Да и сами очереди могут быть разные: на "Оку" - своя, на "Таврию" - своя. Но все это станет известно, когда вы обратитесь в местный отдел соцзащиты (бывший собес).Если бесплатный транспорт не положен, а инвалид хочет купить автомобиль, может ли он рассчитывать на какие-то льготы? В начале 1993 года было заключено соглашение между Минсоцзащиты, Фондом социальной поддержки населения и Сбербанком РФ. Было решено выдавать беспроцентные ссуды на срок до 10 лет инвалидам, имеющим медицинские показания для обеспечения спецтранспортом. Несмотря на огромное количество оговорок и условий, это был полезный документ. Увы, был. Потому что максимальная сумма ссуды определялась не в минимальных зарплатах, а была твердо установленной: 500 тысяч рублей. Сейчас, спустя три с половиной года, на эти деньги и колесо от машины не купишь...Имеет ли право инвалид дать кому-нибудь доверенность на свой автомобиль? Если машина приобретена за полную стоимость, то доверенность на право управления можно давать кому угодно. Бесплатно автомобиль или мотоколяска (автомобиль, приобретенный с зачетом стоимости мотоколяски) выдаются без права продажи и передачи. Только в исключительных случаях, когда инвалиду Отечественной войны I или II группы противопоказано вождение машины, управлять ею может член семьи. Кстати, после смерти инвалида Отечественной войны, получившего машину бесплатно, она остается в собственности его семьи.Если инвалида лишили "прав" могут ли у него отобрать и автомобиль (мотоколяску)? В том случае, если машина получена бесплатно, она не собственность инвалида, а выделена ему в безвозмездное временное пользование. Когда водителя лишают прав на управление автомобилем на длительный срок, лишают и возможности пользоваться машиной. Значит, орган социальной защиты может вернуть транспортное средство себе.Кому выплачивают компенсации расходов на бензин, техобслуживание, запчасти? Инвалидам войны, получившим автомобиль (мотоколяску) бесплатно или на льготных условиях. Инвалидам войны I или II группы, купившим машину за полную стоимость. Участникам Отечественной войны, ставшим инвалидами в мирное время, получившим транспортное средство бесплатно или с льготой, и инвалидам I или II группы из этого же числа, купившим автомобиль за полную стоимость. Компенсацию могут получать и военные, ставшие инвалидами на службе. ЗА РУЛЕМ 7/96 89