232
233
ТЕХНИКА | АВТОВАЗ И НОРМЫ ТОКСИЧНОСТИДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯКак экологическая политика завода отражается в конструкциивыпускаемых автомобилей, выяснял Сергей Мишин.Кабы не потребность выходана внешние рынки, наши машины,полагаю, и сейчас коптили бынебо без зазрения совести. А что,страна огромная, народу немного –дыши не хочу. Но жизнь заставила:в 2005‑м мы раскачались на Евро‑2,в 2008‑м – на Евро‑3. Нынче в Россииправит бал Евро‑4, но АВТОВАЗу при‑ходится бежать впереди паровоза –в Европе уже свирепствует Евро‑5.ВНУТРЕННЕЕ СГОРАНИЕВ идеале топливовоздушной смеси сле‑дует сгорать полностью, а из выхлоп‑ной трубы должна литься деминерали‑зованная вода. Но пока что процессыв цилиндрах двигателя далеки от совер‑шенства. Доведение их до ума – одноиз направлений прогресса. Основнаязадача – филигранное дозированиетоплива. Так по­­­­яви­лся­­ распреде‑ленный впрыск топлива (Евро‑2),а затем и система бортовой диагно‑стики (Евро‑3), дополненная вторым(диагно­стическим) датчиком кисло‑рода и датчиком неровной дороги.Последний помогал электронике отде‑лять вибрации, вызванные дефектамипокрытия, от тех, что спровоцированыпропусками воспламенения. Позжеот этого элемента отказались, заменивего программой, работающей на основестатистики.Отличительная особенностьЕвро‑4 – электронная педаль газа. Этоне просто модная фенечка, позволя­ющая к тому же сэкономить на сталь‑ном тросе и проволоке, – все гораздосложнее. Механический приводбезучастен к потугам искусственногоинтеллекта – последнему приходитсяприспосабливаться. То есть водительнажимает педаль, задавая объемнаполнения цилиндров двигателя воз‑духом, а уж система управления под‑бирает значения остальных параме‑тров. Такое регулирование называетсяпоследовательным и славится неиз‑бежными погрешностями: слишкоммало времени остается на реализациюпринятых решений. Электронная жепедаль – ближайшая родственницакомпьютерной мышки. С ее помощьюдрайвер лишь высказывает свои поже‑лания системе управления. Насколькоони выполнимы, решается по итогамодновременного (параллельного)сопоставления с рядом других параме‑тров. Выигрыш во времени оборачива‑ется улучшением ездовых и экологиче‑ских качеств (массовый расход топливаснизился на 4–5% по ездовому циклу).ЧИСТОЕ НЕБОВторой способ угодить эколо‑гии – дожечь несгоревшие остаткиза пределами двигателя в особомустройстве, именуемом каталитиче‑ским нейтрализатором. Открытогопламени внутри нет – окислительновосстановительный процесс идетО ЧЕМ ГОРИТ CHECK ENGINEТревожная лампочка в сочетании с кодомошибки 422 свидетельствует о потереэффективности нейтрализатора. Причинможет быть несколько.D  Использование топлива с антидетонационными присадками.Свинец или другие элементы, вместес выхлопными газами попавшие в нейтрализатор, создают на активной поверхности пленку, снижающую эффективностьустройства.D  Пропуски воспламенения в цилиндрах(дефекты свечей, катушек, проводов и т. д.).Рабочая температура в нейтрализаторедостигает 950 ºC. Но свежая порция, не сгоревшая в дефектном цилиндре, изрядноподогревает конструкцию. При 1150ºрешетка начинает спекаться, постепеннотеряя работоспособность, и окончательноразрушается при 1200º. Защита от такойнеприятности в системе управления есть,но эффективна она лишь в базовых режимах работы двигателя, до оборотов не выше4500. Так что резкие перегазовки, призванные разбудить неработающий цилиндр,приводят к выгоранию нейтрализатораменее чем за минуту.D  Дефекты в топливной системе, приводящие к обеднению смеси.Чрезмерный износ насоса и форсунок,засорение топливного фильтра.D  Механические проблемы, влияющиена процесс сгорания.Смещение фаз (перескакивание ремняГРМ на зуб), снижение компрессии, общийизнос двигателя.232 За рулем 10/2012232-233(1_2V)_Cvetok.indd 23207.09.2012 15:40:47 На правах рекламына решетке, содержащей драгоценныеметаллы в качестве катализатора.Для эффективного протекания реак‑ции состав топливовоздушной смесинеобходимо поддерживать в довольноузких рамках. За этим следит датчиккислорода, установленный на входев нейтрализатор. Впервые «лады»в такой комплектации появились с вве‑дением Евро‑1.Евро‑3 стимулировало появле‑ние катколлектора – приемной трубысо встроенным нейтрализатором.Идея проста: чем ближе устройствок мотору, тем быстрее оно прогрева‑ется до рабочей температуры.Евро‑4 ознаменовалось удешев‑лением нейтрализатора – платинузаменили палладием и родием. Совер‑шенствование формулы каталитиче‑ского покрытия позволило сократитьколичество используемых цветныхметаллов вдвое.Евро‑5 – пока еще прекрасноедалёко для России. Но ради экспортазавод вынужден идти в ногу с Европой.Помимо прочего этот стандарт требуетповышенной надежности от системыснижения токсичности: пробег с гаран‑тированным соблюдением нормувеличили со 100 тыс. до 160 тыс. км.С задачей справились: в 2010 годуАВТОВАЗ успешно омологировал авто‑мобили «Приора», «Калина» и «Лада4×4» на соответствие этому стандарту.Но неугомонные европейцы вновьподняли планку: с 2012 года они ввелиболее высокую степень экологическойзащиты – Евро‑5+. Наши инженерывыполнили необходимые разработкии омологировали «Гранту» на соот‑ветствие требованиям ужесточенногостандарта.232-233(1_2V)_Cvetok.indd 233  Законодательныетребованияв области экологии.БлагодаримзаместителяначальникауправленияпроектированиядвигателейДТР АВТОВАЗаГригория Сергееваза помощьв подготовкематериала.07.09.2012 15:40:48