122
123
124
126
128
129
130
132
134
135
FIAT PUNTO, CITROEN C3, SEAT IBIZAАВТОМОБИЛИ | ТЕСТСЫГРАЙСВОЮМЕЛОДИЮОбновленный «СЕАТ-Ибица»побудил нас собрать в тестеэдакое романское трио.Вместе со страстной испанскоймелодией зазвучала романтичнаяфранцузская песня «Ситроена-С3»и итальянская ария «ФиатаПунто». Ансамбль вдохновилСергей Канунников. Концертзапечатлел Александр Батыру.122 За рулем 10/2012122-124.126.1268-130.132.134-135(1_3V)_SEAT FIAT CITROEN.indd 12207.09.2012 13:59:54 Хорошим музыкантом становится лишьтот, кто сливаетсяс инструментом,чувствует его, какчасть себя. Не правдали, с автомобилямипочти так же? В одномтебе неуютно, и дажеспустя какое-то времяпривыкаешь к немус трудом, иной же становится своим почти сразу.Есть и еще одна аналогия. Те, ктокогда-то осваивал кривоватую гитаруза 15 рублей, со временем постаралисьприобрести инструмент совершенней.А ведь оба называются гитарами. Воти автомобили этого класса давно перестали быть этакими тележками длянепритязательных покупателей. Ониобзавелись мощными моторами и продвинутыми трансмиссиями, моднымиопциями.За рулем 10/2012 123122-124.126.1268-130.132.134-135(1_3V)_SEAT FIAT CITROEN.indd 12307.09.2012 14:00:07 АВТОМОБИЛИ |ОТ СЕРЕНАДЫ ДО ТЯЖЕЛОГО РОКАЭти автомобили даже внешне различаются почти как наши струнныеинструменты. Дизайнеры старательно добивались своеобразиясвоих творений, – им это, в общем,удалось. «Ситроен» кажется мягким, чуть плюшевым и даже игривым. Эти же мотивы продолжаютсяв салоне, он самый яркий и нарядный. «СЕАТ-Ибица» – мускулистыйи поджарый. Интерьер по-немецкистрог: нечего размениватьсяна украшательства, концентрируйтесь на движении. «Фиат» же нечтосреднее. Как итальянская эстрада –вроде попса, но профессиональная,а временами звучит как настоящаямузыка.СЕАТ наверняка проектировалис оглядкой на молодежь. Яркокрасное свечение приборов сочетается с нетривиальными решениямикомпьютерного века. Как быстровключить нужную радиостанцию –нажать одну клавишу? Вовсе нет,следует кнопкой слева выбратьменю memory, крутилкой найтив мелковатом списке алого цветанужный пункт – и теперь нажатьторец ручки. Процесс столь жеинтересен, сколь нерационален.Примерно так же можно поработатьс калькулятором, чтобы выяснить,сколько будет шестью семь.Но руль с регулировкой в двухплоскостях, понятный немецкийпереключатель наружного освещения слева на панели, педали,удобный рычаг управления автоматической коробкой передач, славабогу, на месте и замечаний к нимнет. Хорошо, что в современномавтомобилестроении все же остаются некие вечные ценности.В «Фиате» управление вспомогательными системами бесхитростное, традиционное, а потомуприятное. Главная претензия – приборы невыразительные, их рискии стрелки периодически теряешь,особенно в солнечный день.Вроде диапазон регулировокне мал и руль так же, как в «Ибице»,регулируется в двух плоскостях,а усесться смог не сразу. Сиденье,выглядящее спортивным, на дележесткое, узенькое, с очень короткойподушкой и неважным поясничнымFiat PuntoSEAT IbizaCitroen C3Нынешнее поколение модели, имя которойизвестно с 1993 года, появилось в 2005-м.В 2012-м хэтчбек обновили. Предлагают с 3и 5-дверным кузовами.Модель существует с 1984 года, нынешнеепоколение выпускают с 2010-го. Кузова –5-дверный хэтчбек, 3-дверный хэтчбек (SC),универсал (ST).Модель дебютировала летом 2001-го, второепоколение – в 2009 году. Выпускают с 5-двернымкузовом.ДВИГАТЕЛИ: бензиновые, 1,4 л (77–135 л.с.).ДВИГАТЕЛИ: бензиновые, 1,2–1,6 л(85–150 л.с.).КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: механическая5-ступенчатая, роботизированная (с мотором77 л.с.).КОРОБКА ПЕРЕДАЧ: механическая5-ступенчатая, автоматическая 7-ступенчатая DSG.ДВИГАТЕЛИ: бензиновые, 1,4 и 1,6 л (75–120 л.с.).КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: механическая5-ступенчатая, роботизированная (с мотором 95 л.с.),автоматическая 4-ступенчатая (с мотором 120 л.с.).КОМПЛЕКТАЦИИ: Easy, Lounge.КОМПЛЕКТАЦИИ: Reference, Style, FR.КОМПЛЕКТАЦИИ: Dynamique, Tendance,Exclusive.ЭКСПЛУАТАЦИЯ: гарантия – 2 года безограничения пробега, межсервисный интервал – 20 000 км или 12 месяцев, 84 дилерских центра.ЭКСПЛУАТАЦИЯ: гарантия – 2 года безограничения пробега, межсервисный интервал –15 000 км или 12 месяцев, 49 дилерских центров.ЭКСПЛУАТАЦИЯ: гарантия – 2 года безограничения пробега, межсервисный интервал –15 000 км или 12 месяцев, 49 дилерских центров.ЦЕНА: 555 000–650 000 руб.ЦЕНА: 549 900–899 900 руб.ЦЕНА: 489 000–668 500 руб.ТЕСТОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ: 1,4 л, 105 л.с.,5-ступенчатая механика, Lounge, 650 000 руб.ТЕСТОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ: 1,2 л, 104 л.с.,7-ступенчатая DSG, Style, 745 000 руб.ТЕСТОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ: 1,4 л, 95 л.с.,5-ступенчатый робот, Exclusive, опции, 681 000 руб.124 За рулем 10/2012122-124.126.1268-130.132.134-135(1_3V)_SEAT FIAT CITROEN.indd 12407.09.2012 14:00:11 | ТЕСТFIAT PUNTO, CITROEN C3, SEAT IBIZAподпором. Казалось, устроился –но теперь, сидя довольно высоко,неудобно выжимать сцеплениедо пола. А именно этого требуетсистема «старт-стоп», коварно заглушая мотор на светофорах. Придетсяее отключить или вновь подкорректировать посадку.На этом фоне в СЕАТе с первойсекунды чувствуешь себя так, словнокресло да и весь салон кроилипо твоим меркам. Вот он, «секретпростых мелодий»: вроде бы у всехмашин кресла современные, а какразнятся, если сравнить напрямую.В «Ситроен» зашли с тыла –с задних мест. За водителем ростомоколо 175 см такой же пассажирсможет устроиться, пусть с невеликим комфортом. В «Фиат» пассажирзалез с трудом. Ехать согласился,но только недолго. В СЕАТ, не потревожив водителя, все тому же пассажиру забраться просто не удалось.Плата за спортивную осанку автомобиля.Похвалив «Ситроен», пересаживаюсь в его переднее кресло. Мягко,не слишком плотно, но для размеренной езды в целом удобно. Особыхпретензий к эргономике тоже нет.Вот только рычаг роботизированной коробки двигается слишкомлегко, как-то безвольно. Кроме того,поскольку положения «паркинг»у него нет, нужно часто пользоватьсяручником, а для этого лучше поднять подлокотник – расположеныДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМодельFIAT PUNTOCITROEN C3SEAT IBIZAОБЩИЕ ДАННЫЕРазмеры, мм:длина/ширина/высота/база4065/1685/1490/25103941/1730/1524/24664061/1693/1445/2469колея спереди/сзади1473/14661465/14671465/1457Объем багажника, л270/1030300/1000 (VDA)292Радиус поворота, м5,45,15,2Cнаряженная/полная масса, кг1075/15451079/15811115/1566Время разгона 0–100 км/ч, с10,813,29,7Максимальная скорость, км/ч185184190Топливо/запас топлива, лA95/45A95/50A95/45Расход топлива: городской/7,5/4,7/5,77,4/4,4/5,57,0/4,4/5,3загородный/смешанный цикл, л/100 кмВыбросы CO2, г/км133127124ДВИГАТЕЛЬбензиновыйбензиновыйбензиновыйРасположениеспереди поперечноспереди поперечноспереди поперечноКонфигурация/число клапановР4/16Р4/16Р4/16Рабочий объем, смз136813971197Степень сжатия10,811,010,0Мощность, кВт/л.с.77/105 при 6500 об/мин70/95 при 6000 об/мин77/105 при 5000 об/минКрутящий момент, Н.м130 при 4000 об/мин136 при 4000 об/мин175 при 1550–4100 об/минТРАНСМИССИЯТиппереднеприводнаяпереднеприводнаяпереднеприводнаяКоробка передачM6A5А7 (DSG)Передаточные числа:3,91/2,16/1,48/0,97/3,42/1,81/1,28/0,97/0,77 /3,76/2,37/1,58/1,11/1,14/0,83/0,77/–/3,82–/–/3,580,94/0,78/4,28I/II/III/IV/V/VI/VII/з.х.Главная передача4,074,544,11/3,12/3,90ХОДОВАЯ ЧАСТЬ«Мак-Ферсон»/упругая«Мак-Ферсон»/упругая«Мак-Ферсон»/упругаяПодвеска: спереди/сзадипоперечная балкапоперечная балкапоперечная балкаРулевое управлениереечное с электроусилителемдисковые вентилируемые/ дисковые вентилируемые/ дисковые вентилируемые/Тормоза: передние/задниебарабанныебарабанныедисковыеРазмер шин195/55R16195/55R16215/45R16126 За рулем 10/2012122-124.126.1268-130.132.134-135(1_3V)_SEAT FIAT CITROEN.indd 12607.09.2012 14:00:18 FIAT PUNTO| ТЕСТFIAT PUNTO, CITROEN C3, SEAT IBIZA Дизайнерскими находками салон«Фиата»не блещет, нои отторженияне вызывает. Приборыв солнечную погодутускловаты.Показанияловишьне сразу. Выглядитнесколько мрачно,но в целом всеудобно.CITROEN C3 У «Ситроена» самыйнарядныйсалон.К счастью,не в ущербудобству. К французским приборампретензий нет:яркие, заметные, понятные. Климатик«Ситроена»работает четко.Магнитолатоженареканийне вызвала.SEAT IBIZA Салон СЕАТавыполненв фирменномстрогом стиле. Циферблатывнятные. А вотстолбик уровня топливав солнечнуюпогоду читается не оченьхорошо. С управлением магнитолой «Ибицы»явно перемудрили. Крометого, пару разона самостоятельноперепрыгивалана иную волну.128 За рулем 10/2012122-124.126.1268-130.132.134-135(1_3V)_SEAT FIAT CITROEN.indd 12807.09.2012 14:00:22  У «Фиата» в дорогойкомплектации кнопкина руле. Переключения шестиступенчатой механической коробки могли бытьи почетче. А работатьрычагом приходитсячасто. Заднее сиденье «Фиата»можно вытерпеть, толькоесли ехать очень нужнои притом недалеко. Подрулевые лепестки«Ситроена» с роботомне пижонство, а насущная необходимость дляэнергичной езды. К рычагу роботизированной коробки можнопривыкнуть. Но неуверенность при переходев «нейтраль» остается. В «Ситроене» наиболееудобное заднее сиденье.Не лимузин, конечно,но на фоне конкурентов –отлично! Система стабилизацииСЕАТа, как и в «Фиате»,отключается, но не полностью. Подрулевой блокуправления магнитолой«Ибицы» (на «Ситроене»аналогичный справа)удобен не менее, чемкнопки на руле. Заднее сиденье СЕАТаочень тесное. Похоже,«Ибица» создана по формуле 2 + 2.За рулем 10/2012 129122-124.126.1268-130.132.134-135(1_3V)_SEAT FIAT CITROEN.indd 12907.09.2012 14:00:26 | ТЕСТFIAT PUNTO, CITROEN C3, SEAT IBIZAони относительно друг друга бестолково. Что касается рычага коробки…Если бы только неудобство управления!ОТТЕНКИ БЫСТРОГОМузыканты знают: к термину allegroкомпозиторы добавляют с десятокслов, объясняющих исполнителю,как именно «быстро». У всех автомобилей хорошие современные,мощные моторы, но везут онипо-разному.По-моему, на корме нынешних машин с роботизированнымикоробками впору ставить специальные таблички, успокаивающие тех,кто сзади: дескать, он не «чайник»и не неумеха, у него просто коробкатакая.Чтобы не откатыватьсяна уклоне, трогаясь со светофора,на «Ситроене-С3» лучше использовать ручник или держать левую ногуна педали тормоза (тоже своего родаискусство!). В рваном городском ритмезадержка при переключениях не менеепротивна и даже опасна, чем при обгонах за городом. Приходится, поигрываяпедалью, не давать машине лишнийраз переключаться, используя тяговыевозможности мотора. Он-то как разнеплох! Ему бы нормальную коробкупередач – и 95‑сильный «Ситроен»практически на равных соперничал бы с «испанцем» и «итальянцем»,у которых на 10 сил больше. А так…Чтобы ехать энергично, не мешаяпотоку, лучше дергать подрулевымилепестками, слушая надрывную песнювозмущенного двигателя (на разгонеот 0 до 100 км/ч «француз» выдал аж80,2 децибела против 78,8 у «Фиата»и 78 у СЕАТа), которому не позволяютопустить обороты ниже 3500–4000.Мы снизили оценку за динамику всеголишь на балл, поскольку у машин разные коробки передач. Надо бы больше,но справедливости ради отмечу:ситроеновский робот хоть и не виртуозтрансмиссионного искусства, но работает не хуже аналогов.Механическая коробка передач «Фиату» вполне подходит.Однако хотелось бы более четкихпереключений. Поначалу возникаетощущение: на паспортные 105 силавтомобиль не едет. Но стоит набрать4000 об/мин, от «Пунто» словноотцепляют прицеп: машина обретаетлегкость и даже задор. Здорово, но длягорода не очень удобно. К тормозамтоже нужно приноровиться: педальчересчур чувствительна, машинаноровит клюнуть носом. Зато приторможении со 100 км/ч «Пунто»130 За рулем 10/2012122-124.126.1268-130.132.134-135(1_3V)_SEAT FIAT CITROEN.indd 13007.09.2012 14:00:32 | ТЕСТFIAT PUNTO, CITROEN C3, SEAT IBIZA  В «Фиате» самый маленький багажник:намерили 244 л полезного объема.  Багажник «Ибицы» – 264 л, всего на 4 лменьше ситроеновского.  У С3 самый большой и самый правильныйпо форме багажник – вмещает 268 л.и С3 с барабанными тормозами сзадипоказали очень хорошие результаты,лишь немногим хуже, чем у лидера –СЕАТа с дисками по кругу.«Ибица» с семиступенчатой короб‑кой DSG ожидаемо самая быстрая.Поставив рычаг коробки в положе‑ние S, начинаешь подозревать, чтопод капотом вовсе не 1,2‑литровый104‑сильный мотор, а нечто болеесолидное.Перед тем как заняться управ‑ляемостью, мы отдали должноеклиматикам «Ситроена» и СЕАТа.Тест пришелся на самые жаркие дни,и устройства работали очень эффек‑тивно. Если раньше на машинах такогокласса для достижения комфортнойтемпературы в салоне часто приходи‑лось выставлять максимально низкую,то эти климатики сделаны даже с запа‑сом. У «Фиата» обычный кондиционер,но и он работает на совесть.В МИНОРЕ И В МАЖОРЕи мягко, что о ней порой вовсе забыва‑ешь. Но плата за это – очень жесткаяподвеска: потряхивает даже на самыхмелких неровностях. На волнах жеповадки подпрыгивающего теннисногомячика просто раздражают.Неожиданно проявил себя«Фиат», чья управляемость оказаласьблизка к испанской. Сюда бы сиденьяпотолковее – закладывать быстрыевиражи стало бы еще интересней. Дажеесли, превышая разумную скорость,провоцируешь машину смещатьсянаружу поворота, она делает этоплавно и понятно. А еще в «Пунто»есть кнопка, переводящая рульв городской (облегченный) режим.На узких парковках – возможностьне вредная.А вот по комфорту на наших доро‑гах «Фиат» не превзошел испанскогоконкурента – тоже прыгает. Вдобавокшумит при этом побольше.Общая тенденция нашего времени –подвески компактных автомобилейстановятся все жестче. Логика в этоместь: моторы-то мощные, а машины,соответственно, быстрые. Хорошоэто или плохо – вопрос спорный,во многом связанный с условиями экс‑плуатации. Нужны вам от небольшогогородского автомобиля спортивныеспособности? К слову, псевдоспортив‑ный дизайн порой побеждает здравыйсмысл. Про тесные (мягко говоря)задние места «Ибицы» уже говорено.Добавим маленькие, в стиле зализан‑ного купе, зеркала. В повседневнойжизни куда логичнее честные «лопухи»«Ситроена».Ну а насколько СЕАТ спортивен?На нем по-настоящему приятно писатьбыстрые повороты. Автомобиль цепкодержится за асфальт, а система стаби‑лизации срабатывает настолько поздно132 За рулем 10/2012122-124.126.1268-130.132.134-135(1_3V)_SEAT FIAT CITROEN.indd 13207.09.2012 14:00:35 |Сергей Канунников:Александр Крапивин:Сергей Клочков:«Подбор автомобиля отчастисродни выбору музыкальногоинструмента. Удастся всесделать правильно –доставите радость себеи не будете раздражатьокружающих».«На дачу ни на одной из машиня бы не поехал. Но для городаодному-вдвоем – самое оно».«При замерах приятно удивилитормоза. Даже с барабанамисзади машины останавливаютсяне хуже иных старших моделей».СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ ШУМАВ САЛОНЕ, дБA (замеры ЗР)МодельFIAT PUNTOСкорость (передача) Максимум120 при разгоне80 (D) 100(D)(D) 0–100 км/ч67,5 68,1(IV)/ (V)/ 70,778,864,3 67,7(VI)(V)(VI)CITROEN С366,468,171,380,2SEAT IBIZA66,867,770,578,0Самый комфортный – «Ситроен»:на ровном шоссе отлично держитдорогу, не очень раскачиваетсяна пологих волнах. Однако терпетьне может более глубоких ямокс острыми краями. Задняя подвескавременами просто отказываетсяработать, оповещая об этом стуком,а машина пытается даже переставитьзадние колеса.В общем-то, это не опасно,но неприятно. И управляется С3неплохо, лишь крены великоваты.Но над задней подвеской не мешало быпоработать именно для наших дорог.НА РАЗНЫХ СТРУНАХУ этих машин, как и у инструментов,есть, конечно, нечто общее. И все жеразличий не меньше.Мелодия «Ситроена» звучитмягко, в умеренном темпе. Иногда,правда, совсем подтормаживает, словнозаигранный виниловый диск. И все жеС3 неплохой, довольно комфортныймалосемейный экипаж для повседневных городских нужд.«Фиат-Пунто» – немного эклектичное сочетание хорошей управля­емости с тесноватым салоном, не оченьбольшим багажником и своеобразнымсиловым агрегатом, заточенным подтемпераментных, не экономящихна переключениях водителях. Ну чемне упомянутая уже итальянская эстрада!СЕАТ: тем, кто готов заплатитьза небольшой автомобиль немаленькиеденьги, «Ибица» охотно споет нечтоэнергичное и зажигательное – порадуетдинамикой и отменными тормозами,хорошей управляемостью.Можно до хрипоты спорить, какиекачества важнее. Но лучше сравнитьи выбрать инструмент по своим талантам и потребностям. Надеюсь, мысмогли вам хоть немного помочь. 134 За рулем 10/2012122-124.126.1268-130.132.134-135(1_3V)_SEAT FIAT CITROEN.indd 13407.09.2012 21:03:02 приспособлены условно.Но особенно хотим обратитьвнимание на переднюючасть груженых СЕАТаи «Ситроена», чей просветуменьшился до 85 (!) мм.в стандартном положениикузова – при снаряженноймассе, а также при нагрузке:четверо взрослых и 50 кгв багажнике. Выяснили: всеавтомобили к такому грузуДорожный просвет – длянашей страны далеконе последний параметр. Мыизмерили его, как обычно,На правах рекламыСИЛА ПРИТЯЖЕНИЯЗАМЕРЫ ЗРМодельFIATPUNTOCITROENC3L1,мм955–1160990–1170SEAT IBIZA 970–1175L2,ммH,мм580– 1200830545– 1190780555– 1190805H 1,ммH2,мм1005B1,ммB2, L3min/max, B3min,ммммммH3,ммН4,ммVбаг.,л9601365 1280 610/1440 9805606759909251355 1305 615/1325 1020 57573010209301340 1295 700/1450 980790468244 728 (61) (39)449268 710 (61) (39)434264 734 (63) (37)МодельFIAT PUNTOДорожный Без нагрузки Полная нагрузкапросвет, мма11085b165125c190135580CITROEN C3М1,кг (%)М2, M (M1+M2),кг (%)кг119611591168SEAT IBIZAБез нагрузкиПолная нагрузкаБез нагрузкиПолная нагрузка13016016010511511011016019585115135FIAT PUNTO8 787877879887,7 Т есно на заднем сиденье, малыдорожный просвет и багажник,жестковата подвеска.87 888888877,8  С минимальной нагрузкой дорожный  Изматывающая коробка передач, просвет приличный; большой нет полноразмерного запасного багажник, комфорт на ровных дорогах. колеса.8SEAT IBIZA9  Продуманная эргономика. Хорошая управляемость.7CITROEN C3ЭксплуатацияДинамика8СервисБагажник7ГеометрическаяпроходимостьЗадняя часть8КлиматПередняячасть8Плавность ходаОбзор8Приспособленностьк РоссииКомфортШумОрганыуправления7ТормозаСиденьеМодельХодовыекачестваСалонПоведениена дорогеРабочее местоводителя788789 9  О тличные разгонная и тормознаядинамика, управляемость; удобноеводительское сиденье.Общая оценкаЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА АВТОМОБИЛЕЙ99787  Очень жесткая подвеска, мал дорожный просвет, заднее сиденье тесное.787,9Баллы проставляются коллегиально, группой экспертов ЗР. Оценка не является абсолютной, она показывает место машиныв данном тесте с конкретными соперниками. Максимальная оценка – 10 баллов (идеал). 8 баллов – норма для этого класса машин.122-124.126.1268-130.132.134-135(1_3V)_SEAT FIAT CITROEN.indd 13507.09.2012 14:00:45