Автопром: год потребителя

Прошедший год был переломным для российского рынка. В 2013-м многое будет по-другому и, прежде всего, для автопроизводителей. Из-за снижения темпов роста рынка серьезно обострится борьба за покупателя. Последний от этой войны только выиграет.

1_no_copyright_

1_no_copyright_

Чем запомнился год?

Для мирового автопрома уходящий год запомнится возвращением США на лидирующие позиции. В докризисные времена в стране продавалось до 17 млн автомобилей в год, и теперь постепенно показатели возвращаются к этой отметке. Не помешал успеху американских продавцов даже ураган «Сэнди». Несмотря на ощутимые разрушения на восточном побережье, дилеры быстро погасили дефицит спроса. Сказывается отложенный эффект «ручного управления» отраслью правительством Барака Обамы в период кризиса.

Последствия наводнения, вызванного ураганом "Сэнди" в США

Кстати, во время предвыборной кампании Обама остался верен себе и пообещал, что курс «экомодернизации» национального автопрома продолжится. Ожидается, что уже через два года по США будет разъезжать более миллиона электромобилей. Для этого из казны США выделяются миллионы долларов на технологические изыскания. Также перед «большой американской тройкой» (GM, Chrysler и Ford) стоит конкретная техническая задача: к 2025 году расход горючего каждой новой модели не должен превышать 4,3 литра на 100 км пробега.

«Китайский дракон» еще не выдохся, но уже близок к тому. За последние пять лет рынок страны вырос в пять раз и, вероятно, достиг предела. Нынешние программы стимуляции спроса положительных результатов уже не дадут, а новые рычаги у правительства Поднебесной пока не появились. Среди локальных событий страны можно отметить осенний демарш патриотически настроенных граждан республики в отношении иномарок японского происхождения.

Массовые протесты на улицах Пекина против претензий Японии на острова в Китайском море

Недовольство китайцев вызвали притязания Японии в отношении нескольких островов в Китайском море. В результате недальновидной внешней политики технологичные соседи потеряли большую долю от сладкого китайского пирога. Свято место, как известно, пусто не бывает, - образовавшуюся лакуну заполнили местные подразделения GM и Volkswagen.

Разумеется, производители Японии пересмотрели свои итоговые прогнозы в сторону существенного уменьшения. К тому же островное государство еще не до конца оправилось от последствий цунами. Да и сильную иену, увеличивающую себестоимость местного производства, никто не отменял. Тем не менее японские компании ищут пути выхода из этой ситуации. Весь год правительство страны поддерживало бизнес с помощью бонусов на покупку машин. А от валютных потерь и техногенных катастроф на родине японцы предпочли скрыться на сборочных площадках за границей. Инвестиции в действующие и новые производства существенно возросли.

В Европе дела идут неважно. Экономическая рецессия Старого света, прежде всего, отразилась на покупательской способности южных стран. В Испании итоговый результат продаж за этот год едва ли превысит миллион реализованных автомобилей. Италия «падает» второй год подряд. Ближе к зиме вслед за соседями вниз потянулась Франция, а концу года и локомотив Евросоюза – Германия. Только Великобритания, формально интегрированная в экономику Еврозоны, может похвастаться ростом автомобильного сектора, как на уровне продаж, так и производства.

«Проблема в том, что рынок Европы насыщен транспортом. Объемы держатся, в основном, за счет обновления нынешнего автопарка. А в такой ситуации тревожные новости очень сильно влияют на покупательное настроение людей. Иными словами, сообщения о возможном кризисе серьезно снижают желание людей выложить свои накопления за новый автомобиль», - рассказывает глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.

Несмотря на стагнацию рынков ведущих держав, общемировые продажи по итогам года все же вырастут примерно на 6%. И это произойдет во многом благодаря развивающимся регионам. Хорошие показатели продаж у Индии, Бразилии, Индонезии, Вьетнама, Таиланда и Тайваня. Борьба за эти торговые площадки усилится.

Спасение утопающих

В 2012 году обанкротившийся SAAB обрел очередного владельца – китайско-шведско-японский энергетический консорциум NEVS. Последние первым делом пообещали наладить в Тролльхеттане выпуск машин с нулевым выбросом CO2. Слухи о слиянии Peugeot с Opel не оправдались, впрочем, как и сообщения о ликвидации немецкого актива GM. Хотя одним заводом Opel в Германии американский концерн все же пожертвовал. Возможность еще одного стратегического альянса обсуждают Mazda и Fiat. Итальянцы в этом союзе ищут технологии, японцы – новые дилерские сети.

Кроме прочего, автопроизводители активно смотрят на такие экстремальные точки сбыта, как Африка и Ближний Восток. Нестабильная политическая ситуация и слабая покупательная способность не отменяют высокий потенциал этих регионов. Бюджетный автомобиль – это обязательный входной ключ на рынок такого государства. Этим объясняется большое количество дешевых седанов, украсивших выставочные стенды последних автошоу. Маржа от продажи подобных машин не приносит должной прибыли для автокомпаний. Но предприниматели научились экономить: в отличие от флагманских моделей линейки дешевые машины оснащают недорогими комплектующими из Китая, Вьетнама и Тайваня.

Новые правила игры

Российский рынок восстановился быстрее прогнозов. Специалисты предсказывали, что на этот процесс понадобится пять лет, но хватило и трех. «Суммарный рост рынка за все предыдущие месяцы года позволяет прогнозировать, что в целом по итогам 2012 г. будет продано не менее 2,9 млн пассажирских и легких коммерческих автомобилей», - комментирует председатель Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер.

Золотым месяцем для российских дилеров стал август – рекорд ежемесячных продаж за все время. Рейтинг крупнейших продавцов на нашем рынке по-прежнему возглавляет АВТОВАЗ. Модели Lada Priora (115 522 проданных машины, по данным АЕБ на декабрь), Kalina (113 795) и Granta (107 998) – это лидеры десятки лучших. Бюджетник Hyundai Solaris занимает четвертое место в списке популярности (103 580) с 20-процентным приростом продаж. Следом идут Ford Focus (82 388), Kia Rio (79 190), Volkswagen Polo (64 241), Lada Samara (62 732), Chevrolet Cruze (57 999), Renault Logan (54 924).

Российский автогигант медленно теряет основного покупателя – регионального клиента. Все чаще традиционные владельцы Lada делают выбор в пользу так называемых «народных иномарок». Положение АВТОВАЗа должно улучшиться с полным переходом под контроль Renault. Под конец года появилось СП с участием альянса Renault-Nissan и ГК «Ростехнологии». Покупка мажоритарной доли должна окончательно привести российское предприятие к общеальянсовым стандартам качества продукции. Стратегия импортного менеджмента предполагает выпуск под брендом Lada кроссоверов, легкого коммерческого транспорта и минивэнов.

Руководство и собственники АвтоВАЗа подписывают соглашение об СП с главой Renault Nissan Карлосом Гоном

Еще одно наиболее важное событие года – вступление в ВТО. Несмотря на открытие торговых границ, падения цен на новые машины не произошло. Впрочем, как и активного ввоза бэушных иномарок, как опасались эксперты. Правительство России предусмотрело такую возможность и подстраховалось, введя заградительный барьер в виде утилизационного сбора. На рынке подержанных авто наметилось общее снижение цен. Дело в том, что кредитные автомобили, купленные в тучные докризисные годы, теперь стали активно поступать на «вторичку».

Год 2013-й особого оптимизма производителям не обещает. «Впервые за более чем два года российский автомобильный рынок не растет, и продажи держатся на уроне аналогичного периода прошлого года, - подытожил глава АЕБ. – Текущая ситуация в дилерских центрах по всей стране такова, что мы не ожидаем быстрого возобновления роста в ближайшее время. Активность покупателей новых автомобилей в последние несколько месяцев была более низкой по сравнению с предыдущим годом, а это рано или поздно должно было сказаться на уровне продаж».

По мнению аналитиков, отечественный рынок на данном этапе пришел к определенному пределу емкости. «Дело в том, что автокомпании еще не работали на таком российском рынке. Раньше либо торговали автомобилями как горячими пирожками, либо выживали во время кризиса. А теперь придется придумывать новые стратегии», - поясняет Целиков. Если суммировать заявленные планы автокомпаний, то выйдет более 4 млн машин в год. А емкость рынка – около 3 млн штук в год. В такой ситуации борьба за клиента обострится. «Вероятно, дойдет до того, что многие компании развяжут ценовые войны. Клиента будут заманивать с помощью всевозможных подарков и бонусов», - резюмировал эксперт. Это тенденция касается не только России. Нужно признать, что автомобиль становится как никогда доступным во всем мире. Вынужденные конкурировать в жестких условиях автокомпании преподнесут немало сюрпризов для потребителя.

Подпишитесь на «За рулем» в