Как будем жить (и на чем ездить) после коронавируса: прогноз эксперта

Пандемия подкосила бизнес и привела к пере­смотру концепций развития человечества. Теперь иначе оцениваются риски, с которыми сталкиваются десятки миллионов людей, проживающие на небольшой территории.

Коронавирус, «человейники» и личная безопасность

В принципе, пользователи общественного транспорта давно заметили, что именно они являются группой риска для острых респираторных инфекций. Вирус гриппа не существует без автобусов, трамваев и метрополитена. В час пик в метро допускается плотность размещения людей до девяти человек на квадратный метр! Но есть станции московского метрополитена – например, легендарное «Выхино» – где в час пик люди стоят плотнее, хотя это трудно даже представить. Один человек чихнул – и несколько десятков соседей получили порцию вируса и отправились температурить по домам.

Долгая борьба с личными автомобилями разбилась о коронавирус. Теперь даже ярые урбанисты признают, что частному транспорту альтернативы нет.

Сейчас же все разумные люди смотрят на общественный транспорт как на источник повышенной опасности заражения вирусом, который гораздо опаснее, чем грипп.

В Москве впервые в истории на личных автомобилях стали передвигаться активнее, чем в автобусах и метро вместе взятых. В некоторые дни на автомобилях перемещалось вдвое больше людей, чем в общественном транспорте! И это несмотря на то, что парковка в столице по-прежнему платная и одна из самых дорогих в мире, а за нарушения штрафуют по прежнему тарифу. Люди осознали, что автомобиль – это не только комфорт, но и безопасность в широком смысле этого слова.

Опросы общественного мнения в Европе показали, что количество людей, пользующихся общественным транспортом, после пандемии может оказаться на 20% ниже обычного. Например, пассажиропоток в лондонских автобусах и лондонском метро может упасть на 40% от «докоронавирусного» уровня! Почему? Часть пассажиров общественного транспорта просто будет меньше ездить.

Автомобиль и «удаленка»: вот наше будущее

«Удаленка» поставила вопрос о переосмыслении развития городских пространств. Работая удаленно, вы можете находиться где угодно – даже в другой стране. Раньше всех по такой схеме начали работать программисты, а сейчас оказалось, что почти 40% классических рабочих мест могут быть безболезненно переведены в удаленный формат. Столь массовый переход на «удаленку», пусть даже из соображений личной безопасности, резко сократит трафик как в общественном транспорте, так и на дорогах.

Многие переедут жить за город. Там тише, чище воздух. Однако – без машины никуда. За продуктами, отвезти детей к репетитору – всё на автомобиле! Постепенно станет падать интерес к низкокачественному жилью в «человейниках» – будет расти спрос на более человеческие форматы.

***

Конечно, выводы делать рано. Сильно пострадала экономика, много рабочих мест потеряно, и когда все восстановится и в каком виде – не знает никто. Но очевидно, что столь серьезная мировая встряс­ка изменит образ жизни многих людей вне зависимости от возраста и страны проживания. Дивный новый мир, возможно, уже стоит на пороге и тянет руку к дверному звонку. Приготовьтесь, скоро надо будет открывать.

Автор: Пётр Шкуматов

Подпишитесь на «За рулем» в