Получить водительские права все сложнее. Интересно почему?

С апреля практический экзамен на водительские права идет по новым правилам, но легче не стало.

За первые двадцать дней апреля из 209 тысяч соискателей лишь 71 тысяча получила права. Остальным влепили «неуд». Кто полагал, что отмена практической части экзамена на «площадке» облегчит жизнь, жестоко ошибся.

Компенсация «площадки»

«Площадка» как бы отменена, но не полностью. Отныне она просто необязательна, но ряд упражнений ГИБДД по-прежнему вправе проверять на площадке. И уж точно не отменены маневры, которые раньше на ней оценивали, – просто теперь экзаменуемые демонстрируют их в реальных условиях.

Никуда не делись классические нелюбимые «троганье в горку» и «заезд задним ходом в бокс под 90 градусов». И два вида параллельной парковки. Хуже того, теперь у экзаменатора в руках бумага с 19 позициями-упражнениями (четыре из них – для категорий от С и дальше). Проверить надо всё.

15 УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ КАТЕГОРИИ B

1. Постановка на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов
2. Постановка на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом
3. Разворот при ограниченной ширине проезжей части с использованием движения задним ходом
4. Остановка и начало движения на подъеме и на спуске
5. Постановка параллельно краю проезжей части при движении по направлению вперед
6. Проезд регулируемого перекрестка (при его наличии)
7. Проезд нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог (при его наличии)
8. Проезд нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог
9. Левые и правые повороты
10. Проезд желез нодорожного переезда (при наличии)
11. Перестроение на участке дороги, имеющей две или более полосы для движения в одном направлении (при наличии)
12. Обгон или опережение
13. Движение с максимальной разрешенной скоростью
14. Проезд пешеходных переходов и мест остановок маршрутных транспортных средств
15. Торможение и остановка при движении на различных скоростях


Финальных оценок, как и прежде, две: сдал и не сдал.


Экзамен прекращается, если испытуемый нарушил какое-нибудь правило дорожного движения – взял в руку телефон или заехал за стоп-линию. Или просто думал более 30 секунд, прежде чем исполнить указание инспектора. Дважды заглохший двигатель и излишние касания педали тормоза – до свидания.


По сути, ничего не поменялось. А «горку» и «бокс задом», пожалуй, морально легче исполнять среди конусов, чем среди машин и людей.

Недоучки на дорогах

ГИБДД поведала, что чаще всего кандидаты не уступают дорогу (создают помеху тем, у кого преимущество), нарушают требования разметки, не включают указатели поворота, неуверенно управляют автомобилем. Много проблем с параллельной парковкой и заездом в бокс.

Положа руку на сердце, эти же недоработки вкупе с пользованием телефоном мы постоянно видим в исполнении водителей, давно получивших права. Так что упрекать ГИБДД в предвзятости нет повода.

Тогда возникает вопрос к автошколам: плохо научили? Нормативы практических занятий не так давно увеличили: 54 часа для «автомата», 56 для «механики». Можно и больше – за дополнительную плату.



В любом случае, первые 24 часа посвящены медленной езде по квадрату и отработке остановок и парковок. Если перевести часы в реальные километры, то накат выйдет невеликий. И он слишком зависит от уклада жизни в том или ином населенном пункте. Кто-то за два часа наездит 30 км, а кто-то 10 км, остальное время обучаясь стоянию на светофорах. Норматива по километражу нет и, скорее всего, именно это побуждает автошколы превращать час в «академические» 45 минут и вообще всячески экономить дорожающее топливо.


***



Может, пора нормативы исчислять в километрах? Нет, рано. В верхах обдумывают другой план: из 56 часов вождения площадке оставить 18, а городу дать 38. Вряд ли это повысит процент сдачи экзамена с первого раза, но, может, включенные поворотники мы станем видеть немного чаще.


Подпишитесь на «За рулем» в