ЗИС-Спорт и ГАЗ-А-Аэро — пропавшие спорткары из СССР — журнал За рулем

ЗИС-Спорт и ГАЗ-А-Аэро — пропавшие спорткары из СССР

За ночь разобрать стену московского Дома Союзов (в прошлом — Дом благородного собрания) и восстановить ее так, словно ничего не трогали, — это по-ударному, по-советски. А для чего? Чтобы затащить в здание огромный пижонский родстер — автомобиль, который в 1939 году появился буквально чудом.

Продолжаем рассказ об удивительных, необычных для СССР экспериментальных автомобилях 1930‑х годов. Про четырехосный грузовик ЯГ‑12 читайте тут, про автобус Гигант ЯА-2 — тут.

Самое вкусное, как обычно, приберегли напоследок. И это — спорткары!

­ЗИС-Спорт — комсомольский шик-модерн

Родстер строили к юбилею, но появился он совсем случайно. Темой дипломного проекта работавшего на ЗИСе Анатолия Пухалина был «скоростной автомобиль». И, конечно, молодому инженеру хотелось воплотить идею в жизнь.

Фантазера поддержали такие же юные коллеги: Владимир Кременецкий и Николай Пульманов. А нарисовать кузов охотно согласился художник Валентин Ростков — в будущем дизайнер нескольких моделей ЗИС и ЗИЛ.

Создатели спортивной машины называли ее «шик-модерн», но задумали они не просто необычный элегантный кузов, а действительно спортивный автомобиль. Поэтому в обеих зависимых рессорных подвесках автомобиля, который принято называть ЗИС-Спорт, заимствованных от серийного ЗИС‑101, появились стабилизаторы.


ЗИС-Спорт и ГАЗ-А-Аэро — пропавшие спорткары из СССРРодстер ЗИС-Спорт отличал авангардный дизайн работы Валентина Росткова.
Родстер ЗИС-Спорт отличал авангардный дизайн работы Валентина Росткова.

ЗИС-Спорт и ГАЗ-А-Аэро — пропавшие спорткары из СССРЗИС-Спорт отчасти напоминал американский Buick Y‑Job 1938 года. Авангардные машины гармонично смотрелись бы рядом.
ЗИС-Спорт отчасти напоминал американский Buick Y‑Job 1938 года. Авангардные машины гармонично смотрелись бы рядом.


Взялись форсировать и стандартный двигатель. Начальство поначалу смотрело на затею комсомольцев скептически, но ведь они занимались своим «шик-модерном» в нерабочее время.


И тут о машине стало известно помощнику директора ЗИС Ивана Лихачева, а по совместительству — тоже комсомольскому активисту. Именно он «доложил вопрос» грозному директору так, что проект попал в список «подарков матери Родине» к двадцатилетию комсомола, которое отмечали аккурат в 1938‑м.


Наверняка молодые фантазеры не довели бы дело до конца, если бы не приказ самого Лихачева, и, как следствие, подключение к постройке родстера всех необходимых для этого цехов.


ЗИС-Спорт и ГАЗ-А-Аэро — пропавшие спорткары из СССРРодстер ЗИС-Спорт получился очень длинным — 5600 мм. Лишь на 150 мм короче лимузина ЗИС‑101.
Родстер ЗИС-Спорт получился очень длинным — 5600 мм. Лишь на 150 мм короче лимузина ЗИС‑101.


Машина длиной аж 5600 мм и с колесной базой 3570 мм (немногим меньше, чем у лимузина ЗИС‑101) обрела мотор увеличенного с 5,8 л до 6,06 л рабочего объема. Рядная «восьмерка» с алюминиевой головкой развивала 141 л.с. при 3300 об/мин. Прилично по тем временам. Скажем, «восьмерка» немецкого Хорьха‑853А выдавала максимум 120 л.с. - правда, с рабочего объема 5 л. И Horch был серийным автомобилем.


Коробку передач для ЗИС-Спорт тоже сделали специально — с синхронизаторами и даже с повышающей передачей.

ЗИС-Спорт и ГАЗ-А-Аэро — пропавшие спорткары из СССРДвигатель на шасси ЗИС-Спорт максимально сместили назад, а обе подвески имели стабилизаторы.
Двигатель на шасси ЗИС-Спорт максимально сместили назад, а обе подвески имели стабилизаторы.

ЗИС-Спорт и ГАЗ-А-Аэро — пропавшие спорткары из СССРГотовое шасси ЗИС-Спорт с форсированным 141‑сильным рядным восьмицилиндровым двигателем.
Готовое шасси ЗИС-Спорт с форсированным 141‑сильным рядным восьмицилиндровым двигателем.


Информация о машине попала в «Комсомольскую правду» уже 17 октября 1938 года. Но эффектный автомобиль на рисунке к газетной заметке с реальным родстером не имел практически ничего общего.


А машина получилась поразительная. Она не копировала ни один зарубежный аналог, хотя отчасти и напоминала американский концепт Buick Y‑Job того же 1938 года. Не факт, кстати, что молодые фантазеры видели хотя бы фотографию того Бьюика.


Особенно авангардно у ­ЗИС-Спорт выглядела необычная решетка радиатора и утопленные в кузов большие фары.

ЗИС-Спорт и ГАЗ-А-Аэро — пропавшие спорткары из СССРДля скоростных заездов на капоте ЗИСа соорудили мощный воздухозаборник.
Для скоростных заездов на капоте ЗИСа соорудили мощный воздухозаборник.

ЗИС-Спорт и ГАЗ-А-Аэро — пропавшие спорткары из СССР
Доделать машину в 1938‑м, а значит к комсомольскому юбилею, не успели. Только осенью 1939 года родстер, разобрав ту самую стену Дома Союзов, показали делегатам московской партконференции, включая членов политбюро. Машина им понравилась. Но испытания отложили уже на 1940‑й.


ЗИС-Спорт готовили к первенству страны по автогонкам, которое так и не состоялось. Но на испытаниях автомобиль развил рекордные для СССР 162,46 км/ч. До плановых 180 км/ч, о которых мечтали молодые инженеры, было уже недалеко. Но, как водится, после юбилея интерес начальства к родстеру поутих. А потом началась война. Куда пропал единственный ЗИС-Спорт после спешной эвакуации завода в октябре 1941‑го, не могли вспомнить даже ветераны завода.


ГАЗ-А Аэро — экспериментальная аэродинамика

Обтекаемое аэродинамическое купе, построенное еще в 1934 году, как и ­ЗИС-Спорт, не стыдно было бы выставить на международном автосалоне. Но об этом никто, конечно, не думал. Тем более, что потенциальный шоу-стоппер создали не в модном кузовном ателье, а в Военной академии механизации и моторизации РККА. Именно там адъюнкт кафедры бронеавтомобилей Алексей Никитин озаботился темой аэродинамики.


ЗИС-Спорт и ГАЗ-А-Аэро — пропавшие спорткары из СССРГАЗ-А Аэро не стыдно было бы выставить на международном автосалоне.
ГАЗ-А Аэро не стыдно было бы выставить на международном автосалоне.


Авангардный двухдверный кузов поставили на стандартное шасси ГАЗ-А — единственного на тот момент отечественного серийного легкового автомобиля. Машина с закрытым кузовом, сделанным по тогдашним европейским технологиям (деревянный каркас, обшитый сталью), оказалась немного тяжелее стандартного открытого «газика». Но благодаря куда лучшей аэродинамике (Сх = 0,207) максимальная скорость выросла с 90 км/ч до 106 км/ч, а экономичность улучшилась в среднем на четверть.


ЗИС-Спорт и ГАЗ-А-Аэро — пропавшие спорткары из СССРАэродинамический кузов Алексея Никитина на шасси ГАЗ-А в работе, 1934 г.
Аэродинамический кузов Алексея Никитина на шасси ГАЗ-А в работе, 1934 г.


За эту работу Никитина наградили денежной премией и даже автомобилем ГАЗ-А. Правда, битым — после аварии. Автодору предписали помочь инженеру с восстановлением машины. Помогли ли, неизвестно, но надеюсь, так и случилось.

А Никитин тем временем переключился на куда более актуальную танковую тематику. Машину, которую принято называть ГАЗ-А Аэро, как и другие чудеса 1930‑х, тоже смыл поток времени. Ну, можно ли себе представить, что, словно где-нибудь во Франции или даже в Чехословакии, какое-нибудь советское кузовное ателье стало бы делать нечто подобное на заказ?


***

От тех машин остались не только старые фото. Всё-таки инженеры и мастера, которые их делали, накапливали некий опыт. Но главное, думаю, в том, что они искренне старались сделать сказку былью. И в известной мере преуспели в этом деле. А это, несомненно, заслуживает уважения.



Американский аналог

Создание репликаров — копий отечественных автомобилей прошлого — сейчас — модное занятие. Одним из первых оказался, понятно, легендарный ЗИС-Спорт. Машину воссоздала мастерская «Молотов Гараж». Правда, автомобиль почему-то окрасили в синий цвет (оригинал, по воспоминаниям современников, был зеленым), да еще и салон сделали белым. Получилась скорее не копия, а современное представление о том, каким бы мог быть шикарный советский родстер 1930‑х. Нынче машина в огромном музее на Урале — в Верхней Пышме.

ЗИС-Спорт и ГАЗ-А-Аэро — пропавшие спорткары из СССРРеплика родстера ЗИС-Спорт мастерской «Молотов Гараж».
Реплика родстера ЗИС-Спорт мастерской «Молотов Гараж».



  • Невероятные концепты времен перестройки — тут.
  • «За рулем» теперь можно читать в Instagram.


Фото: из архива «За рулем»

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем на Яндекс.Дзен
Оцените материал
4:0
Загрузка...