Дерево, клей, вода! Из чего сделали эту малолитражку
Не хуже конкурентов
Описание Трабанта звучит достойно: передний привод, поперечный двигатель, независимые подвески, легкие пластиковые панели кузова. Снаряженная масса 620 кг позволяла автомобилю быть резвым даже при маломощном моторе.
А вот двигатель сегодня кажется полной архаикой — двухцилиндровый, воздушного охлаждения, да еще и двухтактный – работает на смеси бензина и масла.
Подвески — полностью независимые, но обе на поперечных рессорах.
Но в 1950-х и даже в начале 1960-х большинство европейских «народных автомобилей были такими.
Кузов из «дуропласта»
Одной из мишеней постоянных издевательств стал кузов из так называемого дюропласта (который тут же окрестили «дуропластом»). Пластиковые панели Трабанта изготавливали из отходов хлопкового производства, пропитывали специальным составом и крепили на стальной каркас.
Технология в то время была прогрессивной. Изобрели ее немцы перед войной. Металл шел на военные нужды, автопроизводителям его не хватало, а спрос на микролитражки был огромный. Приходилось выкручиваться.
Смех смехом, а материал получился довольно прочным. К тому же - не ржавел.
Дитя войны и дефицита
Трабант – вообще во многом детище непростой истории пред- и послевоенной Германии. Его конструкция пришла из 1930-х — от очень популярных и первых в Германии переднеприводных микролитражек DKW с 2-цилиндровым мотором объемом 0,7 л. Эти машины завезли к нам в качестве трофеев. Советские остряки тут же расшифровали DKW как «Дурак, Кто Выдумал» и «Дерево, Клей, Вода» (панели кузова были из фанеры, обтянутой кожзамом).
Саксонский город Цвиккау, где располагался завод, после окончания Второй мировой войны стал частью социалистической ГДР. Там и возобновили производство машин – под именем IFA. Сменилось только имя – конструкция повторяла довоенную.
Позже машину модернизировали – оснастили 17-сильным мотором объемом 0,5 л, обшили деревянный каркас пластиковыми панелями и назвали Zwickau (Цвиккау).
Спутник, застрявший во времени
С 1964-го на Trabant 601 ставили мотор объемом 0,6 л мощностью 23 л.с. А с 1969-го – 26 л.с. Тот же мотор стоит и на машине 1985 года выпуска (версия 601S). И до начала 1990-х машину почти не меняли.
Trabant – показательный пример, во что может превратиться вполне приличный автомобиль, если не следить ни за его дизайном, ни за инженерией.
В 1950-х Trabant был не хуже многих капиталистических аналогов. В 1960-х начал устаревать. В 1970-х стал смешным. А в 1980-х смотреть на него стало грустно.
Машины в ГДР и других соцстранах продолжали покупать. Но только потому, что выбора не было. И уж точно, без прежнего восторга.
Сколько сантиметров бензина?
У Трабанта немало конструктивных особенностей. Например, дефлекторы на боковых дверных стеклах стоят не снаружи, а внутри. А рычажки механического корректора расположены под фарами. Правда, положения всего два – вверх или вниз.
Двухцилиндровый мотор мощностью 26 л.с. – двухтактный. В бензин в соотношении 40:1 добавляют моторное масло. Заливают смесь в стоящий под капотом 26-ти литровый бачок. Паспортный расход топлива — 9 л на 100 км, особо не разгуляешься.
Пожалуй, самый интересный раритет — пластмассовая мерная линеечка для бензина. Ведь на приборной панели нет указателя уровня топлива. Есть лишь сигнальная лампочка низкого уровня. Когда она загорается, надо переключиться на резерв рычажком под панелью. Точные замеры проводили с помощью этой самой линеечки.
Трабант + телевизор = символ достатка
Trabant 601S — универсал. Базовым был седан, но универсалы ценили больше. Неслучайно на рекламных фото можно было увидеть сцену: счастливые молодые супруги грузят в Trabant огромный телевизор.
Чтобы сложить сиденье, надо снять полку, отвернуть барашек под подушкой и вынуть два штыря по бокам. Телевизор сюда действительно войдет. Холодильник – вряд ли.
Эконометр и печка выхлопом
Печка устроена примерно, как в западногерманском Volkswagen Kaefer. Воздух идет по кожуху вдоль выпускной системы и, нагреваясь, без всяких вентиляторов отправляется в ноги и к стеклу.
Нервным поборникам чистоты воздуха на корму автомобиля на ходу лучше не смотреть. У двухтактников — особая дымность. Особенно, если машина не до конца прогрета. К подрулевому рычагу, похожему на вставленную под панель кочергу, надо привыкнуть – потом она кажется даже удобной. Передач — четыре.
Едет резво
Всего 26 сил, но ведь на 600 с небольшим килограммов массы.
Разгон до 100 км/ч — 20 с, максималка у универсала по паспорту — 103 км/ч. Примерно, как у нашего Запорожца. Подвеска на поперечных рессорах комфортная. Тормозов при таких скоростях и такой массе хватает.
Смеялись, но покупали
Делали Трабанты аж до 1991 года. Последний год — с 40-сильным мотором 1,1 л от Volkswagen Polo. Вернуть интерес покупателя, у которого к тому времени появилась возможность выбирать, не удалось.
Но Trabant по праву вошел в историю. Хотя бы потому, что сделано было более 3 млн. экземпляров – больше, чем наших Запорожцев. Выпускали немецкий народный автомобиль почти три с половиной десятка лет.
Кстати, отсмеявшись и наругавшись, автолюбители начали беречь, реставрировать и коллекционировать эти смешные автомобильчики. Теперь они поднимают людям настроение. Неплохой итог жизни.
- Прагматичный способ улучшить комплектацию автомобиля — рейлинги на крышу. Их и другие полезные автоаксессуары на лучших условиях предлагает наш интернет-магазин.
- Столкнулись с обледенением стекла и щеток? Воспользуйтесь щетками с подогревом BURNER! Хотите, чтобы боковые стекла оставались чистыми, — приобретите водосток лобового стекла.
- «За рулем» теперь можно читать в Instagram.