118
йоимиблами"ГОЛЬФ"-"КАДЕТ": 1 ЗАМЕНА СЦЕПЛЕНИЯТест-ремонтПрактика показывает, что дольше всего сцепление служит на автомобиле неазартной женщины, уже научившейся хорошо водить машину. При нежном и точном обращении этот механизм нормально работает 150 тыс. км, а то и больше. Но сейчас разговор пойдет о том времени, когда учиться деликатно работать педалями уже поздно - пора подумать о ремонте. Итак, регулировочную гайку на вашей машине можно крутить в любую сторону с одинаково бесполезным результатом - диск сцепления изношен, и преодоление, скажем, затяжного подъема становится проблемой, поскольку муфта пробуксовывает. Убедиться в неисправности поможет несложный тест: затяните ручной тормоз, включите третью передачу и примерно при 2000 об/мин очень плавно отпустите педаль сцепления. Если мотор не заПотенциальных покупателей, особенно в нашей стране, зачастую больше всего интересуют эксплуатационные качества автомобиля, среди которых ремонтопригодность - не последнее. В это понятие входят доступность узлов и агрегатов; возможность применения универсального (а не специального) инструмента; простота проведения работы и, конечно, затрачиваемое время. К сожалению, все это можно понастоящему оценить, лишь когда сам обслуживаешь или ремонтируешь машину. Своими наблюдениями делятся Никита ЗУБОВ и Аркадий АЛЕКСЕЕВ, сравнивая две распространенные в России модели "Фольксваген-Гольф-11" (с двигателем 1,3 л) и "Опель-Кадет-Е" (с мотором того же объема) по удобству выполнения такой характерной операции, как замена сцепления. лей", "москвичей") нужен центрирующий валик, чтобы правильно установить диск сцепления. Можно и без него, только устанавливать коробку передач будет намного труднее. А вот для "Кадета" этот валик не понадобится, да и ключей нужно намного меньше. Почему? Просто в "Гольфе" для выполнения этих работ необходимо демонтировать коробку передач, в "Кадете" же - нет. Займемся "Гольфом". Сперва придется отсоединить аккумуляторную батарею, затем - подвесить двигатель (рис. 1). Сделать это можно, установив деревянный брус (металлическую трубу) вдоль или поперек моторного отсека. В первом случае опорами будут место замка капота и моторный щит, а во втором - отбортовка крыла, по которой идет ряд крепящих крылья болтов. Затем привязываем двигатель к брусу цепью или тросом за проушины, расположенные в районе первого и четвертого цилиндров на головке блока. При этом необходимо ослабить болты крепления двигателя и коробки передач к подушкам. Далее отсоединяем тросы спидометра и сцепления, электропровода от стартера. Снимая стартер, обратите внимание - он крепится тремя болтами разной длины! Чтобы извлечь стартер, придется ослабить крепление впускного коллектора. Остается отсоединить валы приводов колес, тягу переключения передач (обязательно пометив положение пальца) и консоль, которая держит коробку и одновременно соединяет ее с мотором. Если после этого двигатель заметно опустился и шланги системы охлаждения натянулись, лучше слить жидкость и разъединить эти шланги, иначе в самый неподходящий момент можно "принять душ". Теперь, наконец, все готово для того, чтобы вывинтить болты крепления коробки передач. Кстати, под нее неплохо подложить, например, деревянный брус, чтобы снимаемый агрегат не шлепнулся с размаху на пол. Отодвигаем коробку передач от мотора, действуя мощной отверткой, а затем, слегка покачивая руками, снимаем ее и опускаем на подложенный брус. А как дела у владельца "Опеля-Кадет", о котором мы почти забыли? Он только что пришел в гараж и первым делом снял небольшой лючок внизуРис. 1. Вывешивание двигателя.глохнет, значит, сцепление буксует пора доставать кошелек или применить свои инженерно-слесарные навыки. Работа на фирменном сервисе обойдется (без цены деталей) примерно в $300, у гаражных умельцев раза в два дешевле. Или, конечно, несколько часов личного времени. Стоимость деталей для "Гольфа" и "Кадета" примерно одинакова - комплект из выжимного подшипника, корзины и диска стоит 100-120 долларов. Учтите, по отдельности выйдет дороже - 30, 80 и 50 долларов соответственно. В любом случае не стоит брать турецкие запчасти, а также детали без клейма "made in..." Дальше начинаются различия. Для работы с "Гольфом" (как и для "жигу118 ЗА РУЛЕМ 9/96