108
ВАЗ-2131Пробег редакционной пятидверной "Нивы" перевалил за 20 тысяч километров. Несмотря на щадящий режим эксплуатации (ВАЗ-2131 редко съезжал с магистралей на бездорожье), бороться со всевозможными неисправностями приходилось часто, Расскажем о том, какие сюрпризы преподнес автомобиль, и опишем способы их устранения. Одна из самых опасных поломок проявилась во время очередной командировки. Впервые ВАЗ-2131 основательно загрузили: три человека, сумки с личными вещами, фотоаппаратура, инструмент, запасные части, канистры с бензином. Город покинули благополучно. Но, когда машину стало потряхивать на щербатом асфальте шоссе, под туннелем кузова, близ рычага ручного тормоза, стал отчетливо слышен скрежет. И чем сильнее сжимались пружины подвески на неровностях, тем продолжительнее нервировали нас неприятные звуки. Сбросив скорость и тщательно объезжая ямки, добрались-таки до пункта назначения. Разгрузили автомобиль и при первой же возможности загнали его на яму, чтобы осмотреть днище. Картина открылась весьма неприглядная. Когда утяжеленная поклажей и людьми "Нива", минуя дорожные ямы, проседала глубже, чем обычно, карданный вал доставал... до трубок бензобака, проложенных в туннеле кузова. К счастью, отделались небольшими вмятинами на трубках, до сквозных дырок дело не дошло. Иначе мы в лучшем случае оказались бы посреди шоссе с пустым баком, в худшем - тушили бы пожар. Причина неисправности весьма прозаична - чахлые крепежные петельки, приваренные к днищу, разогнулись под весом бензопровода и он просел. Неудивительно: их так легко смять пальцами, что сразу становится ясно - бензотрубки 1 08 ЗРЛМ 99 АУЕ /6для них непосильная ноша. Пришлось взять молоток и через деревянную проставку осадить трубки вглубь туннеля, подальше от карданного вала. Работали с большой осторожностью (был риск смять бензопровод или оторвать его от бака), но цели достигли - скрежет пропал. Приобретенный опыт позволяет дать совет общего характера. Когда вы в первый раз основательно загрузили автомобиль (любой модели), не спешите на трассу, а совершите пробную поездку. Притаившиеся дефекты лучше выявить заранее. Следующий узел, запросивший ремонта, - передняя подвеска. На 12-й тысяче (!) пробега заскрипела правая нижняя шаровая опора, а на 14-й - левая. Провели основательную ревизию ходовой, но заметных люфтов не обнаружили. Прямо-таки напрашивался эксперимент проверить "живучесть" опор, работающих без смазки. Но ресурсные испытания вскоре пришлось свернуть - на ходу шаровые издавали такой душераздирающий скрежет, что оборачивались инспектора ГАИ. Решили не ждать "кончины" деталей и заменили их новыми. Возня с подвеской сопровождалась одним забавным эпизодом. Чтобы облегчить доступ к узлам шасси, понадобилось снять передние колеса. Гайки крепления сами не отвинчивались, проколов шин пока не было - колеса не трогали с ноября 1995 года. А зря: за зиму вода с солью сделала черное дело. Диски из легкого сплава, которыми укомплектована редакционная "Нива", снабжены изящными декоративными крышечками. Они крепятся к диску стальным болтом с головкой под шестигранный ключ. Сталь и цветной сплав под действием "химически активной" грязи намертво прикипели друг к другу. Снять крышечки и добраться до колесных гаек удалось, потратив день на подготовительные работы. Соединение каждый час смачивали жидкостью WD40, обстукивали молотком и даже грели паяльной лампой. Лишь к вечеру после многих бесплодных попыток болты стронулись. При этом загубили два ключаотечественного производства и только хромированный импортный с грехом пополам выдержал. А счастливым обладателям красивых литых дисков настоятельно рекомендуем снимать на зиму декоративные крышки. Помимо крупных неисправностей продолжают беспокоить отказы некачественных комплектующих. В очередной раз затарахтел вентилятор отопителя, перестал работать в прерывистом режиме очиститель ветрового стекла, буквально рассыпался насос омывателя. Без видимых причин треснули в нескольких местах пластмассовые окантовки водостока крыши. Залив по весне воду в омыватель заднего стекла, обнаружили, что виниловая трубка от бачка к форсунке перебита винтом крепления обивки. Не самый страшный дефект сборки, но воду из багажника вычерпывать пришлось. Гораздо больше обеспокоило внезапное и быстрое падение уровня масла в двигателе. Причина банальная: несколько болтов, крепящих картер к блоку цилиндров, были лишь наживлены. Затянули их, и уровень масла стабилизировался. Может сложиться впечатление, что пятидверная "Нива" доставит своему хозяину одни неприятности. Но если отвлечься от перечисленных дефектов (которые сегодня нередки и на других моделях), то, на наш взгляд, ВАЗ-2131 намного практичнее обычной трехдверной "Нивы". К тому же, в отличие от главного конвейера, на опытно-промышленном производстве ВАЗа, где собирают удлиненные вездеходы, умеют оперативно вносить изменения в конструкцию. Многие неисправности, характерные для нашей "Нивы", на машинах, выпущенных позже, уже не встречаются. В заключение поделимся планами на будущее. В ближайшее время мы опробуем на редакционном ВАЗ-2131 новый двигатель ВАЗ-2130 объемом 1800 см 3и американские покрышки "Гудьир" с универсальным рисунком протектора. О том, как изменится поведение автомобиля на дорогах и на проселке, вы узнаете из следующей публикации. Вадим КРЮЧКОВ