82
83
84
85
Караван - полноценный участник дорожного движения. Поэтому характеристики его устойчивости и управляемости, поведение в критических ситуациях исследуются очень тщательно.ключить к электросети, трубопроводам с холодной и горячей водой, канализации. Отсюда возникло еще одно название дома на колесах - кемпер. В довоенной Европе караваны встречались редко. Только в 50-60-х годах, когда оправившиеся от войны европейцы стали покупать холодильники, телевизоры, а потом и автомобили, караванинг обосновался в Старом Свете. Сегодня понятие "караван" объединяет все, что может двигаться по дороге и вместе с тем использоваться для более или менее комфортабельного проживания. Караваном называют и раскладывающийся прицеп размером с чемодан, тянуть который по силам автомобилю класса "Ока", и огромный дом на колесах, поболее "Икаруса".Какие ассоциации вызывает у вас слово "караван"? Скорее всего, цепочку верблюдов среди барханов. А вот для автотуристов во всем остальном мире оно означает чаще всего комфортабельный жилой прицеп. Путешествие же с ним, да и кочевой стиль жизни вообще, называют "караванинг".Один из первых караванов немецкой фирмы "Детлефс" образца 50-х годов. Его скромные размеры соответствовали возможностям тогдашних автомобилей.Наиболее доступны по цене и разнообразны по конструкции раскладывающиеся караваны. Простейшие по сути представляют собой обычный грузовой прицеп с уложенной в него большой туристской палаткой. При ее развертывании корпус прицепа оказы-В Новом Свете, например, это явление существовало изначально. Вспомните хотя бы фургоны покорителей дикого Запада из американских вестернов. Когда тягу к перемене мест американцы стали удовлетворять с помощью автомобилей, к ним, уже привычно, прицепили модернизированные фургоны - трейлеры. Со временем появились специальные стоянки - кемпинги, где трейлер можно было под82 З РУЛЕМ 9/96 АФолдинг "Кей Вест" американской компании "Коулмен" - один из наиболее комфортабельных. Снаряженная масса - 950 кг, габарит в транспортном положении 5700x2200x1370 мм, в разложенном - 7800x2200x2400 мм. Оборудован двумя "королевскими" постелями размером 175x200 см, обеденным столом, диванами, кухонным блоком, холодильником, тумбочками. В нем девять спальных мест и багажный отсек, жилая площадь - около 18 м2. вается внутри и обычно служит основанием спального отсека. Палатка, образующая две-три комнаты общей площадью до 20 м2 , устанавливается за час-полтора. Ее минимальная комплектация - поролоновые матрасы и складная мебель. Стоимость такого каравана - от двух до пяти тысяч долларов. Основное достоинство, кроме сравнительной дешевизны, - большая площадь палатки при малых размерах прицепа. Н едостаток - длительноеКомпактный "Рапидо-ОлайнЗЗЕ" в сложенном виде имеет габарит 3650x1720x1390 мм и допускает буксировку со скоростью до 120 км/ч. При раскладывании габаритная высота увеличивается до 2200 мм, а внутренняя - до 1900 мм. Снаряженная масса прицепа - 580 кг, полная - 750 кг. Набор внутреннего оборудования стандартный. На боковой поверхности крышки заметен полоз для крепления тента.время развертывания . С одним из представителей этого класса отечественные автотуристы знакомы уже давно. Это "Скиф-М1", о котором подробно рассказано в ЗР, 1996, № 5. Гораздо быстрее, всего за 15-20 минут, приводятся в готовность так называемые фолдинги американского производства сжесткой поднимающейся крышей. Наиболее дорогие из них оборудованы даже кондиционером и гидравлическим приводом телескопических стоек крыши. Внутри - мебель, газовая плита, мойка, холодильник, а вперед и назад выдвигаются двух- и трехместные спальные отсеки . Р азмерыи масса фолдинговколеб ­ лются от трех метров и четырехсот килограммов до шести метров и одной тонны. Стоимость, соответственно, от четырех до двенадцати тысяч долларов. В некоторых трансформируемых прицепах все стены образуются жесткими панелями, складывающимися вовнутрь наподобие карточного домика. Жилая площадь такого каравана обычно невелика и равна площади пола прицепа. Для увеличения жизненного пространства в боковых стенках иногда делают объемные выштамповки. Основное преимущество такой конструкции - в меньшей зависимости от погодных условий. Установка жеотопителявсочетаниис классической для караванов с Сандвичевой конструкцией стен из алюминияи фанеры, разделенных трехсантиметровым слоем пенопласта, сделает возможными даже зимние путешествия. Длина такого прицепа редко превышает четыре-пять метров, а цена - пятнадцать тысяч долларов. Классические нераскладывающиеся караваны, пожалуй, наиболее распространены во всем мире. Только в Германии их ежегодно выпускается более двадцати пяти тысяч штук. Условно они делятся на туристские ижи ­ лые, или мобильхаймы. Туристские оснащены комфортабельной подвеской, автоматическим инерционным и стояночным тормозами и могут двигаться со скоростью 80-90 км/ч. Специальное устройство блокирует инерционный тормоз при включении заднего хода. Трейлеры длиной более пяти с половиной метров, более распространенные в Америке, имеют две и даже три оси. Вообще, поскольку ширина караванов, как и любого другого транспортного средства, ограничена дорожным законодательством и колеблется в узком диапазоне двух-двух с половиной метров, основным показателем комфортабельности является длина, на которую часто указывает число в названии модели. Например, раскладывающийся "Эстерел-ТУЗЭ" имеет корпус длиной 390 см, двухосный "Вайперт Специаль750 KS" - 750 см, а огромный "Маллард-35У" - почти 36 футов (около 11 метров). На одну лошадиную силу легкового автомобиля-буксировщика должно приходиться не более 10 кг массы прицепа. У тяговитых джипов и легких грузовиков, особенно с дизель-Классическая югославская "Адриа-Оптима-38ТО" размерами 4900x2000x2500 мм и полной массой 850 кг оборудована мебелью, умывальной комнатой, газовой плитой, мойкой, газовым отопителем, холодильником и четырьмя спальными местами. Интерьер пятиметрового "Хюмера" считается средним по комфортабельности. ЗА РУЛЕМ 9/9683 скидки. Кроме того, вам в качестве подарка могут установить какой-нибудь обогреватель или телевизор. Для поощрения покупки наиболее "навороченных" модификаций существует интересная система цен - оборудованный прицеп стоит дешевле, чем пустой плюс оборудование. Фирм, выпускающих караваны, очень много. В одной Англии их около восьмидесяти пяти. Зачастую они невелики и строят только корпуса, оснащая их, в соответствии с пожеланиями покупателя, различным оборудованием. Например, одним из основных производителей шасси с оригинальной компактной торсионной подвеской является концерн "Ал-Ко Кобер" с годовым оборотом более полумилли-Устройство типичного американского трейлера "Элье" 1. Бесшовное покрытие крыши из цельного листа резины. 2. Световые и вентиляционные люки. 3. Спальный отсек дополнительно имеет отдельный выход. 4. Все колеса снабжены тормозами с электроприводом. 5. Трехслойные боковые стены. 6. Цельноформованная из пластика ванная комната. 7. Воздухопроводы системы кондиционирования. 8. Стальная сварная несущая рама. 9. Пол защищен снизу от ударов камней прочным тканевым материалом, а изнутри покрыт легкомоющимся винилом и ковролином. 10. Деревянные рейки силового набора корпуса. 11. Кухня. 12. Переднее окно закрыто противогравийным щитом. 13. Два четырнадцати литровых газовых баллона. 14. Стандартное шаровое тягово-сцепное устройство со страховочными цепями, электроразъемом и стояночной опорой. Зачастую караваны оборудуют дополнительным мягким тамбуром или даже верандой, увеличивающей жилую площадь более чем в два раза.арда долларов. Разнообразные кондиционеры выпускает компания "Коулмен". Компактные газовые системь отопления массой всего около восьми килограммов поставляют фирмы "Труматик" и "Примус". Специально для караванов разработаны трехрежимные холодильники, которые могут работать на газе и от электросети напряжением 12 и 220 В. Газовые пли-ными двигателями, этот показатель может быть выше в два-три раза. Стоимость классических трейлеров в зависимости от размеров и уровня оснащения составляет от десяти до пятидесяти тысяч долларов и примерно равна цене автомобиля-тягача. Делать такое приобретение выгоднее всего в конце ноября, когда действуют максимальные сезонные84 ЗА РУЛЕМ 9/96Интерьеру парк-трейлера может позавидовать иная квартира. Автоматически выдвигающаяся вбок ниша в левой стене увеличивает полезную площадь на добрый десяток метров. *,&&—'••'—————•——•—_——_чщш:**. тштттттшштЩтРоскошный девятиметровый канадский полуприцеп "Кэнедер Трипл-Е" высотой более 3,5 ми массой 6т под силу буксировать только мощному полноразмерному пикапу с дизелем в 180 л. с. Для этой цели в его кузове монтируется специальная рама с седлом.ты, водонагреватели, мойки, кондиционеры, сухие или химические туалеты, душевое оборудование, мебель индустрия, работающая на караванинг, развита во всем мире. Самые скромные кемперы на два-четыре спальных места при длине около трех с половиной метров в минимальной комплектации оборудованы кухонным блоком и емкостью для воды на двадцать-тридцать литров с ножным насосом. Среднеразмерные модели для четырех-шести человек оснащены холодильником, обогревателем и умывальной кабиной, обычно совмещенной с душем и выдвижным биотуалетом. В караванах более шести метров длиной на четырех-восьмерых отдыхающих - уже несколько раздельных помещений, включая спальни, кухню,ванную комнату с горячей и холодной водой, туалет. Большие модели зачастую имеют два отдельных выхода. Англичане располагают их с разных сторон трейлера для удобства эксплуатации как на Островах с левосторонним движением, так ив правосторонней Европе. Туристский прицеп предназначен не только для летнего отдыха. Шведская фирма "Полар караване" выпускает трейлеры прежде всего для северных широт. Имеющие отличную теплоизоляцию, двойные окна и мощные отопители, они обеспечивают комфортные условия даже при двадцатиградусном морозе и служат, например, самым дешевым жильем на горнолыжных курортах. В большей степени для длительной стоянки на одном месте приспособлены мобильхаймы. Это огромные, длиной более восьми-десяти метров вагоны, часто с упрощенной подвеской, способные лишь неспешно передвигаться от одной стоянки до другой."Хеку Kap-Кемп", разработанный специально для автомобиля "Опель-Астра", устанавливается за полчаса и допускает буксировку со скоростью до 140 км/ч. Габарит - 4500 (с автомобилем - 6200) Х1950Х2430 мм, масса - 700 кг. Оборудован кухонным блоком, холодильником, умывальной кабиной с туалетом, обеденным столом, шкафами и четырьмя спальными местами. Стоит 29 150 марок.Некоторые имеют в длину до двенадцати метров да еще раздвигаются в ширину метров до четырех - они, скорее, похожи на настоящие многокомнатные дома. Любовь американцев к комфорту и большим размерам зачастую приводит к тому, что даже тяжелым джипам не хватает сцепного веса, чтобы таскать пяти-семитонных монстров. Поэтому на дорогах Нового Света иногда встречаются жилые полуприцепы, тягачами для которых служат мощные полноразмерные пикапы. А вот в тесной Европе проблемы с парковкой, наоборот, заставляют искать пути уменьшения габарита автопоезда. Фирма "Клип-Кар", например, выпускает одно- и даже двухосные прицепы, жестко крепящиеся к автомобилю-буксировщику в районе заднего бампера и за специальные кронштейны на крыше. Такой "довесок" увеличивает длину автомобиля всего на два-три метра, правда, снижая при этом его маневренность. Пять-десять лет назад трейлер у нас на дороге воспринимался почти как НЛО. Сегодня российские автотуристы могут выбирать между простейшим "Караваном" из Набережных Челнов и более комфортабельной белорусской "Купавой". Появились и дилеры зарубежных производителей, таких, как крупнейшая американская корпорация "Флитвуд". Редакция намерена провести эксплуатационные испытания караванов, предлагаемых на российском рынке. Юрий НЕЧЕТОВшяяяяяяявшяш ЗА РУЛЕМ 9/96 85