131
Управляют работой климатической установки с пульта на панели приборов. Можно подавать воздух в салон в режимах вентиляции, о то ­ пления и кондиционирования ина ­ правлять его на ветровое и боковые стекла, в зону ног водителя, пассажиров ив центральную часть салона. Т рехскоростной вентилятор 9 позволяет изменять подачу воздуха в салон в широких пределах. Для отопления салона необхо ­ димо при работающемдвигателе включить вентилятор 9и повернуть край 10 отопителя. При этом горя ­ чая жидкость из системы охлаждения двигателя поступает в радиатор 1 отопителя климатического блока. Воздух, нагретый при прохождении сквозь радиатор, через сопла будет поступать в салон автомобиля. Ускорить прогрев салона можно, увеличивая подачу воздуха венти ­ лятором, но температура его на вы ­ ходе из сопел при этом снизится. Значительно ускорить его прогрев можно путем рециркуляции воздуха. Ее включают с пульта управления, при этом к радиатору подается не холодный наружный воздух, а уже теплый - из салона. Особенно эф ­ фективна рециркуляция в холодную погоду. Д аже при - 2 0 ° С в салоне комфортно. Перед включением кондиционера необходимо отключить краном 10 подачу горячей жидкости в радиатор 1 отопителя. Включают кондиционер с помощью электромагнитной муф ­ ты 4. При этом горячий парообразный фреон, сжатый компрессором 3, п оступает по трубопроводами шлангам в конденсаторы 6. Здесь он охлаждается до температуры, близкой к температуре наружного воздуха, и переходит в жидкое состояние. Далее жидкий фреон поступает в ресивер 7и через терморегулирующий вентиль 12 в испаритель 2кли ­ матического блока. Здесь фреон ис ­ паряется и поглощает тепло обдувающего испаритель воздуха. Потом парообразный фреон снова поступает к компрессору 3. Охлажденный в испарителе воздух направляется в салон. Испаритель не только охлаждает проходящийчерез него поток воздуха, но и осушает, очищает его. При понижении температуры пары воды, бензина, масел и других тя ­ желых углеводородов конденсируются на стенках испарителя, с тека ­ ют по ним в сборник и по дренажной трубке удаляются из салона. Пыль, содержащаяся в воздухе, частично задерживается на сетках воздушного фильтра. Оставшаяся часть по ­ падает на влажные поверхности ис ­ парителя и удаляется с них вместе со стекающим конденсатом.При работе кондиционера сте ­ пень охлаждения воздуха регулируется автоматически с помощью терморегулирующего вентиля. Его мембрана связана с подпружиненной запорной иглой, которая перекрывает отверстие в проходном се ­ чении вентиля. Полость над диа ­ фрагмой связана трубкой сдатчи ­ ком температуры испарителя. В датчике есть емкость, выполненная в виде спиральной трубки. Она расположена на выходе из испарителя и заполнена фреоном. При повышении температуры воздуха, выходящего из испарителя, фреон в трубке частично превращается в пар, д ав ­ ление на диафрагму увеличивается и передается через мембрану на запорную иглу. Перемещаясь, п ос ­ ледняя увеличивает площадь про ­ ходного сечения, по которому фре ­ он поступаетвиспаритель . При этом количество фреона, переходя- I щего в парообразное состояние, а значит, и количество поглощенного тепла также увеличиваются. Т емпе ­ ратура поверхности испарителя по ­ нижается - соответственно понижается до заданнойитемпература выходящего из испарителя воздуха. Датчик давления служит для за ­ щиты компрессора при чрезмерно низком давлении фреона. Если дав ­ ление опускается ниже допустимого, то электрическая цепь электромагнитной муфты привода размы ­ кается и он останавливается. Это предотвращает также выброс масла из картера компрессора. Смотровое прозрачное окно в ресивере позволяет определять ко ­ личество фреона в системе иво ­ время предотвращать неисправности в работе. К лиматическаяустановка при наружнойтемпературе до + 3 2 ° С обеспечивает в салоне до + 2 4 ° , а при - 2 0 ° С - до +20°. В Москве новинку уже устана ­ вливают тюнинговые фирмы "Альянс НМ", "Консенс", "Волга-Авто" и другие. Разумеется, кондиционер - п ри ­ бор дорогой (стоимость его без ус ­ т ановки около 2,5 млн. рублей) и доступен не каждому. Поэтому спе ­ циалисты по автомобильным системам отопленияпредлагаютвла ­ дельцам "волг" его упрощенный ва ­ риант - более мощную "печку". Процесс замены старой и монтажа но ­ вой "печки" занимает около 4-5 ча ­ сов. Разница в температуре салона в зимнее время ощущается уже че ­ рез пять минут после включения отопителя. К сожалению, новинка не спасает от летней жары - ну что ж, пар, как говорится, костей не ломит.ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬНа 16-й тысяче у двигателя " З а ­ порожца" "полетели" поршневые кольца в одном из цилиндров. После ремонта (замены поршня ико ­ лец) мотор начал перегреваться, а при скорости выше 60 км/ч стала загораться лампочка аварийного давления масла. Замена масла и уточнение момента зажигания ни к чему не привели. Подскажите, в чем причина падения давления. Может быть, где-то застряли кусочки сломанных поршневых колец? Пониженное давление масла едва ли связано с ремонтом двигателя. Скорее, вызывает сомнение общее состояние "Запорожца": раз на 16-й тысяче (!) потребовалась замена поршневых ко ­ лец, можно не удивляться, если у него окажутся основательно изношены ко ­ ренные и шатунные подшипники. Износ подшипников может быть не столь значительным, чтобы вызвать отчетливый стук, однако давление масла в системе смазки будет уже пониженным. Необходимо снять поддон картера и проверить состояние вкладышей и шеек ко ­ ленвала, по крайней мере шатунных. При снятом поддоне неплохо взглянуть и на сетку маслоприемника: не загрязнена ли она отложениями, выпавшими из недоброкачественного масла? Отвернув пробку редукционного клапана, проверьте, не заклинило ли его в приоткрытом положении. Грязь может забить и канал, ведущий к датчику давления масла. Прочищают его так: при вывернутом датчике пускают двигатель на 3-5 секунд или просто включают стартер. Пусть струя масла вырвется наружу - она промоет канал. Если есть сомнения в исправности датчика, замените его новым. Снижение давления масла может быть связано с повышением его температуры, иными словами - с перегревом двигателя. О перегреве " З а ­ порожца" мы писали не раз (последняя публикация - ЗР, 1996, № 5). Все ли причины его вы устранили, какое масло используете; достаточна ли его вязкость для летней эксплуатации машины? Наконец, в порядке ли... бензонасос? Ведь через дырявые диафрагмы в картер двигателя может проникнуть бензин, из-за чего масло будет разжижаться, и маслонасос не сможет создать требуемое давление. Какие зарубежные свечи мож ­ но использовать в двигателе " З а ­ порожца"? Аналоги отечественных свечей за ­ жигания А23, применяемых в двигателях МеМЗ - "Чемпион" (Champion) L81, "Бош" (Bosch) W5AC, "Эн-Джи-Кей" (NGK) B7HS и B8HS, "Марелли" (Marelli) CW7N, "Моторкрафт" (Motorcraft) АЕ2 и АЕЗ, "Пал" (Pal) - N9.ЗА РУЛЕМ 9/96 131