134
Сначала о том, что нужно было сделать задолго до этой неприятности, а точнее - сразу после покупки машины: обзавестись буксировочным тросом. Тем более что сегодня ГАИ требует обязательно иметь его в каждой машине наряду с аптечкой, огнетушителем и знаком аварийной остановки. На трос длиной 4-6 м желательно нашить красные сигнальные флажки через ка ­ ждые метр-полтора. Это сделает его более заметным и избавит пешеходов от искушения перебежать дорогу, а других водителей - вклиниться между буксировщиком и аварийным автомобилем. Использовать для этой цели стальной трос не очень удобно - он слишком жесткий, имеет обыкновение в самый неподходящий момент скручиваться в петли ик тому же чрезвычайно колючий. Сочетание такого ко ­ личества минусов и единственного плюса - огромной прочности делает целесообразным его применение только на грузовиках. Кстати, излишняя прочность - это тоже минус. Трос должен быть самым слабым звеном в силовой цепи, связывающей два автомобиля. Пусть лучше порвется он, но останется целым ваш бампер или серьга рессоры буксировщика. Для легковой машины вполне подойдет круглый капроновый, толщиной примерно в палец, или плоский "парашютный" фал шириной в два пальца и толщиной миллиметра четыре. Разнообразные крюки со стопорами не всегда совместимы с буксирными проушинами, поэтому даже изделие с очень красивыми альпинистскими ка ­ рабинами желательно перед покупкой "примерить" к машине. Наиболее безотказны и универсальны две прочные петли длиной сантиметров по тридцать на каждом конце троса. Обладателям "пожилых" иномарок с автоматической коробкой передач советуем заучить наизусть тот параграф руководства по эксплуатации машины, в котором указаны предельные расстояние и скорость буксировки. Как правило, тянуть на тросе машину с "автоматом" можно лишь на расстояние от 50 до 150 км при скорости не более 50 км/ч. Добавка лишнего масла в коробку с целью обеспечить минимальную смазку деталей разбрызгиванием (говорят, чисто российское изобретение) едва ли поможет, а ремонт "автомата" - дело весьма дорогое. Куда крепить буксир? Как правило, на кронштейне бампера или кузове имеется специальная проушина. Если 134 ЗРЛМ 9/96 А УЕнАвтолюбителейА БУКСИРЕРано или поздно каждый водитель сталкивается с ситуацией, когда автомобиль беспомощно замирает на обочине и попытки вновь привести его в движение оказываются безрезультатными. Остается последняя надежда на "буксир". Что же необходимо знать, чтобы благополучно воспользоваться этим последним средством? Вот что советует наш корреспондент Юрий НЕЧЕТОВ.ее нет, используйте балку переднего моста или другие мощные силовые элементы. Рычаги или штанги подвески, а тем более рулевые тяги для этой цели совершенно не подходят. Завязывать трос как шнурок, на ''бантик", опрометчиво - рывки при буксировке и вода из луж сделают такой узел гордиевым. Поэтому, если вы не моряк и не альпинист и не знаете каких-либо специальных узлов, поступите следующим образом просуньте петлю в проушину, а с обратной стороны пропустите через нее другой конец фала или просто вставьте Гобразный баллонный ключ. Можно использовать и обычный рожковый подходящего размера, а вот монтировка просто выскользнет из петли. Теперь остается поймать буксировщика. О "голосовании" на дороге можно написать целый трактат. Например, угол подъема руки голосующего прямо показывает степень его уважения к проезжающим мимо водителям. Вам не приходилось физически ощущать волны презрения, исходящие от стоящих на обочине мальчиков в "коже", когда они двумя пальцами руки указывают на место у своих ног? А не становилось ли вам неловко за униженно-суетливого "чайника", жестикуляцией напоминающего ветряную мельницу?.. Лучше держаться золотой середины. Включив аварийную сигнализацию, возьмите в левую руку свободный конец троса и встаньте на обочине перед машиной лицом к проносящемуся мимо потоку. Вытяните правую руку в сторону и постарайтесь изобразить на лице дружелюбие и озабоченность одновременно. Считающие себя "крутыми" иногда демонстрируют крупную банкноту, но настоящих водителей ее откровенный вид, как правило, оскорбляет. В такой монументальной позе самое время подумать, кого, собственно, вы собрались ловить (конечно, если есть выбор). Основной критерий - это вес вашего авто. Буксировщик должен быть несколько тяжелее и мощнее или хотя бы такой же весовой категории. Конечно, если расстояние невелико и дорога ровная, то на "Жигулях" можно ик 'Таврии" прицепиться, но ей тогда остается только посочувствовать. Лучшим тягачом для вашей легковушки следует признать "Волгу" - автомобиль достаточно прочный и тяговитый, к тому же через ее салон хоть как-то видна ситуация впереди. УАЗы и "газели" последнего плюса лишены. Тяжелые грузовики даже не почувствуют вашего веса на крюке, а мощные рывки и маячащий перед носом огромный задний борт ка ­ кого-нибудь КамАЗа-фургона создадут впечатление, что вы повисли на хвосте у бешеного слона. Ведь водитель, вознесенный на полтора метра над дорогой, не склонен к "облизыванию" камней и колдобин, которые могут стать роковыми для легкового автомобиля. В сырую же погоду у шлейфа мокрой пы ­ ли один путь - на ваше ветровое стекло. По большому счету, столь мощный тягач имеет единственное преимущество - он дотащит до места, даже если у вашего авто оторвутся все колеса. Но вот буксировщик отловлен. Прицепиться к нему можно за раму, фаркоп, проушину или серьгу рессоры. При этом, если аварийная машина привязана за левую проушину, то и тягач застропите слева. Натянутый по диагонали трос будет дергать вас не только вперед, но ив сторону, что крайне неприятно, в особенности на мокрой и скользкой дороге. Если возможно, пересадите в переднюю машину своих пассажиров. Сразу договоритесь о сигналах, особенно - экстренной остановки. Правила требуют от буксируемого включить аварийную сигнализацию. Но... Обратите внимание на следующую несуразность - по идее, в буксируемом автомобиле ключ зажигания должен находиться в среднем положении, то есть замок руля уже отключен, а зажигание еще не включено. В этом случае "поворотники" не работают даже при отключенной сигнализации. И хотя правила позволяют в этом случае не обозначать поворот, это, скорее, дань техническому несовершенству автомобиля. Остается только надеяться, что другие водители отнесутся с повышенным вниманием к мигающему со всех сторон бедняге. Может, для таких случаев конструкторам стоит предусмотреть особый режим работы некоторых бортовых систем? Окончание - в следующем номере.