22
23
24
Приземистый, с широкой колеей, большим дорожным просветом и колесами БТРа - этакий уверенный в себе крепыш. Хотя жизнь и работа протекают в достаточно больших городах, получилось так, что последние несколько лет мне приходится иметь дело с наиболее подходящими для российских дорог автомобилями - вседорожниками. Будь то раллийный КамАЗ43101 во время своего первого успеха на "Дакаре-91" или редакционный УАЗ-31514, вот уже третий год по праву делящий журналистскую пайку в дальних и близких командировках. За это время удалось понять особый характер "проходимцев" и тех, кто ими управляет. Появились даже вредные привычки: порой, пересев на "Жигули", лишь в самый последний момент останавливаешься перед лужей, которую без малейших колебаний форсировал бы на родном "козлике". Как-то попросил испытателей с УАЗа показать способности машины в непролазной, как мне тогда казалось, грязище. "Да не бойся, езжай сам, она проедет!" - был ответ. И она действительно ехала. И она, и ГАЗ-66, и ЗИЛ-131, и упомянутый КамАЗ, и военных лет "Виллис". В общем, вся эта "лирика" к тому, что автомобили повышенной проходимости знаю довольно давно, любовь к ним - чувство выстраданное. Ну, а любопытство - от профессии. Название "русский "Хаммер", кажется, пустил в жизнь один из моих коллег, увидев ГАЗ-3907 (несколько иной вариант машины) на скромной выставке "Средства спасения94", где он появился без всякой помпы.KAbbltfМЛ Я Яtfbl "XAMM^f'не купил...... а купил бы нечто совершенно необычное, носящее пока условное название "Водник". Название, честно говоря, как-то не интригует, Шварценеггера им не заинтересуешь. Но если показывать товар лицом - а "лицо" это выделяется весьма необщим выраженьем - то, возможно, многоопытный Арни и впрямь полезет за чековой книжкой. Для подобного смелого предположения, уверяю, достаточно оснований.Только в декабре 1995-го в УКЭР ГАЗа пред светлы очи пишущей братии был явлен главный конструктор "серийных автомобилей" Александр Григорьевич Масягин. Он-то и дал понять, что разработчики не любят, когда их детище называют "русским "Хаммером": машины создавались практически одновременно и уж очень непохожи даже внешне, не говоря о технических решениях. Тем не менее в рассказе об отечественном "вездеходе-переростке" некоторые сравнения с его американским "братом" (см. ЗР, 1994, № 10) неизбежны. С не-Хоть это и "штатский" вариант, посадка через многочисленные дверцы и люки - занятие для людей тренированных. 22 ЗА РУЛЕМ 9/96 которыми оговорками этих непохожих близнецов можно назвать родоначальниками нового класса автомобилей. "Серийными автомобилями" на ГАЗе скромно именуют боевую технику. Делают ее на заводе в Арзамасе, но КБ размещено вместе с другими - в УКЭР головного завода. БТР, может, и не столь знаменит, как автомат Калашникова, но все-таки известностью пользуется. Его "меньшая сестричка" - бронированная разведывательно-дозорная машина (БРДМ) - тоже вполне исправно поставлялась в войска, но в конце 60-х ее производство было свернуто. Это, однако, не означало, что армия потеряла интерес к такой технике. Заказчик выдал ГАЗу тему "Водник", сопроводив ее всеми возможными и невозможными требованиями, но вот с оплатой не спешил. ГАЗ тем не менее над темой работал, создавал задел к тому моменту, когда у заказчика деньги все-таки появятся. Боевая "презентация" "Хаммера" во время. войны в Кувейте застолбила приоритет американцев. В Нижнем Новгороде подобная машина в это время уже была - отнюдь не только в виде концепции. Кстати о ней: именно модульная схема позволила предложить "гражданские" варианты, когда рынок заставил искать покупателя не только среди людей в погонах. П роизводители "Хаммера" с егодня весьма активно продвигают его на мир-дящее до аскетизма отсутствие комфорта. "Водник" должен быть в несколько раз дешевле. Он пока не продается, и цену на него не определили, но большая часть узлов, из которых его собирают, освоена в серии - уже поэтому себестоимость их не так высока. "Крутых" у нас, конечно, поменьше, зато бездорожья и диких мест куда больше. Так что надежды ГАЗа на гражданский рынок отнюдь не беспочвенны. Ведь, кроме частных лиц, есть и организации, нуждающиеся именно в таких средствах передвижения. Теперь перейдем непосредственно к автомобилю. В задании он назывался "высокомобильным армейским грузовиком". Действительно, шасси с двухместной кабиной можно назвать грузовиком. Но кузов или грузовую платформу можно заменить на любую "навеску" из модульной серии. Это может быть и бронированная кабина с пулеметной башней, и довольно просторный кузов для восьми пассажиров, и салон с походной кухней или спальными местами. Так удобно и для производителя - серийное шасси, и для покупателя заказной модуль. Кабина непривычно скомпонована - сиденья в ней друг за другом. При этом6,2л, 110 кВт/150 л . с ) . Динамично разогнавшись, автомобиль вливается в плотный поток городского транспорта. Поначалу довольно бойкие перестроения я объяснял присущей всем испытателям удалью, но вскоре понял: динамические и тормозные качества машины не дают плестись в ряду грузовиков и подталкивают в левые полосы. Через несколько минут выезжаем на одно из загородных шоссе. Тут появляется ощущение, что мы просто несемся, хотя стрелка спидометра перевалила лишь за отметку 60 км/ч. Я уже подумал было, что рев дизеля и непривычный габарит машины начисто отбили у меня чувство скорости, но водитель объяснил, что привод спидометра сохранен от стандартного грузовика, а передаточные отношения в редукторах и размеры колес совершенно другие, в итоге показания спидометра пока нужно умножатьРабочее место не назовешь чудом эргономики. Зато тахометр - прямо в центре, как на "формуле".Сиденья в кабине - одно за другим. Надстройка повыше - модуль, в данном случае пассажирский.ный рынок. Заметим, что выпускают этот автомобиль не самым массовым тиражом: в свое время армия США заказала 55 тысяч штук, время исполнения - шесть лет. Так что не стоит подозревать, что эти монстры заполнили заокеанские хайвеи. Но покупатели на них есть. Это упомянутый Шварценеггер (у него так их даже два!) и другие "крутые". Это публика, считающая, что по-настоящему отдохнуть можно только на истинно дикой природе, куда не то что "Паджеро", но даже не всякий "Дефендер" заберется. Цена в 50 тысяч долларов - и по американским меркам немалая - таких покупателей не смущает. Как и дохо-удалось свести к минимуму передний свес, что весьма важно для вездехода, сохранив неплохой обзор с места водителя. Органы управления - как на обычном автомобиле. Двигатель находится справа от кабины и наклонен от водителя, дабы расширить тому жизненное пространство. Что ж, для первого знакомства достаточно. Прочие комментарии, как говорится, по ходу пьесы. Занимаю место позади водителя. Справа, за перегородкой, урчит двигатель. Это дизель воздушного охлаждения - рядная 'шестерка" с турбонаддувом. Рабочий объем - 6,23 литра, мощность - 1 29 кВт/175 л.с. (у "Хаммера" - V-образная "восьмерка",на 1,9. Так что "монстрик" наш весело распугивал "Жигули" и прочую мелочь на скорости 120 км/ч (да простят нас доблестные сотрудники ГАИ, праздновавшие в тот день свой юбилей!). В таком режиме он поглощает около 18 л солярки на 100 км. Если "Хаммер" в свое время готовился для сил быстрого развертывания, то, проехав в нашей машине, можно смело предположить, что схожие черты приобретет и российская военная доктрина. Прошу остановиться и перебираюсь в модуль. На нашем выставочном образце он оборудован креслами. Сидеть удобно, хоть и боком к движению. Главное же - в модуле гораздо ЗА РУЛЕМ 9/96 23 тише: можно даже слушать радио. Возвращаюсь в кабину. Асфальт - это здорово, но мы-то ищем совсем другое. Благо до самого дня знакомства дожди лили почти целую неделю без перерыва. Конечно, это был не испытательный полигон. Это был примерно километр лесной дороги, что ведет к дачному массиву автозавода. Особенности грунта таковы, что после сильного дождя проезжая часть становится не только непроезжей, но даже непроходимой. А кому охота ходить почти по пояс в черной жиже , глубина которой местами достигала 70 см? В отличие от "Хаммера", у нашего вездехода совершенно плоское днище (позже станет ясно, почему) и клиренс в 475 мм (у "Хаммера" - 400). На этом километре мне были продемонстрированы самые разные ситуации, начиная от прорыва с ходу и кончая выползанием "враскачку". Когда я попробовал заикнуться о водительском мастерстве, то в ответ вновь услышал рассуждение о солдате-первогодке. Дескать, мастер умеет многое, солдат-новичок не умеет ничего, а боевое задание должен выполнить. Тут уж положиться можно прежде всего на машину. И она "оправдывает доверие". Убедился в этом сам. Начну с того, что рабочее место не понравилось. Кресло было явно не по мне, а горизонтальный , как на автобусе, руль сильно изменил восприятие управления. Но, во-первых, это все временное и конкретному заказчику здесь готовы поставить хоть сиденья "Рекаро", а рулевое управление имеет гидроусилитель, так что положение баранки не привязано жестко к рулевой трапеции. Не очень удобно расположен рычаг переключения передач, но кто водил ГАЗ-66, справится ис этим. Главное - все эти недостатки забываются после первой же грязевой ванны. Та легкость, если хотите - невозмутимость, с которой она преодолевается, вызывает необыкновенные чувства. Так и хочется сказать "окрыляет", но это будет в полном противоречии с желанием найти лужу поглубже. В общем, пятиступенчатая коробка передач от ГАЗ-3309 вкупе с демультипликатором, кулачковые дифференциалы повышенного трения , колесные редукторыи независимая торсионная подвеска всех колес (как на БТР) делают любые преграды преодолимыми. Добавьте сюда систему централизованного управления давлением в шинах и коробку отбора мощности, позволяющую установить лебедку и кое-что еще. Несколько слов об этом "кое-что". Если "тело" "Хаммера" покоится на мощной хребтовой раме, то у "Водника" - несущий кузов. Плоское днище у него неспроста кузов этот еще и герметичный и водоизмещающий. Если "Хаммер" способен преодолевать броды глубиной до одного метра, то "Водник" умеет плавать. Вращающиеся колеса выгребают до скорости 4 км/ч на спокойной воде. А через коробку отбора мощности можно подключить и водомет - он за отдельную плату, естественно. В тот день мне довелось увидеть и ощутить еще многое. Были тут и прыжки, и подъем на крутой холм, и испытательские байки. Ходит слух, что сравнительные испытания с "Хаммером" будут-таки проведены. Пока закончены лишь заводские и готовятся государственные. Впервые придется сертифицировать такую машину на соответствие обычным гражданским требованиям. Управлять ею сможет обладатель водительского удостоверения категории "С". Купить такой автомобиль можно будет уже в будущем году. О кажется ли в числе покупателей Шварценеггер? Родом из Австрии, Арнольд давно уже американец со свойственным этой нации патриотизмом. И покупает не австрийские, а американские вездеходы. Так что его выбор, увы, не показателен. "Хаммер" и "Водник" положили начало новому направлению в автомобилестроении. Наверняка у них появятся последователи в Европе и Японии. Поскольку техника эта оказалась годной и "к нестроевой", то не удивлюсь, увидев ее на спортивныхЭтот подъем - только цветочки... Начало "заплыва" по участку, называемому лесной дорогой.трассах. Право, такое соперничество предпочтительнее "условий реального боя". И еще. В свое время аббревиатура GPV (General Purpose Vehicle) породила слово, ставшее названием целого класса. "Джип" "Хаммер" тоже родился из аббревиатуры HMMWV (High Mobily Multi-purpose Wheeled Vehicle). Может, так и будет назван новый класс, не знаю.-Но вот условное название темы - "Водник" - определенно требует более яркой замены. И на самом ГАЗе полагают, что недостатка в предложениях от читателей "За рулем" не будет. Дерзайте! Алексей СОЛОПОВ Фото автораТехническая характеристика автомобиля ГАЗ-3937 Общие данные: число мест - 10; полная масса (с модулем) - 6400 кг; грузоподъемность - 2500 кг; максимальная скорость - 1 12 км/ч; скорость по воде - 4 км/ч; запас топлива - 180 л. Размеры, мм: длина 4700; ширина - 2600; высота - 2000; база - 3000; колея спереди/сзади 2200; дорожный просвет - 475; радиус поворота - 10,5 м. Двигатель: ГАЗ-5423, тип - дизельный, с турбонаддувом, 6-цилиндровый, рядный; рабочий объем - 6230 см3 ; мощность - 1 29 кВт/175 л.с.24ЗА РУЛЕМ 9/96