Каждый школьник знает, как сокращают жизнь мотора твердые частицы, попадающие в него с плохо отфильтрованным маслом. Есть еще один путь для них - вместе со всасываемым воздухом. Поэтому любой автомобиль оборудован фильтром, призванным этот воздух очистить. Конструкций фильтров за время существования автомобиля создано предостаточно, но предел совершенства еще далеко, и поэтому продолжают появляться новые, более эффективные устройства.ДЛЯ МОТОРСначала совершим экскурс в историю вернемся на несколько десятков лет назад. Тогда под капотами почти безраздельно господствовал воздушный фильтр контактно-масляного типа. Поток воздуха, проходя через узкую щель, ударялся о поверхность масла, залитого в корпус фильтра. Часть взвешенных частиц в масле и оседала. Следующим препятствием для пыли была пропитанная опять же маслом проволочная (позже - синтетическая) мочалка. Такая конструкция требовала регулярной промывки и очистки и, кроме того, была громоздкой. На смену контактно-масляным фильтрам пришел хорошо знакомый сухой бумажный фильтрующий элемент. Все просто: купил новый фильтр, выбросил старый и никакой возни. Но ис ним полная очистка воздуха не достигается. Как же быть? В "пыльных" видах моторного спорта (мотокросс, ралли-рейды) применяют фильтры... контактно-масляного типа. Шаг назад? Да, но на новом техническим уровне. Принцип использован старый: пыль задерживается маслом и специальной синтетической губкой, только ничего общего с древними "кастрюлями" новинка не имеет. Фильтрующий элемент состоит из нескольких слоев специального поролона с пропиткой. Опыт тех же мотокроссменов показывает, что применение такого фильтра заметно снижает износ цилиндропоршневой группы. Многие технические решения, получившие признание на спортивных трассах, через некоторое время стали привычными для любого автомобилиста. Вот и поролоновый фильтр с пропиткой, который делает голландская фирма "Твин-Эйр", теперь можно увидеть под капотом "жигулей", "самар" и "москвичей" классической компоновки. Причем это не подгонка "одежки с чужого плеча". Фильтр сделан специально для отечественных моделей. Ведь где, как не в России, найдешь многокилометровые проселки - на них плотная стена пыли за прошедшей машиной не оседает часами. Да и магистрали особой чистотой не блещут. А любой абразив, будь то пыль, мелкий песок и другие взвешенные в воздухе частицы, ускоряет износ мотора. Фильтр представляет собой пластиковый каркас, на который надет поролоновый фильтрующий элемент. Его устанавливают на место штатного, бумажного. Поролон пропитан специальным составом, а для возобновления работоспособности фильтра этот состав продают в баллончиках. Так что новый фильтр многоразового использования. Загрязненный элемент надо аккуратно промыть в емкости с бензином, уайт-спиритом или сольвентом, после чего высушить и, нанеся на поверхность состав из баллончика, положить поролоновое кольцо в полиэтиленовый пакет, где его следует основательно помять, чтобы состав заполнил поры. После чего надеваем фильтр на каркас, ставим на место и снова в путь. Конечно, при промывке и пропитке с поролоновым элементом следует обращаться аккуратно, чтобы не повредить. Как часто требуется очистка? В обычных условиях - через каждые 10 тысяч километров пробега. Конечно, если вы ежедневно мотаетесь по пыльным проселкам или в вашей местности ветер гоняет мелкий песок, очищать фильтр придется чаще. "Индикатор загрязнения" - слой пыли на поверхности поролонового элемента. Затягивать с очисткой не стоит. Забитый фильтр пропускает меньше воздуха, смесь обогащается, возрастает расход топлива, двигатель "не тянет". При использовании поролонового фильтра эти явления более заметны, чем со стандартным бумажным. Итак, основные преимущества пропитанного фильтра - более качественная очистка воздуха, возможность многоразового использования. Отмеченный недостаток - чувствительность к загрязнению поверхности. Другая сторона выбора - экономическая. Комплект из каркаса, двухслойного поролонового элемента и баллончика с пропиткой стоит около 125 тысяч. Специальной жидкости хватает, чтобы десять раз смочить фильтр. Учитывая, что нормальный пробег до промывки фильтра - 10 тысяч километров, а в продажу фильтр поступает уже смоченным, комплекта должно хватить на 110 тысяч. За это время вам потребовалось бы приобрести несколько бумажных фильтрующих элементов по цене... Впрочем, уточните сами в ближайшем магазине и посчитайте возможную выгоду или убыток. Хотя главная прибыль - продление, даже небольшое, срока службы мотора, несомненно, окупит расходы на воздушный фильтр. Замечание для любителей "технической самодеятельности". Специальный состав для пропитки выпускают фирма-изготовитель фильтра 'Твин-Эйр", а также известные "масленщики" "Мотюль", "Кастроль" и некоторые другие. Использование вязкого масла типа МС-20 или трансмиссионного ТМ-5-18 возможно только в самом крайнем случае. При этом качество фильтрации резко снижается, а срок службы фильтра после такой "заправки" уменьшается. То, о чем мы рассказали, основано на теории и богатом, но, увы, чужом опыте. Нам же интересно попробовать фильтр в реальных условиях. Благо, подходящий случай скоро представится. Намечается пробег в Астрахань, где песка, пыли и сильных ветров, все это с земли поднимающих, предостаточно. По возвращении обязательно расскажем читателям, что нам фильтр нафильтровал. Игорь ТВЕРДУНОВЗА РУЛЕМ 9/96 39