"ГАЗЕЛЬ": ШИНЫ, РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ? Своими впечатлениями о нижегородской полуторке продолжает делиться Антон УТКИН (начало в № 5 за 1996 год). ШИНЫ. Мягкие низкопрофильные шины "Газели" на передних колесах иногда "пробиваются" до обода, оставляя на нем вмятины. Зато они мягкие, хорошо держат дорогу. Оценивать их ходимость могу пока приблизительно. Пробег в 25-30 тысяч километров шины выдерживают уверенно - корд цел, износ невелик. О давлении надо сказать особо. Шина эта специальная, грузовая, высокого давления. Указанные в заводской инструкции 2,8 кгс/см 2 , скорее всего, просто ошибка. При таком давлении шина расплющена почти до диска, а уж о том, чтобы перевозить на таких колесах какие-то тяжести, и речи быть не может. На боковине шины указано давление 55 фунтов на квадратный дюйм, то есть 3,9 кгс/см 2 , и хотя так принято обозначать максимально допустимое давление, здесь, судя по всему, надо придерживаться этой цифры. Да ис завода машины приходят с четырьмя с половиной атмосферами в баллонах. Интересно, что на мятые передние колеса жалуются как раз те, кто накачивает шины строго по инструкции. Кстати, в ней есть еще одна, недопустимо грубая ошибка. В начале книги, в технической характеристике указан порядок работы цилиндров "1-3-4-2", как в "Жигулях", "Москвиче". На самом же деле - "1-2-4-3". К сожалению, и в заводском издании каталога запчастей "Газели" указан порядок работы "1-3-4-2", как для нового 16-клапанного двигателя ЗМЗ-406, так и для обычного ЗМЗ-402. Можете себе представить последствия такой ошибки... Старые автомобилисты знают, что еще в "Победе", а затем ив "Волге", "уазике" было "1-2-4-3". Но ведь есть еще многомиллионная армия "жигулистов", которая может этого и не знать. И вот какой-нибудь бедолага после замены крышки распределителя или высоковольтных проводов безуспешно пытается завести свою "Газель". Представляете, соберутся соседи в кружок и будут думать-гадать - до тех пор, пока самый толковый не догадается, прокручивая коленвал, посматривать на ход клапанов "впуск - выпуск", отслеживая рабочий ход в каждом цилиндре. После этого все наладится - мотор заведется с полуоборота, а консилиум решит, что хозяину попался какой-то нестандартный распредвал. Но вернемся к шинам. Их надо беречь, дорогие очень. Изготовитель - Кировский завод, видимо, злоупотребляет своим поло70 ЗА РУЛЕМ 9/96 Переходная шайба для балансировки колеса.0жением монополиста. "Газелевская" шина вдвое дороже, скажем, Бл-85 для "Самары". Продлить срок службы помогут не только своевременные проверки давления и аккуратная езда, но и балансировка колес. Поскольку в мастерских шиномонтажа редко встречается универсальная раздвижная насадка для балансировки, владельцам "Газели" пригодится самодельный переходник, уменьшающий центральное отверстие в диске до 60 мм - как в "жигулевском" диске (см. рисунок). Вначале закажите выточить шайбу переходника из любой стали и три болта. Вставив шайбу в центральное отверстие диска "запаски", размечаем по отверстиям в диске три отверстия на шайбе через 120°. Затем сверлим отверстия и вставляем в них болты. Навернув с другой стороны шайбы колесные гайки "Газели", прихватываем электросваркой головки болтов. Осталось покрасить шайбу - и переходник готов. Теперь для балансировки не понадобится ехать в техцентр ГАЗа. Переходник стоит возить с собой, чтобы ив дороге можно было отбалансировать колесо. Но ис переходником это удастся не везде. Громадный вылет "газелевского" диска не сочетается с некоторыми моделями балансировочных станков - колесо просто задевает за станину. Заканчивая про шины, напомню: альтернативы штатным, "газелевским" пока нет все попытки поставить "легковые" шины, например от "Нивы", заканчиваются их разрушением.Р УЛЕВОЕУПРАВЛЕНИЕ - одна из удачных систем "Газели". Сам механизм типа "винт - шариковая гайка" больше похож на зарубежные аналоги, чем на привычные нам рулевые редукторы. Благодаря такой передаче (i=22,46) значительно снижено привычное усилие на рулевом колесе, правда, за счет увеличения числа его оборотов "от края до края". Хотя семь оборотов от упора до упора - не так уж много, учитывая значительный угол поворота передних колес. (Для сравнения: на "Москвиче-2141" 4,5 оборота.) Но легкость руля просто поражает. Вот примерное, выполненное домашними средствами сравнение с автомобилями других марок: в 1,2 раза легче, чем на -2141; в 1,5 раза легче, чем на ВАЗ-2108; в 2 раза, чем на "жигулях"; в 3 раза, чем на "Волге"; в 4 раза, чем на УАЗе, и в5 раз, чем на ГАЗ-3307. Разумеется, я привожу не точные величины момента для поворачивания рулевого вала, а лишь субъективные ощущения водителя, попробовавшего руль на нескольких машинах разных марок. Легкости руля способствуют упорные шарикоподшипники шкворней поворотных кулаков - роскошь, от которой мы ужеотвы ­ кли, имея дело с дешевыми пластмассовыми подшипниками шаровых опор. Угол поворота передних колес 45° обеспечивает удивительную маневренность. Радиус поворота по колее меньше, чем у "Жигулей", а после "уазика" ощущение такое, будто машина разворачивается на месте. Разумеется, расхваливая рулевое управление "Газели", я понимаю, что сравнивать ее с легковыми автомобилями в полной мере некорректно. Ни о какой спортивной остроте управления, конечно, не может быть речи вращая баранку при скоростном маневрировании, приходится размахивать руками, как бабочка крыльями. Кто-то покритикует "Газель" за неразборные шарниры рулевых тяг, но в наше время такая конструкция вполне оправданна - не все ли равно, выпрессовывать шарнир из тяги целиком или перебирать только его начинку? А вот пресс-масленки здесь не помешали бы. Долговечность шарниров не вызывает опасений - по крайней мере, пробег в 30-35 тысяч они выдерживают без образования ощутимых люфтов. Недостатки рулевого управления мелкие. Например, нет возможности регулировать редуктор снаружи - из-за этого приходится демонтировать механизм и полностью разбирать. Неудобен доступ к болтам, крепящим механизм к раме. На первых выпусках машин встречалась течь масла через уплотнение вала сошки. (Для этого случая есть проверенный вариант ремонта - врезать в заливную пробку редуктора прессмасленку и набить картер "Фиолом-1".) Но эти мелочи почти не портят впечатления от рулевого управления "Газели", поэтому оценка - 5 баллов.