129
СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБАЧем различаются блоки ЭПХХ, установленные на отечественных автомобилях? Допустима ли замена одного блока другим? Все блоки ЭПХХ можно разделить на две группы. Обозначим их по типу разъема: первая - с четырехклеммным, вторая - с семиклеммным. Блоки первой группы работают с карбюраторами "Озон" и "Ленкарз" на "жигулях", "запорожцах", "волгах" и "москвичах"; назначение второй группы - карбюраторы "самар" и "москвичей21412" (см. таблицу). Внутри групп блоки конструктивно одинаковы и различаются лишь порогами срабатывания (по частоте вращения коленвала). При замене, если не удалось найти штатный прибор, устанавливайте тот, у которого пороги срабатывания не ниже, - чтобы двигатель не останавливался при сбрасывании газа. Конечно, можно при выходе из строя блока просто отключить систему ЭПХХ, подав постоянный "плюс" на клапан. Но тогда придется мириться с нежеланием двигателя выключаться подсасывая бензин из неперекрытой системы, он будет работать некоторое время после выключения зажигания. Теоретически существует возможность и замены блоков ЭПХХ из первой группы приборами из второй и даже ремонта неисправного блока но сейчас проще, на наш взгляд, приобрести новый, тем более что цена его невелика - 10-15 тысяч рублей.Электронные блоки управления ЭПХХТип разъема (число клемм) 25.3761 "Жигули", "Нива", АЗЛК-2141 Блок управления (маркировка) вкл. 1150 Автомобиль Пороги срабатывания, об/мин откл. 1500Рис. 2. Глазок - индикатор заряженности батареи: а - общий вид; б - индикация нормально заряженной батареи; в - батарея требует подзарядки; г-батарея вышла из строя (уровень электролита недопустимо мал).| У большинства аккумуляторов в нижней части предусмотрена ем ­ кость-отстойник для оползающей активной массы. Пластины современных аккумуляторов, в частности "Delco Freedom", опираются непосредственно на дно. Несмотря на это, осыпающаяся активная масса не замыкает пластины, так как скапливается на дне конвертовсепараторов. Стойкость новых батарей к вибрации и ударам повышают также гибкие держатели пакетов, а у аккумуляторов "Delco Freedom" - еще и центральный токовод 8. Он сложнее в изготовлении, чем традиционные боковые, но с ними аккумулятор менее надежен, за что расплачивается потребитель. А как же с заливными отверстиями, ведь электролиту необходимо "дышать"? Для этого в прогрессивных конструкциях аккумуляторов предусмотрен микропористый полимерный пламегаситель 1, который сообщает внутреннее пространство батареи с атмосферой. А в ячейках специального сепаратора 9 пары электролита конденсируются и возвращаются в аккумулятор, не попадая на клеммы и электропроводку. Главное же назначение пламегасителя - предотвратить проникновение внутрь аккумулятора искр, к о ­ торые могут привести к взрыву гремучего газа, образующегося при электролизе воды. Часто необслуживаемый аккумулятор "подмигивает" вам своеобразным глазком 2 на крышке. Это индикатор заряженности батареи. Зеленый глазок означает нормальный заряд, черный - пониженный (требуется подзарядка), желтый или светлый - необходимость замены аккумулятора (см. рис. 2). Несложная инструкция по использованию батарей советует вам взглянуть на глазок, если понадобилось "прикурить". Аккумулятор со светлым индикатором "прикуривать" нет смысла, зеленый же цвет глазка означает: батарея не виновата в том, что мотор не заводится. Рекомендуемая схема подключения "прикуривательных" проводов показана на рис. 3. Итак, что же мешает вам обеспечить автомобиль надежным источником электроэнергии и уберечь любимые джинсы от знакомства со свойствами электролита? Пожалуй, только цена фирменной батареи. Но не будем забывать, что производители дешевых аккумуляторов зачастую экономят на важных мелочах, в результате чего батарея не прослужит столь же долго и надежно, как изготовленная по последнему слову науки. Вот и посчитайте, что в итоге выгоднее.4252.3761, 2523.3761 1402.3733 1412.3733"Москвич-2140",12501500ижЗАЗ-968М ГАЗ-24-10, УАЗ-31512 1500 1200 1900 160050.3761, 5003.3761"Самара", ЗАЗ-1102, АЗЛК-21412*190021007501.3761, 5013.3761 502.3761, 5023.3761"Жигули"17001900АЗЛК-21412"12501500Рис. 3. Рекомендуемая схема "прикуривания" (А - автомобиль-донор). Обратите внимание на присоединение "минусового" провода.* С карбюратором типа "Солекс". " С карбюратором типа "Озон".ЗА РУЛЕМ 9/96 129