hhhА Ш SPA3>JJJVJ>J - РУКОЙ ПОРТЫРазговаривать с "елазовскими" начальниками трудно, хоть нас и связывают уже годы знакомства. Нет, журнал "За рулем", слава Богу, никто еще не упрекнул в скоропалительности или необоснованности выводов. Причина неразговорчивости - своего рода суеверие. Что поделаешь, бояться "сглаза" ныне стали даже закоренелые материалисты - конструкторы, технологи, экономисты и управленцы. Увы, небезосновательно. С 1988 года, когда Камский тракторный стал Елабужским автомобильным, мы слышали столько сроков появления вожделенного массового автомобиля, познакомились с таким количеством организационных форм предприятия - от народного акционерного общества до СП, нам представляли такие разные "объекты производства" - от дешевенького "фиатика" до экзотического "Дэу"... А уж бумаг-то принималось - от постановления ЦК КПСС и Совмина СССР до указа президента России! Автомобиль так и не появился. И с дороги Казань-Набережные Челны по-прежнему видны остовы огромных корпусов да зарастающие травой путепроводы. Так что даже если здесь ссылаешься на опубликованные с обширными комментариями договоры, постановления и указы, в ответ слышишь: "Идет планомерная работа по реализации перечисленных документов". А то, что сообщается, непременно ограничивается джентльменской договоренностью "не для печати". Не по причине закрытости информации, но - от сглаза. Честно признаться, мы все уже скептически относимся ко всему, что происходит вокруг ЕлАЗа. Поэтому-то сразу договорились с нашими собеседниками - не вдаваясь в очередное "планов громадьё", рассказать о первой части контракта ЕлАЗа с "Дженерал моторе". Часть эта уже реализуется, и, быть может, когда вы читаете эти строки, в Елабуге собирают первый "Блейзер". Сразу оговорюсь, что использую лишь те факты, что уже попадали в том или ином виде на страницы газет. Итак, этап первый - как теперь принято говорить, пилотный. Он предусматривает ПРОДАЖУ в России десяти тысяч автомобилей "Шевроле-Блейзер". Речь идет именно о продаже, хотя у нас психология дефицита выводит на первое место производство: сделай хоть что-нибудь - с руками оторвут. В рыночных координатах наоборот: там считают, что сделать можно все, что угодно, а вот продать надо суметь. Десять тысяч автомобилей совсем не мало - ведь нижний предел цены (для базовой комплектации) - на уровне 23 тысяч долларов. Ход их продажи должен выявить точность маркетинговых исследований, проводившихся в нескольких городах России как нашими, так и американскими специалистами. Для "новых русских" этого количества машин слишком много, для "широких слоев населения",не получающих и 200 долларов в месяц, дороговато. В любом случае такие автомобили за такие деньги должны продавать через настоящую дилерскую сеть и обеспечивать настоящим сервисом. Все это будет создаваться при непосредственном участии американской стороны. Эти десять тысяч "блейзеров" должны выкатиться из ворот ЕлАЗа в течение первых двух лет работы совместного предприятия. Простая арифметика показывает, что в день надо собирать 16 автомобилей. Именно на такое количество рассчитана площадь участка - 2700 м2 , выделенного в корпусе мелких серий. Речь пока, естественно, не о конвейере - всю работу будут выполнять на четырех подъемниках и она называется "подсборкой" - с трудоемкостью всего 4,5 человеко-часа. Дело в том, что в далекой Бразилии машины будут въезжать на корабль своих ходом, равно как и перебираться в Европе в железнодорожные вагоны. В России на автомобиль смонтируют фары, зеркала, сиденья, обивку салона и т. д. Понятно, что при такой схеме продажа и сервис оказываются куда более трудоемкими, чем "производство". Зато уж и качество определенно не российское. Напомним, что "Blazer" по-английски приталенный пиджак спортивного стиля. Бразильский покрой нашего "пиджака" объясняется просто. Бразилию относят к развивающимся странам, значит, импорт оттуда облагают льготными пошлинами. "Дженерал моторе" - он, как говорится, и в Африке "Дженерал моторе" (тем более в Бразилии),а экономия получается ощутимая. (Заметим в скобках, что до самого недавнего времени и Южная Корея числилась у нас среди "развивающихся".) Коли речь зашла об экономике, сообщим, что в совместном предприятии американцам принадлежит четвертая часть уставного капитала. Вся прибыль, полученная от описанного первого этапа, будет инвестирована во второй, о котором мы расскажем чуть позже, когда он станет столь же реален, как и "пилотный". Ведь за вторым этапом должен последовать третий, а вместе они... Тьфу-тьфу-тьфу - чтоб не сглазить. Лучше заглянем под капот. Там у нашего "Блейзера" довольно просторно. Еще бы - ведь в отличие от североамериканской "шестерки" рабочим объемом 4,3 л, здесь - скромненькая рядная "четверка" в 2,2 л. И коробка, соответственно, попроще - вместо "автомата" пятиступенчатая "механика". Изготовители называют цифры расхода бензина вполне умеренные, чуть не как у "вазовской" "восьмерки". Но мы и здесь боимся сглазить, да и верить привыкли лишь собственным тестам. Хотя двигатель со впрыском и показатели такие вполне реальны. Первые 250-300 штук из планируемых 10 тысяч будут заднеприводными. Остальные в подавляющем большинстве - 4x4. У полноприводного - традиционно (по-американски) отключаемый передний мост. Достаточно нажать кнопку - достоинство запатентованной "Джи-Эм" системы "ИнстаТрак". Впрочем, о машинах мы уже писали (см. ЗР, 1995, № 6; 1996, № 2). Кроме того,ЗА РУЛЕМ 9/9619