135
иАвтолюбителей3 ИСТОРИИ "ПЕЧКИ"на ГАЗ-69, на многих зарубежных машинах того времени. А вот пример еще более простой конструкции, примененной на ФИАТ-500С: на основном радиаторе выделен участок, от которого воздух по специальным рукавам поступал вса ­ лон (см. рис. 1). В тридцатых-сороковых годах многие модели машин имели двигатели воздушного охлажде ­ ния. В них самое легкое - направить охлаждающий цилиндры воздух на обогрев озябших пассажиров. Как раз так и было сделано на первых модификаледнего времени его пытались применять владельцы "запорожцев" и ЛуАЗов, измучившись со штатной бензиновой "печкой". Эти недостатки привели к тому, что на "жуках" конца пятидесятых появился другой обогреватель, в котором использовалось тепло выхлопных газов. Устроен он следующим образом: выпускные трубы первого и четвертого цилиндров залиты в оребренный алюминий, а сверху надет кожух с заслонкой (рис. 2). Внутрь кожуха направлялась часть воздуха от вентилятора охлаждения двигателя. Н агрев ­ шись здесь, он поступал в длиннейшие воздуховоды в порогах. Затем - в распределители воздуха в багажнике (он, как вы знаете, впереди, поскольку двигатель сзади). Всем "хозяйством" управляли два рычажка, четыре ручки и шесть тросиков, а также восемь или десять заслонок. Пока все это устройство работает, (при условии не очень суровой зимы) в машине тепло. Или в дальней поездке через час-полтора, к о ­ гда система полностью прогреется. Этот отопитель почти в неизменном виде встречается и сегодня, в том числе на микроавтобусах "Каравелла" и "Транспортер Т-3".Зимой без "печки" в машине холодно - это знает каждый. А вот как ездили на машинах зимой лет пятьдесят назад, помнят уже не все. Даже скопированный с "Опеля-Кадет К-38" "Москвич-400" с о ­ рок седьмого года никаких обогревателей салона не имел. Один из владельцев этой машины вспоминает: "Да зачем же там "печка"?Рис. /. "Печка" ФИАТ-500С верхняя часть штатного радиатора.Ведь поворотниковто тоже не было. Едешь по городу - окно открыто, чтобы Аркадий АЛЕКСЕЕВ показывать маневры Рис. 2. Отопитель "Фольксвагена-Жук" без кожуха. рукой". Удивительно, но стекла в "Москвиче" почти не обмерзали - возможциях легендарно, из-за сквозняков - даже при ного " Ф ольк ­ закрытых окнах. Тем не менее для свагена-Жук". _ /*•" _ ^ ^ч>- , их протирки водителю предписываСложная систе^^в нв lyg С^*1в1 лось иметь с собой мешочек с со> ,*Ъц&zzz^ ма воздушных С5Ё ^^ лью. коробов иза ­ У ргт, ^% . Впоследствии автоинженеры слонок управ ­ F / "обнаружили" в машине постоянляла этим потоK^^S^^i " *J^ ный источник тепла - двигатель. ком. НеплотОднако привычный нам отдельный ность соедине^ ^ радиатор "печки", через который ний была не Р"«) г* идет охлаждающая жидкость, пояединственной —вился далеко не сразу. И даже ко ­ -— " бедой этой сисх\^* гда появился, некоторое время не темы. Воздухимел собственного вентилятора. то забирался из qg^/ 'Скажем, на "Победе" М-20 сла ­ моторного от ­ ^»1 бенький вентилятор был преднасека, с парами значен только для обдува ветровомасла и топли/г го стекла. Воздух же в салон шел ва, дышать им только при движении - для этого вредно. Однако под стеклом был специальный люрешение оказачок. Такое же решение применялось живучим - Рис. 3. Современная печка. лось на большинстве грузовиков, до самого пост'""-*v^1Тепп омосмтеяьНаружным мидуж Теплый ЕОАДГ *ЗА РУЛЕМ 9/96135