16
17
18
С незапамятных времен повелось на Руси именовать города по берегам матушки Волги по единому правилу: те, что слева - женскими именами (Кострома, Казань, Тверь), а справа мужскими (Рыбинск, Нижний Новгород, Симбирск, Царицын). Одно исключение - Самара. Но что за правило без исключения? Научного объяснения сему факту встретить не довелось, но вот символы в нем всяк видит свои. Например, семейное, как между мужем и женой, единство двух частей России. А еще - могучая река хоть и разделяет, но кормит и "левых", и "правых", трудится на благо тех и других. Гармония исключает соперничество. Поэтому явным диссонансом прозвучало нынче на открытии автосалона в Казани пожелание, чтобы он стал крупнее и значительнее нижегородского. Ох уж это непременное "догнать и перегнать"! А зачем? Каждый город хорош сам по себе. Не стремится ведь Штутгарт сравняться с Гамбургом. Если речь пошла о Германии, нелишне напомнить, что ярмарки считают важной составляющей послевоенного "немецкого чуда". Проводились они чуть не в каждом городке, и никакого соперничества между ними не было. Как нет его сегодня между автосалонами, скажем, Лондонским и Женевским. Столь пространное вступление не покажется излишним тем, кто бьется сейчас в попытке организовать автомобильную экспозицию где-нибудь в Ижевске. К сожалению, чаще всего энтузиазм разбивается о полное непонимание местных властей: а зачем это надо? Что ж, попытаемся на это ответить в рассказе о двух автомобильных выставках, прошедших почти одновременно в близких волжских городах Нижнем и Казани.МЫ С ТОБОЙ ДВА БЕРЕГА У ОДНОЙ РЕКИУКРЕПЛЕНИЕ ПОЗИЦИИ "Автотехсервис-96" проводился в Нижнем Новгороде уже в четвертый раз. Выставка стала традиционной, есть определенный опыт, четко определены стратегия и тактика. Что касается стратегии - поскольку сам Нижний стремится возродить былой статус "кармана России", то и ярмарка непременно должна стать крупнейшей, и все ее мероприятия, а "Автотехсервис" - одно из них, соответственно. Амбиции эти вполне разделяют и поддерживают на ГАЗе - последние два года автозавод едва ли не бенефициант здесь. Поскольку проводится она весной (в апреле-мае), тут ГАЗ изучает первую реакцию широкой публики на новинки, "большая" премьера которых происходит на московских салонах и мотор-шоу. Правда, на этот раз ничего принципиально нового не продемонстрировано, но некоторые тенденции просматривались довольно отчетливо. Прежде всего, продолжает разрастаться стадо "газелей". Тут и открытый экскурсионный автобус, и пикап 'Тандем", и молочная цистерна, и многое другое. ГАЗ теперь "один не ходит" - тянет всю ФПГ "Нижегородские автомобили". Члены группы тоже усердно расши-Атрибуты праздника: воздушный шар - в Нижнем и духовой оркестр - в Казани. ЗА РУЛЕМ 9/96 ряют предложение. Один из них привез, например, катафалк с шедевром бюрократической лексики на борту: "Ритуальные услуги". Впрочем, не будем о грустном. Главное - автозаводы стали благосклонно относиться к фирмам, занимающимся всевозможной "навеской". Элегантный черный лимузин-стретч на базе "Волги" украшал уже не стенд фирмы "АвтоСоюз", а непосредственно "газовский" подиум. Нет, "карлик" не потерял самостоятельности, будучи поглощен "гигантом", - фирмы сумели создать совместный бизнес. Получила свое развитие и тема "Атамана", произведшего небольшой фурор в прошлом году в Москве. Впервые на автомобильной выставке был представлен вездеход, получивший прозвище "русский "Хаммер". (Этому автомобилю посвящен отдельный материал на стр. 18 - ред.). То, что нижегородская выставка обретает черты именно автосалона, подтверждается интересом к ней со стороны производителей автомобилей. На этот раз сюда официально заявился КамАЗ, ВАЗ был представлен "Мега-Ладой". Среди дилеров налицо стремление к цивилизованному рынку. Все меньше демонстрируют пусть эффектных, но не новых иномарок. Устойчивые "белые" дилеры предлагают новые машины, ввезенные вполне официальным путем. Автомобили эти не дорогие. Заметна азиатская экспансия - в широком ассортименте были представлены "Киа", "Хёндэ" и "Дэу". Появились "Шкода" с "Фольксвагеном". Отдельного разговора заслуживает сервисный раздел экспозиции. На всех стендах почти непрерывно что-то сваривали, склеивали, размонтировали, смазывали, а также крутили видеофильмы об уникальных возможностях оборудования именно этой фирмы. Любого, проявившего интерес буквально хватали за руку и нашпиговывали проспектами и другой информацией. Очевидно, иностранные фирмы стали серьезно готовить свой российский персонал - иначе товар не продашь. Наши пока не так настырны. И счастливы уже тем, что ГАЗ устроил им скидку, оплатив часть стоимости выставочной площади. Для отечественных производителей помельче активная выставочная работа пока не по карману. Что касается посетителей нижегородской выставки, в нынешнем году они испытывали некоторые неудобства. Перед самым ярмарочным домом строится станция метро, рядом новый выставочный павильон. Но неудобства эти временные, а вот к следующему разу экспозиционная площадь увеличится, и весьма заметно. Кого-то еще увидим в Нижнем? ВНИЗ ПО МАТУШКЕ... Некоторые экспонаты из Нижнего направились напрямую в Казань - там выставка открылась через неделю. Название устроители придумали не слабое: "Автомобиль в сердце России". Ни больше ни меньше. Читай, коли Нижний - карман России, то Казань - ее сердце. Чтоб все знали!Нижегородская ярмарка возникла в давние времена и имела конкретную рыночную направленность. Сельскохозяйственную выставку Татарии построили в советские годы исключительно ради показухи. Как и московскую ВДНХ, использовать ее для настоящей выставочной работы крайне сложно. Но не пропадать же территории! Время от времени "на прорыв" сюда бросают новых руководителей, но работать, как в Нижнем, где между выставками едва успевают территорию убрать, пока не получается. Все тот же вопрос: а кому это нужно?Первый казанский автосалон дал на него вполне конкретный ответ: это нужно всем. Нельзя сказать, что город валом валил на выставку. Но недостатка в зрителях не было, работники стендов от безделья не страдали. Объяснение этому очень простое. Им пользовались в послевоенной Германии, да ив течение многих веков до этого. Много ли жителей той же Казани побывало хоть на одном из московских мотор-шоу? Не специалистов, командированных предприятиями для вполне конкретной цели, а обычных граждан? Ну, десяток-другой случайно ЗА РУЛЕМ 9/96 17 верительные заказы... Увы, и дилеров таких мощных пока нет, да и завод еще не выпустил столько ВАЗ-2110, чтобы выставить в каждом городе необъятной России. То есть для продавца выставка - это реклама, а для производителя - и реклама, и маркетинг: к чему в данном регионе сильнее тяга? Учитывая такое совпадение интересов, дилер оплачивает выставочную площадь, а производитель доставляет на нее новинки, существующие порой в единственном экземпляре. Конечно, при определенном уровне взаимоотношений того и другого. В Казань, например, УАЗ безбоязненно отправил свой -3160. К машине буквально выстраивалась очередь. Желающих купить не отпугивала ни предполагаемая цена, ни то, что на конвейере новый УАЗ появится лишь в будущем году. Для специалистов он уже не новинка (см. ЗР, 1993, № 8), а в Казани, поди ж ты, произвел фурор! ГАЗ поддержал своих дилеров еще более основательно: и "Атаман", и "Волга" ГАЗ-3105. КамАЗ пригнал на оплаченные площади еще не катанные на полигоне грузовики с кабиной, разработанной при участии ДАФа. Одно дело прочитать в рекламной газете, что в Казани начали продавать "Шкоду". Продавать-то начали, а вот покупать - пока нет. А в автосалоне - и универсал, и хэтчбек. То же самое относится к инструменту и оборудованию. Правда, в Казани его было совсем немного. Сегодня в сервисе очевиден крен в сторону частных мелких мастерских. Настоящий мастер не станет экономить на хорошем инструменте. Только некогда ему ехать в Москву новинки изучать. А тут тебе и покажут, и расскажут, и обучат. Грех не купить! В конечном итоге, выставка нужна и городу, жители которого получили интересное мероприятие. Классики едко высмеяли соотечественников за стремление к Нью-Васюкам. Поверим им и не станем устраивать конкуренцию там, где ее не должно быть. У нижегородского автосалона свои задачи, у казанского - свои. Если производители хотят продвигать свой товар в глубинку, они неизбежно станут тратиться на выставки. Их будет много - в Ижевске и Тюмени, Краснодаре и Ставрополе. Покупателя мало зазывать - ему лучше принести товар на дом. Тогда и отказаться от покупки будет труднее. Говоря научным языком, это один изоказался в Москве. Ну, два-три "отвинченных", готовых выложить полмиллиона за поезд и гостиницу ради возможности приобщиться к пестрому миру автомобильных новинок. Про автосалоны в Париже и Женеве и спрашивать как-то неловко. Но вот простой житель Казани решил купить автомобиль. Прежде он никакого отношения к автомобилям не имел, журнал "За рулем" не выписывал, информацию не отслеживал. Действовать по принципу "бери,что дают" при сегодняшних-то ценах? И тут вдруг его решили просветить - что делают на ГАЗе, когда появится новый УАЗ, чем отличается вариант "люкс". Заметим, покупает машины не только обыватель. Городские коммунальные службы могут найти для себя новый мусоровоз или поливалку. Короче, выставка нужна возможному потребителю для пробуждения интереса к товару, расширения знаний о нем. Еще больший интерес у, так сказать, противной стороны - производителя и продавца. Каждый ли "вазовский" дилер располагает сегодня магазином, где на вращающемся стенде стоит пресловутая "десятка"? Новинка привлекает покупателей, а менеджер собирает пред-путей оживления экономики, если хотите "экономического чуда". Самое время ему наступить. С нашей помощью, конечно. Алексей СОЛОПОВ Фото автора и Владимира Князева18ЗА РУЛЕМ 9/96